Культура и ее особенности. Миф как явление культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры.
Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д.

Содержание

Вступление………………………..………..............................3
1. Культура как особенность социального общества…….. 4
2. Исторические особенности и развитие культуры…….. 6
3. Современная культура ……….…......................................…9
4. Миф как явление культуры ……………………………..… 10
Заключение………………..................................................…13
Список литературы………………………….……..……...14

Работа содержит 1 файл

Культура и ее особенности.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

       
3. Современная культура
 

                 В 20 веке культурология конституируется  как самостоятельная наука, стоящая  вне рамок философии, но все  же связанная с ней, и, конечно,  через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии.         

        С другой стороны, методы конкретно-  культурологических исследований  подчас воспринимаются философией  и используются при решении  чисто философских вопросов. Немаловажно  и то, что философия и теория  культуры весьма часто соприсутствуют  и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.  
Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая й. Хейзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии,
вправевивт.п.  
Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие
dкритике.f[6]  
          П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное
впознание).  
Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.
 
 
 

      5. Миф как явление  культуры 

      Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

      В обыденном понимании мифы - это  прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"

      Особенно  сильно значение мифологии проявляется  при изучении философских понятий  и исторически сложившейся системы  человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

      Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

      В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может  достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

      Мифология часто используется в XX веке как  усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

      Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

      Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

      Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

      Наряду  с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение  от религиозного? Воплощенные в мифах  представления тесно переплетаются с обрядами.

      Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и римские мифы, позже им стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях  и их героях. Со временем сначала  ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

      Сегодня большинство ученых склоняются к  тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Термин  «Культура» каждый понимает по- своему. Для одних культура- научаемое  поведение. Для других- не поведение  как таковое, а его абстракция. Для одних антропологов каменные топоры и керамические сосуды - культура, для других ни одни материальный предмет таковой не является. Одни полагают, что культурой лишь осязаемые предметы и явления внешнего мира. Некоторые антропологи представляют культуру совокупностью идей, но спорят друг с другом по поводу того, где эти идеи обитают: одни полагают, что в сознании изучаемых людей, другие - что в сознании самих этнологов. Однако, енсмотря на различные взгляды и споры, мя можем утверждать одно – культура неоценимо повлияло и продолжает непосредственно влиять на человеческое общество. Культура стала первой степенью в многогранном и всеобъемлющем развитии человечества.

      Что касается мифа, то он является - формой общественного сознания, способом  понимания природной и социальной действительности на первых стадиях общественного развития.

           В общественном  сознании первобытного  общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики"  служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического  мышления, на не отделившегося  от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта,  предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности,  безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам,  смежности  в пространстве и времени,  выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического,  раннего и текущего, последующего времени. Все происходящее в  мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения.

      Неоценимой  же ролью мифа стал тот факт, что  миф был первой формой общественного  сознания. Миф стал прародителем культуры, благодаря которому стало возможно стремительное социальное, экономическое, культурное общество. 
 

Список  использованной литературы 

      1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г.

            Багдасарьян.- М.: Высш. шк., 1999.- 511 с. 

       2. А.С. Кармин. Культурология. СПб.: Изд-во «Лань», 2001.-832 с. 

       3. Мировые религии. А.А Алов, Н.Г. Владимиров, Ф.Г. Овсиенко.- М.:  

             «Издательство ПРИОР», 1998.-480 с. 

       4. Мишель Лалелб. Религии человечества. М.: Издательство «Рудомино»,

            1997 – 600 с.

 
       5. «Анталогия исследования культуры» - переводы текстов Л. Уайта., Ф.

         Боаса, Р.Бенедикт, Дж. Мердока, В. Малиновского, А. Кребера

           и др. – 1997 год – 1 том.

  
        6. Культурология 20 века. Словарь – 2 том.

 
        7. Учебный курс по культурологии – 1996 год.
 

Информация о работе Культура и ее особенности. Миф как явление культуры