Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:07, контрольная работа
В конце XIX века в мировой культурологической науке необычайно популярна была концепция локальных цивилизаций, родоначальником которой стал русский учёный Н.Я.Данилевский. В этой концепции разрабатывается идея неповторимости исторических явлений, уникальности культурно-исторического опыта отдельных народов. В её основу положена мысль Вико о развитии всех народов через 3 стадии, подобные тем, через которые проходит человеческое существо.
1. Понимание цивилизации в концепциях О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского.
2. Тождественны ли понятия “культура” и “цивилизация”?
3. Каковы основные характеристики традиционной и техногенной цивилизации?
Тем не менее, понимание того, что важнее — культура или цивилизация, — определяет парадигму ценностей общества. Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает его действительный прогресс. Такое общество является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики.
Если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее к кризису, о котором много говорили философы и культурологи XX в.
Итак, между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах. Первая форма связи — генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, объективируется в ней. Генетический код культуры воплощается в материальном теле цивилизации. Вторая — структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга. И наконец, третья, дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры, а затем — новая цивилизация, в которой объективируются эти ценности.
3. Каковы основные характеристики традиционной и техногенной цивилизации?
Нынешняя эпоха развития человечества - эпоха современной техногенной цивилизации - имеет ряд специфических черт и особенностей. Прежде всего это касается науки, так как она определяет успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности.
Наука сегодня рассматривается как элемент культуры, взаимосвязанный и взаимодействующий со всеми другими элементами культуры. Кроме того, подчеркивается единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как все гуманитарные явления через мировоззрение, мироощущения, соответствующие данной эпохе, несут на себе "печать" естественнонаучной культуры, а любое открытие в естествознании - "детище" конкретной исторической эпохи. Еще в 1932 г. величайший представитель науки и культуры ХХ столетия Э. Шредингер в работе "Зависит ли наука от общества?" отмечал, что "... все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой" и что " научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны без своего культурного контекста." Говоря об особой роли науки в современном мире и ее специфике, имеется в виду следующее:
- наука - элемент культуры;
- научные результаты, особенности
науки, перспективы ее
- наука - основа техники,
- гуманитаризация науки,
- целостность научного знания, разработка и создание единой картины мира;
- взаимное влияние и
- взаимодействие и
- тенденции к преодолению
- особая роль естественных наук в современном мире, так как они являются не только фундаментом современной технологии, но и имеют огромное общекультурное значение.
Для современного этапа развития техногенной цивилизации характерно новое понимание специфики и особенностей процесса познания. Раскрытие особенностей и стратегии научного познания (типа научной рациональности) привело к введению и осмыслению новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы), а также рассмотрения объекта "в чистом виде" или учета неконтролируемого воздействия на него со стороны внешней среды - классический, неклассический, постнеклассический тип научной рациональности. Сегодня наблюдается переход от классического к неклассическому типу научной рациональности и новой парадигме, определяемой современным стилем научного мышления - эволюционно-синергетической парадигме, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции развития (самоорганизации) открытых диссипативных систем.
Кроме того, для процесса научного познания характерны:
- единство процесса познания и методов познания;
- гибкость и многогранность
мышления, проявляющиеся через
- новые подходы к проблеме понимания;
- интегративно-проблемный
Специфика современного мира, особенности
его познания и освоения ставят перед
человеком и человечеством
1. Понимание мира как системы, развитие которой имеет сложный нелинейный характер.
2. Познание как мира, так и
культуры в целостности и
3. Обогащение мышления через освоение современных методов научного познания.
4. Осознание реалий и
5. Понимание предназначения
Новые ценностные ориентиры - специфика нынешнего этапа развития человеческого общества. Это, прежде всего, касается понимания ценности науки, понимания ценности знаний для саморегуляции человека в современном мире и осознания ценности образования. [1, с 3]
Современный этап научного Естествознания, характеризуется не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей Естествознания:
Биология (генетика, молекулярная биология)
Химия (макрохимия, химия полимеров)
Науки смежные с естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.
Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в Естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно - технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.
Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологической картины мира и др. В связи с чем все больше на первый план выходит новая междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем. На данный момент наукой установлено огромное многообразие материальных объектов, представляющих микро, макро и мега миры, но остается открытым вопрос, исчерпывают ли эти открытия все существующее вообще. С учетом истории человеческого познания и общего духа современной научной картины мира на этот вопрос напрашивается отрицательный ответ. Многообразие материи и её движение бесконечно, при чем не только количественно, но и качественно. Принцип качественной бесконечности природы, означает признание неограниченного многообразие структурных форм материи, различающихся самыми фундаментальными законами бытия.
Современные противники качественной
неисчерпаемости природы
Список литературы:
1. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, Москва, 1992.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа,
М., "Книга", 1997.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд
на культурные и политические отношения
славянского мира к германо-романскому,
Москва, 1991.
4. Культурология: Учебное пособие / Составитель
и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.:
Центр, 2001.
5. Садохин, А.П., Т.Г. Грушевская. Культурология.
Теория культуры, Москва, 2004г.
6. Сорокин П. А. Кризис нашего времени.
Социокультурная динамика и эволюционизм
// Американская социологическая мысль.
М., 1996.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество,
М., 1992.
8. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник.
— М., 1991.
9. Шишова Н.В., Т.В. Акулич. История и культурология,
Москва, 2004.