Автор: Леонид Кандер, 19 Октября 2010 в 17:54, контрольная работа
Целями данной работы является рассмотреть различные подходы к понятию «цивилизация», его связи с понятием «культура». Для понимания сущности данных понятий очень важно проследить историко-логический процесс их взаимоотношений.
нет
Содержание
Историками, философами, учеными до сих пор ведутся споры по таким вопросам как: Что такое цивилизация? Что такое культура? Различны или тождественны между собой эти понятия? Какая взаимосвязь между культурой и цивилизацией.
Не меньшую проблему представляет собой и подход к классификации типов цивилизаций. В настоящий момент существует множество таких подходов и каждый их них имеет право на существование. Кроме, того, с ходом истории появляются все новые и новые классификации.
В настоящее время остро ставится вопрос о ценности цивилизационного подхода к развитию общества. Негативные экологические, природные и социальные последствия развития техногенной цивилизации привели к переосмыслению главенствующего положения технологического детерминизма (подразумевающего решающую роль техники в развитии общества) над детерминизмом природным и духовным.
Целями данной работы является рассмотреть различные подходы к понятию «цивилизация», его связи с понятием «культура». Для понимания сущности данных понятий очень важно проследить историко-логический процесс их взаимоотношений.
Также необходимо выявить различные классификационные признаки типов цивилизаций и рассмотреть различные варианты таких классификаций на основе всех выявленных критериев.
Что
касается техногенной цивилизации,
то для понимания сущности и причин
ее кризиса, необходимо обратится к ее
характерным чертам. Далее важно проследить,
в чем заключается ее негативное воздействие
на современное общество.
Термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756) и используется для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации и сейчас не утратила своего значения.
Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» несет в себе еще и оценочное значение, т.е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация — это, прежде всего, определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных, технологических, социальных и другие достижений общества.
В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д.
Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Здесь цивилизация — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития.
Примером
таких цивилизаций можно
На основе всех выше описанных подходов можно дать обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Определенность цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
В
отличие от формационного деления
общества, связанного с производственно-
«Культура» как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
«Культура» как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
«Культура» как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Но культура - это семиаспектное понятие, потому как это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
Главным и единственным субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности, создает цивилизации. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Таким образом, категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены; более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация — без культуры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
Выделяются следующие этапы развития отношений между понятиями «культура» и «цивилизация»:
1) Античность, Средние века - когда понятия не разделялись;
2) Эпоха Возрождения – разделение понятий и обозначение соотношения;
3) Эпоха Просвещения - наложение понятий;
4) Цивилизация как ступень развития общества (культуры);
5) Противопоставление понятий.
Культура
и цивилизационное бытие
Христианство,
сформировав новую картину
Впервые соотношение культуры и цивилизации обозначилось в эпоху Возрождения, когда культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация - с историческим процессом гражданского общества. Но рефлексия несовпадения еще не возникла.
В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга.
Термин «цивилизация», как уже отмечалось выше, прежде всего, для обозначения некоторой качественной характеристики общества. Морган и Энгельс рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством, характеризующуюся упорядоченностью общественного строя и потому более «высокую» качественно.
В XVIII в. возникают течения, противопоставлявшие культуру цивилизации.
В то время Германия состояла из множества феодальных государств и не имела национального политического сознания, хотя ощущение единства национальной культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало возможно в результате осмысления культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.
Во Франции существовали так называемые «энциклопедисты», прославлявшие достижения цивилизации и уделявшие первостепенное внимание материальным процессам. Им оппонировал Ж.Ж. Руссо, первым осмысливший отрицательные последствия цивилизации. Руссо дал резко отрицательный ответ на вопрос о том, содействовало ли развитие науки и искусства улучшению нравов.
В XIX в. русские славянофилы, утверждали тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как о «смерти духа культуры».
В XX в. в западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее закат или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации острую холодную рассудочность, интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и т.п.
Отметим еще одно обстоятельство: у этих понятий разные закономерности исторического развития. Понятие прогресса применительно к культуре и цивилизации следует толковать по-разному.
Прогресс цивилизации представляет собой в основном линейно восходящую последовательность, в которой каждое новое явление лучше предыдущего. Поэтому новая ценность обесценивает или вовсе отменяет старую. Никто не станет употреблять каменный нож, если есть стальной. Здесь ясно рисуется характер прогресса цивилизации. Правда, следует учесть, что такова лишь общая тенденция развития цивилизации. В отдельных случаях новое может оказаться хуже старого.
Прогресс в области культуры имеет совсем иной характер. Его смысл не в замене старых ценностей на новые, а в накоплении ценностей, в расширении их круга. Шостакович не отменяет Бетховена, как и Бетховен не отменяет Моцарта. Разумеется, и в этом случае намечается лишь основная тенденция; конкретные культурные ценности могут и утрачиваться по разным причинам.
Ценности цивилизации, становясь в определенных условиях ценностями культуры, могут продлевать свою историческую жизнь уже в качестве последних. Так, в XX в., никто не пользуется костром для обогрева жилища и приготовления пищи, так как есть печи и центральное отопление. Однако люди все-таки продолжают жечь костры, удовлетворяя уже не материально-практические, а духовные, эстетические потребности.
Цивилизационный
подход нашел широкое применение
в исследованиях по исторической
и культурно-исторической типологии.
При этом можно выделить три подхода
в интерпретации понятия «
Среди
сторонников локально-
У А.Тойнби в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, принято называть цивилизациями: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, индское, хеттское, эллинское, православное христианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное), дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское. В более обобщающей классификации Тойнби выделил, кроме «западного мира», «православно-христианское, или византийское общество»; «исламское общество», проходящее по диагонали через Северную Африку и Средний Восток до Великой Китайской стены; «индуистское общество» в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; «дальневосточное общество» в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном. Эта классификация цивилизаций была положена в основу концепции Л. Васильева, который выделил пять современных цивилизаций: «западноевропейскую», «российскую», «исламскую», «индо-буддийскую» и «конфуцианскую».