Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

В конце XIX века в мировой культурологической науке необычайно популярна была концепция локальных цивилизаций, родоначальником которой стал русский учёный Н.Я.Данилевский. В этой концепции разрабатывается идея неповторимости исторических явлений, уникальности культурно-исторического опыта отдельных народов. В её основу положена мысль Вико о развитии всех народов через 3 стадии, подобные тем, через которые проходит человеческое существо.

Содержание

1. Понимание цивилизации в концепциях О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского.
2. Тождественны ли понятия “культура” и “цивилизация”?
3. Каковы основные характеристики традиционной и техногенной цивилизации?

Работа содержит 1 файл

культурология контрольная1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, понимание того, что  важнее — культура или цивилизация, — определяет парадигму ценностей  общества. Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему  развитию, то в обществе наблюдается  гармония между материальными и  духовными ценностями, что обеспечивает его действительный прогресс. Такое общество является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики.

Если культура подчиняется цивилизации  и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее к кризису, о котором много говорили философы и культурологи XX в.

Итак, между цивилизацией и культурой  нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между  ними существуют в трех основных формах. Первая форма связи — генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, объективируется в ней. Генетический код культуры воплощается в материальном теле цивилизации. Вторая — структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга. И наконец, третья, дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры, а затем — новая цивилизация, в которой объективируются эти ценности.

 

3. Каковы основные характеристики традиционной и техногенной цивилизации?

 

Нынешняя эпоха развития человечества - эпоха современной техногенной цивилизации - имеет ряд специфических черт и особенностей. Прежде всего это касается науки, так как она определяет успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности.

Наука сегодня рассматривается как элемент культуры, взаимосвязанный и взаимодействующий со всеми другими элементами культуры. Кроме того, подчеркивается единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как все гуманитарные явления через мировоззрение, мироощущения, соответствующие данной эпохе, несут на себе "печать" естественнонаучной культуры, а любое открытие в естествознании - "детище" конкретной исторической эпохи. Еще в 1932 г. величайший представитель науки и культуры ХХ столетия Э. Шредингер в работе "Зависит ли наука от общества?" отмечал, что "... все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой" и что " научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны без своего культурного контекста." Говоря об особой роли науки в современном мире и ее специфике, имеется в виду следующее:

- наука - элемент культуры;

- научные результаты, особенности  науки, перспективы ее развития  становятся понятными только  в культурно-историческом контексте;

- наука - основа техники, технологический  базис современной цивилизации;

- гуманитаризация науки, переосмысление  роли и места науки в жизни  и развитии человеческого общества, сохранении цивилизации;

- целостность научного знания, разработка и создание единой картины мира;

- взаимное влияние и взаимодействие  наук, отход от узкой дисциплинарности, интеграция научного знания;

- взаимодействие и взаимопроникновение  естественнонаучного и гуманитарного  знания;

- тенденции к преодолению разрыва  между ними;

- особая роль естественных наук в современном мире, так как они являются не только фундаментом современной технологии, но и имеют огромное общекультурное значение.

Для современного этапа развития техногенной  цивилизации характерно новое понимание  специфики и особенностей процесса познания. Раскрытие особенностей и стратегии научного познания (типа научной рациональности) привело к введению и осмыслению новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы), а также рассмотрения объекта "в чистом виде" или учета неконтролируемого воздействия на него со стороны внешней среды - классический, неклассический, постнеклассический тип научной рациональности. Сегодня наблюдается переход от классического к неклассическому типу научной рациональности и новой парадигме, определяемой современным стилем научного мышления - эволюционно-синергетической парадигме, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции развития (самоорганизации) открытых диссипативных систем.

Кроме того, для процесса научного познания характерны:

- единство процесса познания  и методов познания;

- гибкость и многогранность  мышления, проявляющиеся через соотношения  эмоционально-чувственного, наглядно-образного,  формально-логического и интуитивного мышления на различных этапах познания; взаимодействие и взаимосвязи левого и правого полушарий в познании и осмыслении мира;

- новые подходы к проблеме  понимания;

- интегративно-проблемный подход  в познании мира и реализации всех направлений деятельности человека и человечества.

Специфика современного мира, особенности  его познания и освоения ставят перед  человеком и человечеством новые  задачи и выдвигают новые требования:

1. Понимание мира как системы,  развитие которой имеет сложный нелинейный характер.

2. Познание как мира, так и  культуры в целостности и единстве.

3. Обогащение мышления через  освоение современных методов  научного познания.

4. Осознание реалий и особенностей  современной цивилизации, отход  от технократизма, ответственность за результаты деятельности человека и человечества в целом.

5. Понимание предназначения человека, его интегральной природы и  особого места человека в культуре.

Новые ценностные ориентиры - специфика  нынешнего этапа развития человеческого  общества. Это, прежде всего, касается понимания ценности науки, понимания ценности знаний для саморегуляции человека в современном мире и осознания ценности образования. [1, с 3]

Современный этап научного Естествознания, характеризуется не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей Естествознания:

Биология (генетика, молекулярная биология)

Химия (макрохимия, химия полимеров)

Науки смежные с естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.

Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в Естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно - технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.

Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины  мира, но и биологической картины  мира и др. В связи с чем все  больше на первый план выходит новая междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем. На данный момент наукой установлено огромное многообразие материальных объектов, представляющих микро, макро и мега миры, но остается открытым вопрос, исчерпывают ли эти открытия все существующее вообще. С учетом истории человеческого познания и общего духа современной научной картины мира на этот вопрос напрашивается отрицательный ответ. Многообразие материи и её движение бесконечно, при чем не только количественно, но и качественно. Принцип качественной бесконечности природы, означает признание неограниченного многообразие структурных форм материи, различающихся самыми фундаментальными законами бытия.

Современные противники качественной неисчерпаемости природы фактически возрождают древние натурфилософские идеи, либо о единстве первоматерии, либо о множестве первоэлементов. Если уж говорить об общей теории мира, то её исходной идеей может быть только диалектическая идея единства через многообразие и движение. Непреодолимая ограниченность каждой отдельной теории предполагает бесконечность всего научного познания. Известные науки, обобщающие теории составляют важные этапы её развития. Все они основаны на конкретных принципах, обобщающих определенный круг фактов, и допускают возможность и необходимость своего дальнейшего развития по пути создания все более общих и глубоких теорий, учитывающих новые, неизвестные ранее факты. Таков закон познания, обусловленный законами природы.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, Москва, 1992.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа, М., "Книга", 1997. 
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому, Москва, 1991. 
4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.  
5. Садохин, А.П., Т.Г. Грушевская. Культурология. Теория культуры, Москва, 2004г. 
6. Сорокин П. А. Кризис нашего времени. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996. 
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество, М., 1992. 
8. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. — М., 1991. 
9. Шишова Н.В., Т.В. Акулич. История и культурология, Москва, 2004.


Информация о работе Культура и цивилизация