Автор: Леонид Кандер, 19 Октября 2010 в 17:54, контрольная работа
Целями данной работы является рассмотреть различные подходы к понятию «цивилизация», его связи с понятием «культура». Для понимания сущности данных понятий очень важно проследить историко-логический процесс их взаимоотношений.
нет
X.
Уайт, используя тропологический
подход, выделил четыре цивилизацнонно-
В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от критериев выделяют такие типы, как «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современная»; «эволюционная и инновационная» цивилизации.
Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).
Аграрная
цивилизация — это общество с
примитивным
Индустриальная цивилизация — общество, которое характеризуется бурным развитием промышленности, внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.
Постиндустриальная
цивилизация — общество «высокого
массового потребления», в котором
основными становятся проблемы развития
сферы услуг, производство товаров
массового потребления и
Отечественные сторонники такого подхода (в частности, Ю.В. Яковец) выделяют семь исторических стадий-цивилизаций: неолитическая (VII — IV в. до н. а), восточно-рабовладельческая (III — первая половина I в. до н. э.), античная (VI в. до н. э.- VI в. н. э.), раннефео-дальная (VII — XIII вв.), прединдустриальная (XIV — XVIII вв.), инду-стриальная (60-90-е гг. XVIII в. — 10-70-е гг. XX в.), постиндустриальная (80-е гг. XX в. — конец XXI — начало XXII вв.).
Представители
всемирно-исторического
Одной из таких концепций всемирной истории является философия истории К. Ясперса, основанная на экзистенциальных представлениях (уникальность, неповторимость человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания - экзистенции) о становлении и развертывании единой человеческой сущности. Ясперс делал акцент на «духовной составляющей» человеческого бытия. Признавая реальность всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа, и как результата взаимодействия различных культур, Ясперс отмечал, что подлинная связь между народами не родовая, не природная, а духовная.
В работе «Истоки истории и ее цель» (1949 г.) Ясперс выделил в общественном развитии четыре «среза»: «доистория», «великие исторические культуры древности» (локальные истории), «осевая эпоха» (начало всемирной истории), «эпоха техники» (переход к единой мировой истории).
В
«доисторический период»
«Великие культуры древности», знаменовавшие начало человеческой истории, возникают в трех областях земного шара. Это шумеро-вавилонская и египетская культуры, эгейский мир (с IV тыс. до н. э.); доарийская культура долины Инда (с III тыс. до н. э.); архаический мир Китая (со II тыс. до н.э.).
С
800 по 200 гг. до н.э., в «осевое время»,
в великих культурах древности
или в орбите их влияния начинает,
формироваться универсальная
Таким образом, «осевое время» у Ясперса служит ферментом, который стал связывать человечество во всемирно-историческом постранстве-времени. Вместе с тем «осевое время» служит у него и масштабом, позволяющим определить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. В связи с этим Ясперс выделял «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки).
«Эпоха техники», духовно зарождаясь в XVII в., приобрела всеохватывающий характер в XVIII в. и получила чрезвычайно быстрое развитие в XX в. Эта эпоха знаменует собой время наступления духовного единства человечества, мировой истории, не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, благодаря ее географическим открытиям, достижениям науки и техники.
Другой разновидностью всемирно-исторической интерпретации понятия «цивилизация» является своеобразная историческая концепция Д. Уилкинса. Он считает, что существует единая «Центральная цивилизация», зародившаяся при слиянии египетской и месопотамской цивилизаций и пережившая все другие 14 цивилизаций. Современный мир — это, следовательно, лишь стадия исторически непрерывной «Центральной цивилизации».
Л. Васильев, используя данный подход, предложил следующую цивилизационную концепцию всемирно-исторического процесса:
1) С древнейших времен до VII — VI вв. до н.э.- время существования локальных обществ «азиатского» типа, традиционных, социоцентристских с авторитарно-деспотической административной системой. Для этих обществ были характерны принципы «власти-собственности» и «централизованной редистрибуции» (перераспределением), медленное циклическое воспроизводство общественных структур со сменяющими друг друга в разных регионах периодами существования мощных централизованных государств и периодами феодального типа децентрализации;
2) VII — VI вв. до н.э.- XIV — XVII вв. - время зарождения и становления общества европейского типа и социальной дихотомии (деление на взаимоисключающие друг друга компоненты), параллельного сосуществования «европейского» и «азиатского» миров;
3) С XVII в. — время общечеловеческой интеграции и возникновения всемирной истории на путях модернизации и глобальной трансформации. В XVIII — XIX вв. в результате западной экспансии на Востоке происходил симбиоз традиционных и европейских структур, в XX столетии начался переход от симбиоза к синтезу, большое влияние на процесс которого, оказало цивилизационное разнообразие Востока.
В результате быстро расширяющегося процесса технизации, с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта - утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями. Чтобы понять, в чем суть данного явления, выделим черты, которые составляют основу западноевропейской культуры и определяют техногенный характер современной цивилизации:
1)
Особое представление о
В западноевропейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека: «Природа не храм, а мастерская, мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». А важнейшей ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу;
2) Человек - активное существо, преобразующее мир.
Человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир. Эта позиция наиболее ярко выражена в марксистской философии. Критик марксизма Р. Арон заметил, что марксизм был не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса.
Если сравнивать этот принцип европейской культуры с принципом восточной, в соответствии с которой мир надо не преобразовывать, а адаптироваться к нему, то неизбежной становится абсолютизация человеческой активности, приведшая к агрессивности технического вмешательства человека;
3) Деятельность человека направлена на преобразование предметов.
Первые две западные культурные парадигмы обуславливают и особое понимание человеческой деятельности: деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию человека, что проявлялось и в технических изобретениях;
4) Технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне социокультурного измерения.
Данную характеристику породила установка на технико-экономическую результативность преобразования внешнего мира. Заметим, что и сама идея о том, что определяющим фактором общественного развития является материальное производство, не могла в принципе возникнуть в рамках восточной культуры.
А теперь посмотрим, в чем заключается кризис техногенной цивилизации.
При столкновении двух типов развития («традиционного» и «инновационного») в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, явное превосходство оказалось на стороне европейской цивилизации. Однако конец XX в. обнаружил, с одной стороны, негативные последствия технологической экспансии европейской цивилизации, приведшей человечество к глобальному кризису, а с другой, — выявил духовные преимущества неевропейского варианта развития.
Наиболее очевидный исторический предел техногенной цивилизации образуют обострение экологического кризиса, изобретение и распространение оружия массового уничтожения. Эти явления обнаружили вопиющий иррационализм ее высших принципов: неуклонный экономический рост и научно-техническое развитие. Материальное обогащение за счет эксплуатации природы, и пронизывающий ее приоритет групповых — государственных, национальных, классовых интересов стоит над интересами общечеловеческими.
Фундаментом западной цивилизации являются антропоцентризм (главенство человека) и техноцентризм (главенство технологии). Антропоцентризм породил, с одной стороны, гуманизм и веру человека в свои силы, а с другой – безудержный культ потребительства. Техноцентризм привел, с одной стороны, к улучшению условий жизни человека, а с другой – к механистичности, к росту бездуховности.
Экологический и сырьевой кризисы является ярчайшим свидетельством банкротства техногенной цивилизации Запада, которая завела мир в нынешнюю тупиковую ситуацию. Культ потребительства, характерный для духовного облика западного человека, наносит экосистеме планеты огромный вред, выражающийся в варварской, зачастую рационально не обусловленной, эксплуатации всех видов природных ресурсов, а также, уничтожении окружающей среды в результате такой эксплуатации и отходами такого потребления.
Постоянное стремление к расширению, к захвату новых рынков и территорий (экспансионизм) привело к тому, что вестернизация захлестнула самые отдаленные уголки земного шара. Оборотной стороной такого перманентного экспансионизма является неспособность к самоограничению, которая привела ныне западную цивилизацию к конфликту не только с самой природой, но с другими народами.
В современном развитии общества происходит радикальный переворот и в системе социальных связей людей. Социальные группы различного масштаба и уровня продолжают существовать, но значительно ослабевают связи между каждой из этих групп и входящими в них индивидами.
Одной из важнейших причин этого сдвига являются резко возросшие темпы социальных изменений: они лишают групповые связи человека былой устойчивости, определенности, однозначности, размывают реально переживаемую им социально-групповую идентичность.
Вторая причина в усложнении группового членения современного общества: возрастает несовпадение между различными типами его дифференциации — социально-экономической, региональной, демографической, этнической, культурной, идеологической и т.д., в результате индивид оказывается принадлежащим сразу к множеству различных групп. Это, естественно, затрудняет для него психологическую ориентацию на одну из них.