Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Культурология - это наука о культуре, о ее сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике ее развития и о роли ее субъекта, творца культуры. Но что же такое культура?

Содержание

Введение . . . . . . . . . 3
1. Культура: понятие, структура, функции . . . 4
2. Культура и цивилизация . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . 16
Список литературы . . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Специальность « Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: «Культурология» 

 

На тему: Культура и цивилизация

 

 

Вариант № 1 (первый) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1курса

 1 семестр 

Приходько Марина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2009 г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . 3

1. Культура: понятие, структура,  функции . . . 4

2. Культура и цивилизация . . . . . . 10

Заключение . . . . . . . . 16

Список литературы . . . . . . . 17

 

Введение

 

Культурология - это наука  о культуре, о ее сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике ее развития и о роли ее субъекта, творца культуры. Но что же такое культура?

 

Культура: понятие, структура, функции

 

Впервые понятие «культура» встречается в «Тускуланских беседах» римского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Уже в своем первоначальном употреблении это понятие имело несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих смыслов, означая «возделывание», «взращивание», «вскармливание», «воспитание». Понятие культуры выделяло те изменения, которые происходят хотя и в природном объекте, но приобретают свое направление, формируются в результате целенаправленной, сознательной деятельности человека. Поэтому к результатам, воплощениям культурной деятельности можно отнести и колесо, вытесанное нашими далекими предками из камня, и созданные из природных компонентов строительные материалы, и возведенные из них сооружения. Это и живопись, и музыка, улавливающая и отражающая природные звуки и ритмы. Это и мифы, в которых человек пытался осмыслить свое место в мире, и научные теории, объясняющие мироустройство. Созданием культуры являются и самые абстрактные математические теории, в которых связь с природой не прослеживается напрямую, и шахматы - игра ума, и летательные аппараты, и электронно-вычислительные машины (ЭВМ), которые отнюдь не копируют, а моделируют и даже совершенствуют работу природы.

В определенном смысле понятие  культуры может противопоставляться  природе, но в еще большей степени связано с ним, дополняет его. Именно это произошло у Цицерона, который распространил понятие «культура» как «возделывание», «взращивание» уже и на самого человека. Формирование человека, становление его как человека, в отличие от дикого зверя, подчеркивает Цицерон, предполагает неустанную, сознательную, направленную работу над самим собой, возделывание того, что заложено от природы.

Возврат к цицероновскому смыслу понятия «культура» оказался возможным лишь в эпоху Возрождения, вновь обратившую взоры к человеку и природе как вершинам Божественного творения (и Божественного могущества). Гуманисты Возрождения даже считали, что человек способен находиться в сотворчестве с Богом, продолжить его дело - созданием новых форм из того, что предлагает природа и на основе знания ее законов. Мыслители уже позднего Возрождения, Томас Мор и Фрэнсис Бэкон именно через идею культуры связывали античность и Возрождение. Понятие культуры становится органичной частью философских систем Нового времени - Дидро, Руссо, Вольтера, позже Канта, Гегеля, Гёте, Гердера. Развиваемые этими мыслителями представления культуры (названные авторы выделяли различные аспекты этого понятия) могут рассматриваться как взаимодополняющие. Приведем лишь некоторые из них.

Культура как просвещение, обеспечивающее культивирование способностей души человека (X. Уарте - XVI в., Ф. Бэкон – XVI-XVII вв.).

Культура как приобретенная  способность ставить любые цели (И. Кант - XVIII в.).

Культура как мир  образования (Г.В.Ф. Гегель). Культура как восхождение к гуманизму (И.Г. Гердер).

Культура как сочетание  действительности и идеала (Ф.Шиллер).

Культура как всеобщий труд человеческого духа (К. Маркс).

Культура как система ценностей (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

В XVIII-XIX вв. формировались две основные линии в разработке проблематики культуры. В первой из них культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, преодолевающих дикость и варварство (французские просветители), как эволюция духовности - морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающая прогресс человечества (немецкие философы и просветители). Вторая же линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а, скорее, на ее особенностях в различных типах общества. При таком подходе различные культуры рассматривались как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианцы - Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, к этой же линии примыкали О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А. Тойнби)1. Впоследствии, к XX в., понятие культуры было расширено включением в нее всего богатства материального производства, а с другой стороны - этнических обычаев, различных языков и символических систем. Использование достижений антропологии, структурной лингвистики, семиотики, информатики позволило дополнить представления о культуре рядом новых нюансов и аспектов, в свете чего культура предстала как форма символической деятельности (Э. Кассирер), как знаково-семиотическая система различных уровней (А. Белый, Ц. Тодоров, У. Эко, Ю. Лотман).

Культура - это процесс и результат  созидательной деятельности человека.

Исторически сложилось так, что  культуру подразделяют на материальную и духовную. Первая охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, средства и связи и т. д.). Вторая, относясь к процессу и результатам духовной деятельности, включает в себя науку, философию, мифологию и религию, искусство, мораль и право, политическое сознание. Каждая из составляющих духовной культуры изучается в конкретных дисциплинах, и поэтому нет смысла здесь останавливаться на подробных рассуждениях о каждой из них. Точно так же нет смысла приводить их определения, взятые из справочников или словарей - ведь речь не идет о терминах, незнакомых читателю. А вот как вплетена каждая из этих составляющих в культуру той или иной эпохи, почему та или иная из них является доминирующей в той культуре, как они связаны между собой и воздействуют друг на друга, посвященной изложению истории мировой и отечественной культуры.

Выделяя своеобразные ступени в  структуре культуры, необходимо остановиться также на понятиях «массовая культура»  и «элитарная культура». Эти названия говорят здесь сами за себя. Если элитарная культура доступна (во всяком случае, вначале) лишь небольшому кругу изысканных знатоков и ценителей, то массовая культура является достоянием широкого круга людей. Надо заметить, что в этом названии нет ничего унизительного. Массовой популярностью, например, пользовались у нас поистине народные кинофильмы - «Баллада о солдате», «Когда деревья бы ли большими», «Волга-Волга», комедии с участием Ю. Никулина, Г. Вицина и Е. Моргунова, песни в исполнении Клавдии Шульженко и Людмилы Зыкиной. В простой и доступной форме такое искусство выражает душу народа, его радости и горести. Негативный смысл понятия «массовая культура» приобретает в наши дни, когда, потакая стремительно, катастрофически падающему культурному уровню обывателя, средства массовой информации лепят «из того, что было» кумиров, обрушивающих на непритязательного потребителя самую низкопробную продукцию. Не хочется даже для примера приводить строчки из некоторых современных песенок. Тогда получается, что, скажем, искусство, вместо того, чтобы способствовать развитию вкуса, культурного уровня людей буквально низводит его - за их же деньги - до пещерного состояния. В таком случае приходится признать, что неладно дело в самом обществе, потребляющем и создающем такую «культуру». Вместе с тем даже в наши дни можно видеть очереди в художественные музеи и концертные залы - вечное, нетленное искусство, даже воспринимавшееся порой как элитарное, все более расширяет круг своих ценителей. Характерный пример - если в первой половине XX в. только узкий круг ценителей был знаком с авангардистской живописью или музыкой композиторов того времени, то сейчас альбомы с живописью XX в. не залеживаются на полках магазинов, а венгерская фирма грамзаписи «Hungaroton» выпускает, например, наряду с шедеврами Баха и Моцарта, произведения композитора Белы Бартока в серии «Музыка для всех». Не менее примечательно, что еще при жизни И.С. Баха его музыка представлялась многим современникам чересчур сложной, математизированной. В конкурсе на освободившееся место кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге Бах занял только третье место, пропустив вперед И. Кунау, даже имя которого мало кому сейчас известно.

Выделяя важнейшую роль образования  в сохранении и развитии культуры, следует учитывать и то, что его нельзя рассматривать как какой-то структурный элемент культуры, подобно науке, искусству, религии и т. д. В образовании все эти элементы тесным образом переплетены. Отдельно следует сказать и о месте спорта, физической культуры в общей сфере культуры.

Порой к структурным элементам  культуры относят и традиции, в  одном ряду с наукой, искусством, религией и т. д. Можно заметить, однако, что логического ряда здесь не получается - в действительности в  традициях переплетены (явно или  неявно, осознанно или неосознанно) все структурные элементы культуры. Роль традиций исключительно велика в качестве своеобразной формы жизни культуры, ее функционирования и развития. Традиции (от лат. tradere - передавать) выполняют функцию транслятора культуры от поколения к поколению, механизма, во многом родственного генетическому. Не случайно принято говорить о традициях как генетическом коде культуры, наследственной памяти человечества.

Настало время подытожить основные функции культуры. Важнейшая из них  заключается в трансляции (передаче) социального опыта, иногда она называется еще и информационной. Культура может рассматриваться как «социально значимая информация, регулирующая деятельность, поведение, общение людей. Эта информация, выступающая как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, частично может осознаваться людьми, но часто она функционирует и как социальное подсознательное». Ее передача от поколения к поколению требует закрепления в знаковой форме - это могут быть естественные и искусственные языки, в том числе язык искусства, науки, системы символов и сигналов, обеспечивающих коммуникацию.

Познавательная функция культуры связана с тем, что в ней  накоплена вся совокупность знаний о мире, более того, изучение культуры позволяет узнать и понять, как и почему устройство мира представлялось в различные эпохи и в различных культурах. С познавательной функцией тесно связана и эвристическая (от греч. эврика - я нашел). Знание культуры, усвоение ее опыта помогает находить новые пути в новой сфере деятельности.

Семиотическая, или знаковая функция  культуры связана с тем, что любая  культура или любые ее компоненты представляют собой определенную знаковую систему. Устный или письменный языки  являются необходимым средством  общения людей. Для овладения  художественной культурой необходимо изучение языка музыки, живописи, театра. Своим языком обладают любые науки, философия, различные религии. Только благодаря освоению знаков и смыслов культуры возможна ее коммуникативная функция.

Ценностная (аксиологическая) функция обусловлена тем, что, как уже неоднократно говорилось, культура представляет собой определенную систему ценностей. Приобщение к культуре формирует у человека соответствующие ценностные потребности и ориентации. Несомненна воспитательная функция культуры. Воспитательное значение имеет и само отношение к культуре.

Регулятивная функция культуры заключается в том, что она  регулирует, направляет любые стороны  и формы жизни людей - семейные отношения, производственную деятельность, политические и правовые отношения.

 

Культура и цивилизация

 

В одном ряду с понятием культуры часто используется понятие цивилизации. Нередко оно воспринимается как  синоним культуры. Подобное отождествление имеет свои исторические корни и  причины. Однако со временем понятия  культуры и цивилизации все более расходились, а сейчас они нередко вступают в противоречие, что также имеет объективные основания.

Впервые понятие цивилизации  появляется в европейской мысли XVII в., а утверждается в XVIII в. Происходя  от латинского civilis (гражданский), понятие цивилизации относилось к свойствам, присущим члену общества, гражданину. Цивилизованность включала в себя законопослушность, умение общаться с людьми, соразмерять свои интересы и поступки с окружающими. Противостоя (как и понятие культуры) понятию дикости, цивилизованность служила показателем благовоспитанности, включая в себя законы общежития и общие правила поведения граждан в обществе. Именно так понятие цивилизации трактовалось во «Всеобщем словаре» А. Фурье-тера, изданном в 1659 г. в Голландии. Считается, что в широкий обиход понятие цивилизации ввел маркиз Мирабо своим трактатом «Друг законов», где «цивилизация» определяется как «смягчение нравов».

Исторически сложилось  так, что во Франции культура, отождествляемая  с моральными и интеллектуальными навыками и установками, составляла органичную часть цивилизации. В «Великой Французской энциклопедии» XVIII в. понятие цивилизации увязывалось с идеями прогресса, основанного на разумных началах и обеспечивавшего выход человечества из варварского состояния. Идеология Просвещения предполагала наступление и утверждение «всемирной цивилизации». Более того, именно Франции предназначалась миссия ее носителя и «внедрителя». Характерно, что даже походы Наполеона расценивались именно в таком свете — как в свое время походы Александра Македонского. В Германии же, в силу исторических причин и, прежде всего, сохранившейся со средневековья государственной раздробленности, преобладала идея национальной самобытности, выраженной как раз в культуре. Именно культура осознавалась как область свободы индивида и выражения народного духа. Более того, в трудах немецких мыслителей культура и цивилизация во многом стали противопоставляться по принципу «моральное - аморальное», «творческое - омертвляющее». Впервые границу между культурой и цивилизацией провел И. Кант (1724-1804), а более ста лет спустя другой немецкий философ, О. Шпенглер представил цивилизацию как заключительную стадию любой культуры, имеющую такие признаки, как развитие индустрии и техники, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие массы, переставшие впитывать живительные соки культуры, как ускоряющийся упадок искусства и литературы. Таким образом, уже к XX в. оппозиция понятий «культура» - «цивилизация» стала вполне отчетливой: в культуре усматривается «выражение души, подлинной и свободной жизненной общности в противовес урбанизированному, технизированному, безличному, усложненному и космополитическому цивилизованному образу жизни... Культура отождествляется с чем-то органическим, а цивилизация - с механико-техническим». В оппозицию вступают плюрализм культур как органических целостностей и единая цивилизация, навязывающая унифицированный, технизированный образ жизни. Понятие культуры подчеркивает национальные различия, своеобразие, а цивилизация - общее, либо то, чему предписывается стать таковым; при этом вступают в противоречие динамизм, подвижность, естественность развития - и навязанное, обезличенное.

Информация о работе Культура и цивилизация