Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат
Слово "культура" в обиходной речи не вызывает никаких затруднений, им пользуются широко, и его смысл интуитивно ясен всем вне зависимости от того, о чем идет речь: говорится ли об античной культуре, или о культуре производства, или о культуре личности и т.д. но эта ясность исчезает, едва мы пытаемся выработать научное определение культуры.
Введение
Глава 1. Личность как объект и субъект культуры
Глава 2. Главные составляющие культуры личности
Заключение
Список используемой литературы
Обратимся
ко второй составляющей нравственной
культуры личности - культуре её нравственных
чувств, эмоциональной стороне
Особую
роль нравственные эмоции и чувства
играют в человеческом общении. Здесь
они - высшая ценность и цель. Общение,
лишенное эмоционального тепла не может
удовлетворить одну из высших, гуманистических
в своей основе, потребностей человека
в "роскоши человеческого
Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.
Культуру
повседневного поведения
Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.
Культуру
личности можно характеризовать
и с точки зрения эстетической
культуры. Это можно рассмотреть
на примере центрального звена в
эстетическом сознании человека - эстетическом
вкусе. Под вкусом обычно понимается
способность человека интуитивно постигать
и эмоционально оценивать эстетические
и художественные ценности. Существует
две предпосылки формирования эстетического
вкуса: психологическая и
Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности. Выделяют три уровня развития эстетической потребности:
1.
Начальный - "спящий вкус", то
есть эстетическая потребность
в зачаточном состоянии,
2.
Средний, "нормальный", то есть
устойчивое стремление
3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.
Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы11. Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.
Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.
Заключение
Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, её пассивный реципиент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.
Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является актором культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.
Список
используемой литературы
Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения.М. 2003.
Ильенков Э.В. что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2006.
Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1988.
Культурология: Курс лекций. В 2ч. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007.
Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Под ред.Н.Г. Багдасаряна. М., 2007.
Философский словарь // Под ред. И.Г. Фролова. М., 2006.