Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:33, отчет по практике
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда многообразие культур и форм культурного развития.
Слово «модерн» (фр. modern - современный) впервые было употреблено в V в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. С тех пор «модерностъ» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой.
Введение…………………………………………………………..…..3
1. Постмодернизм как общекультурное направление конца XX - начала XXI вв. ………………………………………..5
2. Культура и антикультура архитектуры Самары………7
3. «Дефанс» - современный деловой и жилой квартал Парижа. Сравнительный анализ…………………………10
Заключение…………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………...14
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
УЧЕБНАЯ
ПРАКТИКА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема:
Культура и антикультура
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда многообразие культур и форм культурного развития.
Слово «модерн» (фр. modern - современный) впервые было употреблено в V в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. С тех пор «модерностъ» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой.
Модернизм употребляется в значении современное искусство. Его отличает особый интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Новое жизнепонимание требовало новую идейную платформу, которая была сформулирована на базе интуитивизма, ницшеанства, феноменологии, психоанализа, экзистенциализма.
Происходит попытка синтезировать в процессе творчества разные начала, создавая новый взгляд на предмет - объемный, полный, эмоционально насыщенный. Исследуется соотношение цвета с музыкальным звуком, танцевальной пластикой, с различными запахами.
Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания. Он не знал никаких правил поведения в этом открытом ему будущем, над ним не тяготели нормы и образцы; он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.
В результате чего в середине XX века в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом».
В
своей работе я рассмотрю ситуацию,
когда современная архитектура постмодернизма
и конструктивизма вторгается в более
раннюю – деревянное зодчество 18-19 вв.,
в результате происходит конфликт разных
архитектурных направлений. И напротив,
рассмотрю вариант, когда архитектура
постмодернизма находит свое место, не
вмешиваясь в уже устоявшееся.
1.
Постмодернизм как
общекультурное направление
конца XX - начала XXI вв.
Слово «постмодерн» появилось на американском континенте из-под пера социологов и критиков. Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл. «Постмодернизм» довольно быстро стал одним из наиболее часто употребляемых терминов в периодике гуманитарного направления. Если попробовать определить его общее содержание, то можно говорить о трех основных смыслах:
Термин «постмодернизм» отражает состояние духовности европейского типа в наши дни, связанное ощущением изжитости какого-то важного этапа в развитии цивилизации, изжитости «современности». То есть «постмодернизм» обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в XX веке.
Термин «постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может - в манере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он - антиинтеллектуален по сути.
Постмодернизм, родившись вначале как феномен искусства и осознав себя сперва как литературное течение, затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры, и уже к 80-м годам стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи.
Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 года и стал реакций на искусство, которое к концу XX века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, постмодерн достаточно органично вписывается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. Он созвучен идеям новой сексуальности и новой чувствительности.
Изменилось
и понимание эстетического
Русский мыслитель XIX в. Н. Федоров называл Европу «цивилизация молодых». Ее главную особенность он видел в том, что сыны человеческие сняли с себя обязанности перед отцами, предками, т. е. перед традицией, отдалились от них в своей гордыне, перестали считаться с прошлым, забыли свой сыновний долг. Притча о блудном сыне стала символом европейского образа жизни.
Сформировалась новая популяция людей, уверенных в возможности строить свои культуры без опоры на традицию, отказ от которой начался задолго до нашего века, а в нем завершился. Эпоха нового времени породила людей, отказавшихся от Бога.
Быстроту
и натиск, установку на радикальные
изменения постмодернистская «
Массовая постмодернистская культура, сошедшая с экранов телевидения, со страниц журналов, несмотря на свою примитивность, все же жестко реализует присущий постмодерну в целом дискурс, который базируется на агрессивном и негативном отношении к прошлому.
Неоднозначность
постмодернизма, его противоречивость
современной жизни такова, что не укладывается
ни в какие умопостигаемые рамки и поневоле
порождает не менее фантасмагорические
концепции своего толкования.
2.
Культура и антикультура
архитектуры Самары
История город Самары, жительницей которого я являюсь, уходит в глубокую древность. Это город с достаточно богатой культурой и архитектурой. В народе закрепились два обозначения города: «старый город» («старая» Самара – это центральные районы города: Самарский и Ленинский), здесь старые дома являются историческими памятниками архитектуры 18-19 вв. Это поистине удивительные здания - деревянное народное зодчество; и «новые районы» (районы с современными постройками, спальные кварталы стандартной, в стиле советского минимализма, штампа и однообразия).
Когда стиль постмодернизм получил возможность вживаться в архитектуру современных городов, то встал вопрос: а где же пускать корни?
Например, в нашем городе стали по-тихоньку «самовозгораться» старые дома – те самые исторические памятники, а на их месте вырастали модерновые и постмодерновые сооружения.
И все бы ничего, если бы это не нарушало архитектуру города. Самара стала городом контрастов, стилесмешеней, и смотрится это, по меньшей мере, безвкусно.
Возьмем,
например, наш новый железнодорожный
вокзал (рис. 1).
Рис. 1
Самарский
железнодорожный
вокзал
Он является одним из крупнейших в Европе, построен в стиле конструктивизма с применением передовых технологий и современных материалов. На здании установлено 160 лампочек, создающих в темное время суток таинственный сине-фиолетовый ореол вокруг вокзала. На шестом этаже расположен зимний сад, украшенный фонтаном. Со смотровой площадки, которая представляет собой большой балкон вокруг купола вокзального комплекса, открывается потрясающий вид на Самару от набережной Волги до районов Безымянки. Но он никак невписывает в общую архитектуру старого городе, где расположен вокзал.
Жители города безусловно гордятся таким космическим проектом, но и недоумевают над выбранным стилем.
Еще
один из похожих проектов - здание офиса
ОАО "Самаранефтегаза" (рис. 2).
Оно является частью будущего крупного комплекса на берегу Волги. Высотное здание неправильной формы в виде паруса с фасадами из стекла и зеленого мрамора буквально на глазах выросло в районе бывшей промзоны на самарской набережной. Здание класса "А" высотой 75 метров, общей площадью 13 500 кв. м, рассчитанное на 630 рабочих мест, было построено всего за 15 месяцев.
Конечно,
и этим зданием гордятся горожане!
Помню, раньше, когда приезжали гости
города, первым делом всех вели на набережную
полюбоваться Волгой. Теперь - тоже самое,
только к программе экскурсии добавилось
еще это здание, которое пока никак не
вписывается в общую архитектуру района.
Очень хочется верить, что через 10 лет
мы не столкнемся с труднодоступностью
к нашей красивейшей набережной и не
будем водить гостей на показы только
лишь постмодернизма Самары.
3.
«Дефанс» - современный
деловой и жилой квартал
Парижа. Сравнительный
анализ
Пять лет назад мне посчастливилось осуществить свою давнюю мечту – побывать в Париже. К сожалению, сама столица Франции меня не смогла поразить так, как поразил современный квартал Париж.
Дефа́нс
или Ла-Дефанс (фр. La Défense) — современный
деловой и жилой квартал в
ближнем пригороде Парижа, западнее
XVI округа, в департаменте О-де-Сен. Считается
самым большим деловым центром
Европы. Eго также называют «парижским
Нью-Йорком». В нём проживают 20 000 чел.,
и каждый день на работу приезжают 150 000
служащих 1500 фирм и организаций, разместившихся
в Дефанс (рис. 3).
Рис.
3. Район Дефанс, Париж
Строительство квартала, с его пешеходной зоной длиной 1,2 км и шириной 250 м, началось в 1955. Первое офисное здание было открыто в 1958. Сейчас в Дефансе располагается множество штаб-квартир различных банков и страховых компаний. Наиболее впечатляющими зданиями являются Башня Areva, Manhattan, Gan, CNIT (Центр новейшей Индустрии и Технологий). Однако самой известной постройкой по праву считается Большая арка Дефанс (рис.4)., современный вариант Триумфальной арки.
Она
также именуется, как «Большая арка
братства» или просто «Большая Арка» (фр.
Grande Arche) — монументальное здание в квартале
Дефанс, на западе парижского пригорода
на территории коммуны Пюто.