Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:25, доклад
Социометрия - это теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
· необходим доверительный контакт с группой.
· стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
· мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
· каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
· при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
· при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа "всех", "любого", "никого"; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
6-й этап: Непосредственно
обработка и интерпретация
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:
1. табличный (социометрическая матрица),
2. графический (социограмма)
3. и индексологический (социометрические индексы).
Социометрическая матрица
Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма
Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.
Социограммы бывают двух типов:
Ш групповые
Ш индивидуальные
Первые изображают
картину взаимоотношений в
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
· конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
· "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Социометрические индексы
Выделяют два типа социометрических индексов:
Ш персональные социометрические индексы;
Ш групповые социометрические индексы.
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными персональными
социометрическими индексами
· индекс социометрического статуса i-члена;
· индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
· индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
· i - объект выбора;
· j - субъект выбора;
· ij - совмещение ролей.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
· индекс эмоциональной экспансивности группы;
· индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);
Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:
1. сделанных выборов;
2. полученных выборов;
3. взаимных выборов;
4. полученных отклонений;
5. сделанных отклонений;
6. взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак "+" (если он выше среднего по группе) или "-" (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида "+, +, +, -, +, -" будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе: