Культура и молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:25, доклад

Описание работы

Социометрия - это теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах.

Работа содержит 1 файл

Социометрия.docx

— 27.09 Кб (Скачать)

Социометрия - это теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах.

Обоснованность  и плодотворность применения методов  социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, профессии, национальности и т. д.; структура группы - прежде всего от функций, обязанностей каждого члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые признаки формальной структуры. Одновременно с формальной структурой группы существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях.

Групповые процессы - это в первую очередь такие  процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны  руководствоваться ее члены в сфере их формальных, служебных контактов, с другой — «неписаные» нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества.

Малая группа - это образование, члены которо

го осознают свою к нему принадлежность, объединены общей

целью, совместной деятельностью или находятся  в идентичных

условиях. Отправной момент для понимания законов функцио

нирования малой группы состоит в том, что она выступает как

субъект деятельности, через которую включена в систему обще

ственных отношений. Характерной чертой малой группы явля

ется чувство общности, цементирующее отношения членов

группы и  отличающее ее от других групп. В одних случаях такое

чувство возникает  благодаря осознанию цели совместных дей

ствий, в других - на основе определенного эмоционального тя

готения, притяжения людей, в третьих - как итог временного

согласия  использовать конкретные средства, методы, инстру

менты деятельности. В качестве объединяющих факторов могут

выступать также  групповые интересы, потребности, нормы.

Состав группы определяется численностью и такими ос

новными признаками входящих в нее членов, как пол, возраст,

образование, профессия, этническая принадлежность и т.д.

Структура группы обусловливается прежде всего функциями,

обязанностями каждого члена в совместной деятельности. Это

признаки

формальнойструктуры. Например, структура трудо

вого коллектива включает в себя мастера и его заместителя,

двухтрех бригадиров, рабочих; в структуру студенческой груп

пы входят координатор (староста) и студенты. Наряду с фор

мальной структурой существует и

неформальная, базирующая

ся на межличностных отношениях, которые определяются сте

пенью уважения, желанием выполнять совместную работу,

получить  совет при решении личных проблем  или, напротив,

стремлением избежать контактов, неприязнью друг к  другу.

Минимальная численность  малой   группы , для изучения

которой применим  метод   социометрии , - три человека (триа

да). В диаде (два человека) практически не складывается тип

общения, опосредованный совместной деятельностью, так как

в этом случае очень велико влияние эмоционального (нефор

мального) фактора  и  взаимодействие по сути становится друж

бой, выходит  за рамки служебных, функциональных обязанно

стей. Наличие третьего человека переносит общение из лично

стного пространства в межличностное. Сложнее определить

максимальную  численность  малой   группы , при которой взаи

моотношения поддаются измерению  методом   социометрии .

Исходя из практики исследований, оптимальным принято

считать состав в 10-20 человек. В тех случаях, когда  речь идет о

производственной  бригаде, участке, учебном коллективе,

верхний предел увеличивается до 40 человек

Социометрическая  процедура

Общая процедура  проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й  этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й  этап: Разработка социометрических критериев.

Социометрические  критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

· формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.

· двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

· прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

· сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования  к критериям

1. Ограниченное  количество (3-4);

2. логическая  связь между собой;

3. критерии  должны вызывать интерес;

4. смысл критериев  должен быть понятен испытуемым;

5. критерии  должны быть сформулированы как  можно более конкретно, лучше  на основе реальной ситуации.

3-й  этап: Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической  процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы  без ограничения  количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек -- основная константа социометрии, где N -- количество человек в группе.

Для непараметрической  процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической  процедуры:

· позволяет  выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;

· при использовании  данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки  непараметрической  процедуры:

· при ручной обработке результатов социометрии  измерения возможны только в небольших  группах (до 12 человек);

· существует большая вероятность получения  случайного выбора из-за аморфной системы  отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная  процедура была разработана  для снижения вероятности  случайного выбора. Суть процедуры состоит  в ограничении  количества выборов  каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная  величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:где Р(А) -- вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N -- число  членов группы.

Достоинства параметрической  процедуры:

· повышает надёжность полученных данных;

· облегчает  статистическую обработку;

· позволяет  стандартизировать условия выбора в группах различной численности;

· как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки  непараметрической  процедуры:

· не раскрывает всего многообразия взаимоотношений  в группе;

· социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, "избранные" коммуникации. Введение "социометрического ограничения" не позволяет судить об эмоциональной  экспансивности членов группы.

4-й этап: Разработка  социометрической карточки или  социометрической анкеты. При проведении  социометрии, возможны два варианта:

· I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком  случае социометрические критерии могут  быть включены в общую систему  отдельным разделом. Однако при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать  свою анкету, а при выборе людей  писать их фамилии.

· II вариант - Социометрия является предметом  самостоятельного изучения. Тогда порядок  составления карточки может быть таким:

o готовятся списки членов группы;

o каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

Затем готовится  и сама карточка. Она должна содержать  следующие элементы:

Ш заголовок;

Ш инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;

Ш подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы должен указать свое отношение  к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении  деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного  исследования: изучаются ли отношения  в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

5-й этап: Непосредственно  проведение социометрии.

Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего  психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в  них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом -- цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях  устная инструкция выполняет две  очень важные функции: мотивирование  участников и технические пояснения. Мотивационная часть принципиально  важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание  отвечать. Социометрическая процедура  сама по себе является достаточно серьезным  эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние  статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Информация о работе Культура и молодежь