Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат
Слово "культура" в обиходной речи не вызывает никаких затруднений, им пользуются широко, и его смысл интуитивно ясен всем вне зависимости от того, о чем идет речь: говорится ли об античной культуре, или о культуре производства, или о культуре личности и т.д. но эта ясность исчезает, едва мы пытаемся выработать научное определение культуры.
Введение
Глава 1. Личность как объект и субъект культуры
Глава 2. Главные составляющие культуры личности
Заключение
Список используемой литературы
Эссе
Культура
и личность.
Содержание
Введение
Глава 1. Личность как объект и субъект культуры
Глава 2. Главные составляющие культуры личности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Слово
"культура" в обиходной речи
не вызывает никаких затруднений, им
пользуются широко, и его смысл
интуитивно ясен всем вне зависимости
от того, о чем идет речь: говорится
ли об античной культуре, или о культуре
производства, или о культуре личности
и т.д. но эта ясность исчезает,
едва мы пытаемся выработать научное
определение культуры. Оставляя в стороне
анализ имеющихся подходов к определению
сущности культуры, мы должны подчеркнуть
одно важное в свете рассматриваемой в
данной работе проблематики обстоятельство:
культура - это грань, граница, разделяющая
две качественно различные формы бытия:
естественную, природную, подчиняющейся
жесткой власти причинно-следственных
отношений, и искусственную, сотворенную,
возникшую в процессе свободной творческой
деятельности человека. Сама культура
в этом смысле есть искусственная, оформляющая
природное, стихийное, которое не уничтожается,
а выступая в иной форме, приобретает новое
содержание. Главной преобразующей силой
такого преобразования выступает человек-личность.
Именно личность соединяет мир естественной
природы и мир второй природы. При этом
сокровенной тайной личности, её экзистенционально-
Глава 1.
Личность как объект
и субъект культуры
На
сегодняшний день в научной литературе
можно встретить различные
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека. Более того, культура как таковая, культура всей своей чистоте, подлинности существует только в актах деятельности человека или по созданию, воссозданию объектов, преобразующих внешнюю среду (т.е. предметов материальной культуры), или же в актах по преобразованию внутренней природы самого человека (такие акты и образы можно отнести к духовной культуре личности).
Человек изначально становится объектом культуры. И даже, если рассматривать культуру как деятельность человека природы (как внутренней, так и внешней) в соответствии с определенным планом действий, очевидным представляется то, что сам этот идеальный план не закладывается в сознание человека от рождения. Ведь все без исключения собственно человеческие способы жизнедеятельности, формы деятельности, обращенные на другого человека и на любой предмет, ребёнок усваивает извне. Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т.д. Индивид в процессе социализации, воспитания и саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы4.
В
процессе становления личности происходит
уже в существующем культурном контексте,
при его непосредственном воздействии
на индивида. Поэтому можно утверждать,
что человек в этом взаимодействии
является объектом воздействия культуры,
а вернее, мира культуры. Ребёнок
учится действовать как человек,
взаимодействовать с другими
людьми, учится мыслить. Чувствовать
и выражать свои мысли и чувства
словами. Осваивая предметы мира культуры,
человек учится действовать по-человечески.
Воспринятые формы
Субъектом
культуры, носителем социально-
Как субъект культуры, человек существует с тех пор и до тех пор, пока он активно производит и воспроизводит свою реальную жизнь в формах, созданных им самим или другими людьми, в формах, принадлежащих той системе культуры, её контексту, в который она вписана. Данное условие может быть выполнено только тогда, когда индивид будет способен адекватно воспринимать смысл произведений культуры. Именно восприятие смысла, деятельность в соответствии с ним и будут актами культуры. Данное утверждение становится особенно понятным на следующем примере: "трактор для дикаря - просто груда металла, у современного филолога этот предмет может вызвать множество ассоциаций, но проникнуть в подлинный смысл данного феномена культуры может только человек, владеющий тем идеальным содержанием, которое было заложено в трактор, человек, расшифровавший это содержание и научившийся действовать в соответствии с ним. И так обстоит дело с любым произведением культуры: вы не прочтете книгу, пока сами не научитесь читать; вы не поймёте фильм, пока не овладеете языком кино, пока не попытаетесь разобраться в идеях фильма6.
В
том случае, когда идеальное, смысловое
содержание предмета усвоено индивидом
лишь формально, лишь как жесткая
схема и порядок операций, без
понимания его происхождения
и связи реальной с действительностью,
индивид оказывается
Только индивид, продуцирующий истинно человеческие ценности, служащий человеческим целям и идеалам, и осуществляющий их в своей жизнедеятельности, может быть субъектом культуры, а следовательно, человеком как таковым, личностью.
В этом смысле, личностью может быть назван индивид, который овладел формами преобразования не только внешней природы, но и внутренней - формами деятельного развития самого себя. Человек - единственное существо, которое может относиться к самому себе как к "некоему другому". Он может отстраниться от себя, от своего образа и поработать с собой, своим образом, его созданием и изменением. Такая возможность отстранения дается человеку его взаимодействием с предметами и с другими людьми, с миром культуры, который создал сам человек.
В процессе взаимодействия с другими людьми возникает ситуация, когда действие индивида, направленное на другого человека, отраженное возвращается обратно к нему и тем самым превращается из действия, ориентированного на другого, в действие, направленное (опосредованно через другого человека) на самого себя.
Такая
сложная взаимозависимость
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что "личность - "внутренняя социальность раскрывающая в себе все проявления культуры человечества". При этом пред нами всегда будет не просто человек, а "коллективный человек" (К.Г. Юнг), не личность, - а коллективная личность8. Личность и культура соотносятся как субъект и объект культуры (соотношение может меняться на противоположное). Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.
Личность
вбирает в себя, стягивает в
одной точке "Я" все те социальные
отношения, на которых основывается
современное ей общество. Она не
только существует, но и впервые
рождается именно как "узелок",
завязывающийся в сети взаимных отношений,
которые возникают между
Глава
2. Главные составляющие
культуры личности
Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения.
Культура
нравственного сознания и поведения
должна быть рассмотрена как целостная
система элементов, выражающая объективную
социальную необходимость
Процесс
нравственного формирования личности
включает такие элементы целенаправленного
воздействия на нее как этическое
образование - формирование знаний личности
в сфере моральной
Именно
на основе единства этих факторов формирование
моральной культуры личности и складывается
ее нравственная мудрость как единство
и гармония знания моральных требований
- и их воплощение в поступках, способности
найти оптимальное благородное
решение, и проникновенного
В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры9. Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.