Культура и молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:25, доклад

Описание работы

Социометрия - это теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах.

Работа содержит 1 файл

Социометрия.docx

— 27.09 Кб (Скачать)

Снизить общую  напряжённость ситуации можно и  необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

· необходим доверительный контакт с группой.

· стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.

· мягкое формулирование целей тестирования.

В технической  части инструкции должны быть подчеркнуты  следующие моменты:

· каждый заполняет  свой лист самостоятельно, не советуясь  ни с кем и не размышляя вслух  над своими выборами;

· при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);

· при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа "всех", "любого", "никого"; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

6-й этап: Непосредственно  обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами  количественной обработки  являются:

1. табличный (социометрическая матрица),

2. графический  (социограмма)

3. и индексологический (социометрические индексы).

Социометрическая  матрица

Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное  достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

Ш групповые

Ш индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующего исследователя  индивида с остальными членами его  группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

· конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.

· "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные  социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Социометрические  индексы

Выделяют  два типа социометрических индексов:

Ш персональные социометрические индексы;

Ш групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют  индивидуальные социально-психологические  свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают  свойства групповых структур общения.

Основными персональными  социометрическими индексами являются:

· индекс социометрического  статуса i-члена;

· индекс эмоциональной  экспансивности j-члена;

· индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

· i - объект выбора;

· j - субъект выбора;

· ij - совмещение ролей.

Среди групповых  социометрических индексов наиболее важными  являются:

· индекс эмоциональной  экспансивности группы;

· индекс психологической  взаимности в группе (сплоченности группы);

Интерпретацию данных социометрии  проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:

1. сделанных  выборов;

2. полученных  выборов;

3. взаимных  выборов;

4. полученных  отклонений;

5. сделанных  отклонений;

6. взаимных  отклонений.

Приписывая  каждому показателю знак "+" (если он выше среднего по группе) или "-" (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида "+, +, +, -, +, -" будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Информация о работе Культура и молодежь