Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:12, реферат
За всё время независимого существования Греции она никогда не была единым государством, и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города с примыкавшими к нему полями или деревенскими поселениями.
Личные достоинства
для гомеровского басилея почитались
условием власти и почёта; не только
на избранников и любимцев народа
обращались милости богов, но и на
потомство их; настроение народной
массы благоприятствовало наследственности
звания басилея в некоторых родах
или семействах; в смысле усиления
этой власти должны были действовать
частые войны во время переселений
и в борьбе за новые места. Единоличное
управление в городской общине на время
окрепло. Но с наступлением более мирного
состояния не замедлили выступить опиравшиеся
на традиции притязания знати — ограничить
в свою пользу власть басилея; во многих
случаях притязания эти находили себе
поддержку в народе, и управление из единоличного
переходило в коллегиальное. Необходимо
заметить, что носителями единоличной
пожизненной или наследственной власти
были иногда не только басилеи, но и архонты.
IX и VIII вв. до н. э. прошли в борьбе знатных
родов за право деятельного участия в
управлении, и чуть не повсеместно борьба
кончилась не в пользу басилеев.
Лишь в немногих
местах сохранилась архаическая
форма гражданственности, как в
Македонии, напр., или Эпире; в некоторых
общинах первоначальная басилея перешла
прямо в народоправство, наприм. в ахейских
городах. Обыкновенно царское правление
сменялось аристократическим или олигархическим,
причём власть предстателя общины становилась
срочной, даруемой во воле избирателей,
этими последними контролируемой и перед
ними ответственной. Так было в Афинах,
Коринфе, Сикионе, Милете, Ефесе и др. Верховная
власть становилась достоянием не одного
лица и не одного семейства или рода, но
целого сословия привилегированных, ревниво
охранявшего свои права от притязаний
простого народа на участие в общественных
делах. Господство знати было тем тяжелее,
что к политической бесправности массы
она присоединяла гнёт экономический.
Оскорбительные для народа чувства олигарха
нашли себе выражение в элегиях Феогнида,
а элегии Солона содержат в себе достаточно
указаний на беззакония и утеснения простых
людей знатью, эвпатридами.
Неурядицы, которыми сопровождались перемены в способах управления, недовольство новым порядком вещей, экономическая и политическая приниженность на родине, наконец дух предприимчивости и жажда обогащения привели к основанию новых поселений, которые раскинулись по всему побережью Средиземного моря, переступили за Геракловы Столбы, проникли даже в земли скифов и сарматов. Это вторичное колонизационное движение совершалось в VIII—VII вв. до н. э. Цивилизующее значение новых поселений для самой метрополии было громадно и всесторонне: колониям принадлежал почин в дальнейших успехах метрополии, художественных, литературных, промышленных, политических. Милет, сам выведший не меньше 80 колоний, становится центром греческой образованности в VII в. до н. э.: отсюда выходят первые мыслители, географы, историки; ему же принадлежат первые опыты литературной прозы. В колониях раньше, чем в метрополии, образовался класс населения, сильный богатством и знаниями и нерасположенный сносить исключительное господство знати. Внутренние волнения в общинах разрешались или составлением и изданием писанных законов, или вмешательством так называемых тиранов, которые, опираясь на народ, смиряли господствующий класс, или же изменениями общественного строя в демократическом смысле.
[править]
Время тирании
Преимущественно VII
и VI вв. до н. э. Из тираний наиболее известные:
коринфская, сикионская, мегарская, афинская,
сиракузская, древнейшая аргивская (Фидон).
Древнейшее письменное законодательство
Залевка в Локрах эпизефирских относится
к VII веку. Говоря вообще, греческие тираны,
шедшие обыкновенно навстречу действительным
нуждам народа, вначале помогали народу
сломить сопротивление олигархически
настроенной знати, и только с течением
времени они или потомки их, забывая происхождение
тирании и преследуя личные цели, возбуждали
против себя всеобщую ненависть. Имя тирана
стало позорным, и насильственные действия
против него почитались достохвальнейшим
проявлением патриотизма и гражданской
доблести. Завершением политической эволюции
в большинстве греческих общин была демократическая
форма правления, как наиболее устойчивая
и в культурном отношении наиболее плодотворная.
Гораздо менее удачны были опыты социального
или экономического переустройства, сводившиеся
обыкновенно к уничтожению долговых обязательств
и к переделу земель, или к кровавым схваткам
между достаточными гражданами и неимущими.
Хотя общей истории
Греция не имела, но в разное время
сильнейшая община становилась во главе
значительной части отдельных общин,
определяя судьбу их и влияя косвенно
и на прочие общины: это бывало и
в доисторический период. В историческое
время раньше других приобрела преобладающее
положение община спартанская после
того, как дружина дорян восторжествовала
окончательно над ахеянами Лаконики и
усвоила себе военно-политическую организацию,
известную под именем Ликургова законодательства.
Только спартанцы, потомки дорийских завоевателей,
составляли полноправное гражданство;
население завоёванное, во много раз превосходившее
число завоевателей и рассеянное по Лаконике
в городах и деревнях, низведено было дорянами
к положению обывателей, периэков, без
политических прав; в огромном большинстве
это были ахеяне. Ещё более многолюдную
массу составляли гелоты (илоты), государственные
рабы, прикреплённые к землям спартанцев
и на них работавшие. Число земельных участков,
розданных спартанцам от государства,
предание определяло в 9000, число участков
периэков — в 30000; гелотов был не меньше
200000.
Необходимость обеспечить
за собою приобретённое
Государственная организация
спартанцев сложилась своеобразно
из элементов двоякого рода: одни были
наследием общеэллинской
Хотя носителем
верховной власти было собрание всех
спартанцев не моложе 30-летнего возраста,
которое одно давало силу решениям
старейшин, выбирало и членов совета,
и эфоров, и прочих должностных
лиц, требовало отчёта от последних
по истечении срока службы, —
но на самом деле правление в Спарте
было олигархическое, и впоследствии Спарта
всегда благоприятствовала олигархии
в других греческих общинах, и, где только
могла, вводила олигархическое правление,
на место ли единоличной власти тиранов,
или демократии. Правительственный почин
и обсуждение мероприятий, а равно высшая
судебная власть принадлежали так назыв.
герусии, 30-членной коллегии старцев, в
состав которой, как председатели её, входили
и два царя. Всякий спартанец, не моложе
60-летнего возраста, мог быть выбран в
герусию и оставался в звании геронта
до конца дней.
Ничтожно было в
сравнении с герусией значение народного
собрания, где отвергались или
принимались большинством присутствующих
предложения герусией, где право
слова принадлежало только председательствующим
(царям), где счёт голосов утвердительных
и отрицательных допускался только
в исключительных случаях, обыкновенно
же голосование состояло в шумных
криках: «да» или «нет», и по силе
возгласов вопрос решался в утвердительном
или отрицательном смысле. Однако,
столь пассивная роль народа в управлении
слишком противоречила гордому настроению
каждого спартанца и властному положению
спартанской общины в стране — и вот, уже
к концу VIII века до н. э. первенствующим
учреждением в государстве становится
эфорат, созданный в интересах народа
и, как воплощение народной воли, быстро
приобретавший перевес и над царями, и
над герусией, контролировавший действия
всех властей и привлекавший должностных
лиц, не исключая царей, к ответственности.
Военное дело, финансы, суд, администрация
— всё было в зависимости от эфоров. Силу
эфората не могли сокрушить несколько
веков спустя смелые и народом любимые
цари, Агис и Клеомен, задачею своей жизни
ставившие благо того же народа.
Успехи оружия и
расширение сферы влияния в Пелопоннесе
не замедлили оправдать
[править]
Афины В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка стоит
на статье с 9 июня 2011.
Однако, ко времени борьбы
с персидскими царями усилилось другое
греческое государство, ионийское и демократическое,
на сторону которого во время борьбы перешло
сочувствие эллинов. Государство это —
Афины. Открытая в 1890 г. «Афинская Полития»
Аристотеля, по времени составления относящаяся
ко второй половине IV в. до н. э. и дошедшая
до нас на папирусе конца I в. н. э., изменяет
некоторые из установившихся было в науке
представлений об афинских учреждениях
и их истории, изобличает несостоятельность
других, подкрепляет третьи (наиболее
обстоятельный обзор литературы этого
трактата на русском языке — в статье
профессора Бузескула в «Ж. М. Н. Пр.», 1892,
июль).
Царское управление
в Афинах сменилось олигархическим
около 752 г. до н. э., когда верховный правитель,
архонт, стал выбираться на 10 лет сначала
из царственного рода медонтидов, а потом
из всех эвпатридов. Дальнейшим усилением
олигархии было разделение власти архонта
между тремя, а позже между девятью должностными
лицами с тем же именем и сокращение срока
их службы до одного года. Случилась эта
перемена в 683 г. Власть законодательная
и судебная принадлежала ареопагу. «Совету
ареопагитов принадлежали охрана законов,
ведение важнейших государственных дел,
верховный суд и расправа в случаях нарушения
общественного порядка. Из знатных и богатых
выбирались архонты, а из архонтов — по
истечении срока службы — составлялся
ареопаг» (Аристотель). Тот же совет ареопагитов
назначал годичных архонтов на должность.
VII веку принадлежит и разделение Аттики
на 48 участков (навкрарий), по 12 в каждой
филе, причём население навкрарии обязано
было поставлять и содержать одно военное
судно.
В родовых группах,
кроме знати, имевшей в своих
руках и большую часть земель,
были ещё ремесленники и торговцы
(демиурги) и земледельцы (геоморы);
те и другие составляли народную массу,
обделённую политическими правами и притесняемую
богатыми землевладельцами. Важною уступкою
со стороны олигархии было писанное законодательство
Драконта (621 г.), хотя оно узаконяло олигархический
порядок управления. Полноправными гражданами
объявлены были все, на собственный счёт
содержавшие себя в рядах тяжеловооружённых;
им предоставлялось участие в народном
собрании, в совете и в низшей администрации.
Действительная власть оставалось привилегией
немногих, тем более, что малоземельное
и безземельное большинство населения
было обременено долгами в нуждою; граждане
покидали родину, продавались в рабство
или шли в кабалу к богатым. «Скорбь проникает
мне в душу, когда гляжу я на старейшую
землю ионян», восклицал Солон. «Пресытившиеся
довольством, смирите в себе жестокое
сердце и высокомерие ваше введите в границы».
Освободить народ,
спасти родину, устроить государство
поручено было всеми партиями Солону
(594 г. до н. э.), «лучшему из граждан по
личным достоинствам и общему уважению,
а по состоянию принадлежавшему к средним
людям». Предварительно он уничтожил долговые
обязательства (сейсахфия), отменил кабалу
за долги в настоящем и запретил её на
будущее время, регулировал меры, вес и
монету. Существовавшему раньше его делению
граждан по имущественному цензу на пентакосиомедимнов
(получавшие с своих полей не меньше 500
мер плодов или 500 метретов жидких продуктов),
всадников (получавшие не меньше 300 мер
или метретов), зевгитов (не меньше 200 мер)
и фетов (все прочие граждане), — этому
делению Солон придал большую определённость
и первостепенное политическое и финансовое
значение; прежние деления граждан, родовые
и сословные, утрачивали прежнюю силу,
хотя формально и не упразднялись. Движимое
имущество и деньги не принимались законодателем
во внимание, так что республика продолжала
оставаться земледельческою, и богатые,
но безземельные граждане относились,
наравне с бедняками, к последнему классу.
Должности архонтов
и казначеев были доступны только
пентакосиомедимнам, все остальные —
гражданам первых трёх классов. Ареопаг
перестал назначать архонтов; к ним применена
была двойная система выборов: избрание
в каждой филе 10 кандидатов и потом определение
посредством жребия 9 лиц на должности
архонтов. За ареопагом осталось, кроме
судебной компетенции в делах об убийстве,
верховное наблюдение за целостью основ
демократии и за точным исполнением законов,
а равно суд над государственными преступниками.
Пополнялся ареопаг прежним способом,
из бывших архонтов. В созданный теперь
совет 400 каждая из 4 древних фил посылала
100 своих членов, очевидно — из граждан
первых трёх классов.