Культура Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

За всё время независимого существования Греции она никогда не была единым государством, и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города с примыкавшими к нему полями или деревенскими поселениями.

Работа содержит 1 файл

древняя Греция.docx

— 58.51 Кб (Скачать)

За всё время  независимого существования Греции она никогда не была единым государством, и различные части эллинской  расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая  эллинами территория дробилась на две  тысячи мелких государств, обыкновенно  состоявших из одного города с примыкавшими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждое такое город-государство  было полностью политически независимо наподобие нынешней обширной монархии или республики или неуклонно  стремилось к такой независимости. Только эта маленькая область  и была отечеством для эллина; все  прочие эллины были чужие, иноземцы, и  взаимными отношениями между  государствами были отношения международные. Объединявшая несколько посёлков, система  учреждений обеспечивала каждому гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и разностороннее личное развитие путём частого совместного  обсуждения и окончательного решения  разнообразнейших вопросов внутреннего  управления и внешней политики. 

Этим же дроблением эллинской расы на мелкие автономные общины со всеми правами верховенства воспитаны были те чувства привязанности  к родине и её политическим учреждениям, которые находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной  храбрости и благодаря которым  из всех древних народов Европы один эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть  своей территории с прежним именем и способное к дальнейшему развитию политическое устройство. 

Однако неизбежным спутником дробления эллинов  была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в  степени гражданского и умственного  развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Бытовая и умственная рознь в  среде эллинов не ослабевала с  течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики преуспевающие  всё дальше уходили вперёд от состояния  поселений, остававшихся верными архаическим  условиям жизни. Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений? 

Тем не менее многочисленным разветвлениям эллинской расы присуще было с древнейших времён чувство кровного родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином «варвары». Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного международного права, охрана которых принадлежала самим богам, признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племён, наконец общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне или римляне. 

В сочинении Геродота слышится голос эллина, болеющего  душою за всю Элладу, которой не достаёт единодушия даже в моменты  великих опасностей. Предание приписывает  Периклу попытку примирить между  собою все эллинские государства. Исократ и Демосфен много раз взывали к единению эллинов для отражения персов и македонян. По убеждению Аристотеля, владычество эллинов над прочими народами было бы несокрушимо, если бы они находились под единым управлением. По словам Полибия, проницательнейшие из эллинов предрекали покорение Греции римскими легионами, если эллины не прекратят домашних распрей и не встанут на врага общими силами. 

Однако все эти  стимулы оказывались недостаточными, чтобы осилить существовавшие между  отдельными общинами различия и распри и создать политическую организацию, которая обнимала бы собою всю  Элладу. Объединение осуществлялось только частями, в пределах большей  или меньшей территории, в разное время, в различной форме, для достижения различных целей. Поселения сколько-нибудь значительной территории слились в единую политическую общину только в Аттике (около 40 кв. км.); в других местах складывались весьма небольшие политии из поселений, близко расположенных одно к другому. Усилия Фив в историческое время образовать из Беотии подобие афинской республики с одним городом (в эллинском смысле) на целую область потерпели полную неудачу. 

Попытки сплотиться в одну общину в IV в. до н. э. сделаны  были Коринфом и Аргосом, городами Аркадии  с Мегалополем во главе, городами Халкидики — по почину Олинфа, и все они не удались благодаря больше всего противодействию внешних врагов. Обычною формою единения эллинов на значительной территории были союзы самостоятельных общин. Несколько союзов племён, а не государств — амфиктионий — образовались ещё в доисторический период, и обширнейшему из них, дельфийско-фермопильской амфиктионии, выпала выдающаяся роль в последние времена независимой Греции. Политический союз афинян V в. со многими эллинскими общинами, имевший союзную казну на Делосе, примыкал некоторым образом к исконной делийской амфиктионии. Точно также святыня онхестской амфиктионии, храм Посейдона, служила впоследствии центральным святилищем беотийского союза. Начало амфиктоний — федеративное, соблюдающее равноправность всех членов союза племён. 

Не менее древни были союзные организации отдельных  племён в пределах небольших территорий, занимаемых одним и тем же племенем. Таковы бывали союзы фокидян, локров, эпиротов, фессалийцев, этолян, аркадян, мессенян, ахейцев и др., ставшие особенно заметными в период македонских завоеваний. На этих же примитивных основах племенного родства возникали в малоазиатских колониях союзы городов ионийских или дорийских. Из всех родовых или племенных союзов только два, этолийский и ахейский, расширились в политические организации с разноплемённым составом. Обе федерации были демократические, причём в истории их не наблюдается той смены форм правления, — царство, аристократия, олигархия, тирания, демократия, — которая со времён ещё древних мыслителей возводится в общий закон политического развития Греции. Федерациями этолян и ахейцев завершается история независимой Греции в борьбе с римлянами. Промежуточный, наиболее блестящий период существования эллинов отмечен образованием гегемоний спартанской, афинской и фиванской и борьбою между ними; борьба эта обессилила Грецию в её главных частях и подготовила херонейскую катастрофу. Впрочем, неудачи объединительной политики Лакедемона, Афин, Фив обусловлены были не столько неприязненными действиями извне против того или другого союза, сколько раздорами в среде самих союзников, невозможностью примирить притязания гегемона на главенство с непреоборимым желанием отдельных общин сохранить за собою автономию в полной неприкосновенности. Значительную часть греческой истории наполняют различные способы объединения разрозненных сил эллинов, временные успехи этих опытов и окончательное их крушение. Объединению элементов, если не на практике и не в политических отношениях, то в сфере понятий и настроения, много содействовали плоды афинской образованности, содержащей в себе в изобилии элементы общечеловеческого значения и интереса.

[править]

Общественное устройство Стиль этой статьи не энциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Статью следует  исправить согласно стилистическим правилам Википедии. 

      Эту статью следует викифицировать.

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.  
 

Другую, не менее  важную часть содержания древнегреческой  истории необходимо приурочивать к  тем последовательным изменениям, через  которые в своём внутреннем устройстве и существовании проходили отдельные  общины, начиная от их образования  на основе родовых отношений и  кончая высшим развитием общественных учреждений в городской республике и разложением последней от междоусобиц  и нападений внешних врагов. В тесной связи с этой стороной истории находятся главные успехи древнегреческой образованности: художественной литературы, пластических искусств, философии, красноречия, точных наук. 

Борьба партий или  классов, которою сопровождались смена  учреждений или внешние события, выдвигала на передний план знаменитых политических деятелей и полководцев  и находила себе выражение в литературе. Внутренние перемены в недрах отдельных  общин сильно влияли и на международные  отношения эллинов. 

Городская община, демократическая  или аристократическая, самоуправляющаяся  и самодовлеющая, весьма ограниченная в своей территории и обладающая всеми правами суверенитета, составляла господствующую форму политического  устройства эллинов, как в метрополии, так и в колониях. Наряду с этой, господствующей формой существовала другая, более примитивная: деревня, посёлок, послужившая основою городской  общины и вошедшая в состав её путём  собирания нескольких посёлков в  один город. Такие области, как Аркадия, Мессения, Этолия, Акарнания и нек. др., удерживали до самого позднего времени способ жизни деревнями. И в тех местностях, однако, где близлежащим поселениям удалось сплотиться теснее в единую городскую общину, с общим политическим центром и общими органами управления, деревенская община не была окончательно поглощена в более развитой и сложной организации. Составные части городской общины сохраняли за собой полную автономию в местных делах и воспитывали своих жителей к общественной деятельности на более широком поприще. 

Афинская республика сложилась из нескольких десятков таких  посёлков, и этот способ образования  её был исходным моментом клисфеновского административно-территориального деления Аттики на демы. В историческое время сложились города: Мегалополь — из 40 деревень, Мантинея — из 5, Тегея — из 9, из стольких же Героя и т. д. Бывали случаи насильственного расторжения городских общин на составлявшие их поселения или же отторжение некоторых поселений, что свидетельствует о живучести общественных учреждений и в этих последних. В 385 г. до н. э. Мантинея была расчленена спартанцами, и жители её вынуждены были расселяться и устраиваться по деревням. Отторжение нескольких околотков от Мегалополя и обращение их в равноправные с прочими членами ахейской федерации произведено было Филопеменом в 192 г. до н. э. 

Устройство деревенского посёлка было прямым продолжением родовых  отношений, вместе с начатками общинного  быта. Наиболее постоянные и общие учреждения эллинов, в большей или меньшей мере обеспечивавшие гражданам самоуправление, каковы народное собрание, совет старейшин и предстатель всего народа (басилей, архонт, стратег, председатель в т.п.) — учреждение существовавшие как в отдельных городских и сельских общинах, так и в федеративных союзах общин, тесно примыкали в той организации управления, которая была выработана и много веков применялась в отдельных родовых группах, в племенах и в союзах племён. Преобладанием одного из исконных органов самоуправлении отличались друг от друга монархия, аристократия и демократия, извращением которых были тирания, олигархия и охлократия. Разрушались сами собою такие политические образования эллинов, в которых нарушалось показанное выше распределение власти в общинах, и не существовало достаточно крутых мер для сохранения подобных организаций в силе: так было с гегемониями спартанской, афинской, фиванской и македонской. Напротив, способностью к сопротивлению внешнему врагу и прочностью внутренних связей отличались федерации ахеян и этолян, в которых союзное управление складывалось по исконному типу родового и общинного устройства и которые сохраняли неприкосновенными права и учреждения городских общин, а равно и особенности местного управления в составных посёлках этих последних. 

Несчастие Греции состояло не в наличии многочисленных самостоятельных  маленьких республик, каждая из которых  стремилась жить деятельною общественною жизнью, а в неравномерности развития общин, в географической раздробленности  страны, в разбросанности эллинов  по многим землям и островам и в  бессилии их создать для себя систему  политических отношений, примиряющую  все различия мелких государств и  направляющую все разрозненные силы их к общим целям и задачам. Подобная система отношений оградила бы Грецию от иноземного завоевания и ослабила бы рознь политическую и социальную внутри.

[править]

Греческие города

 

Афинский Парфенон 

В городах Древней  греции допускали роскошь только для общественных построек. Частные жилища были очень скромны и лишены даже самого незначительного комфорта. Очевидно,что люди почти не жили в домах и чаще всего ночевали вне дома, под портиками. Городские улицы, узкие и извилистые, загроможденные вдобавок выступами и балконами первых этажей, были почти недоступны для солнца. Афины в особенности долго сохраняли самый жалкий внешний вид. Город был сожжен во время персидских войн, но его снова отстроили с той же небрежностью. Улицы по-прежнему имели случайное направление, а дома населенных кварталов оставались маленькими и неудобными. Чужеземцы отзывались об Афинах с презрением. Сам Демосфен смотрел с удивлением на бедные жилища Мильтиада, Аристида и Фемистокла. Но мало-помалу роскошь проникла и в частные жилища. Городская стена была отодвинута и разбиты новые кварталы. Архитектор Гипподам Милетский произвел целый переворот в деле постройки городов. При своих работах в Пирее, Туриуме и на Родосе он старался располагать улицы по правильному плану и строить дома в одну линию. Платон ссылается на новые правила, направленные против собственников. В Афинах астиномы и ареопаг были обязаны наблюдать за исправным содержанием домов, заставлять чинить и возбуждать дела по поводу всяческих нарушений. Почти все города — Афины и Мегара, Сцион и Потидея, Самос и Сарды — были окружены большими предместьями, где роскошь была наиболее заметна. Чтобы понять эту перемену, достаточно сравнить в Афинах старые кварталы Пникс и Ареопаг с новыми кварталами Керамиком и Дипилоном: место тесных трущоб заняли настоящие жилища. Но трудно перестроить торговые улицы города и увеличить количество домов на них. Поэтому богатые предпочитали селиться за городом. Фукидид и Исократ утверждают, что в их времена красивые жилища надо было искать вне городских стен. В IV веке Демосфен приходит в ужас от возраставшей роскоши частных домов. Однако главным образом этот новый вкус нашел проявление в колониях, в заморских странах, и именно там эллинское жилище достигло своего апогея в V и IV веках, во дворцах тиранов и царей. 

В богатых домах  перед жилищем находился, как  правило, забор, выходивший на улицу. Свободное  пространство между этим забором  и дверью служило проходом, или  сенями, часто украшавшимися живописью, надписями, отвращающими от дома воров  и злую судьбу, древними изображениями  Гекаты, Гермеса и жертвенником Аполлона Эгейского.

[править]

Дворцы 

В царских жилищах  времен Гомера скорее всего только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Таким было помещение, выстроенное Улиссом вокруг ствола дикой оливы, служившего подножием его постели; такими были шестьдесят два помещения, предназначенные для сыновей и дочерей Приама в большом дворце в Трое; такое же, наконец, и жилище богини Цирцеи. Эти небольшие по размерам и построенные из камня комнаты окружались обычно деревянными постройками. Все же большие помещения, где собирались вместе для еды и питья, сооружались из бревен и досок, как и те кладовые, где хранились запасы провизии, одежда и оружие, а также помещения для рабов.

[править]

Борьба за власть Этот раздел статьи следует викифицировать.

Пожалуйста, оформите его согласно правилам оформления статей.  
 

С возвращением Гераклидов Греция вступает в исторический период существования, в противоположность  легендарному и мифологическому, однако надолго ещё наши сведения о Греции не становятся ни более достоверными, ни менее скудными. Достоверная запись событий начинается только с первого года первой записанное Олимпиады, то есть с 776 г. до н. э., а некоторую обстоятельность и последовательность исторических сведений, и то не о всех частях Греции, приобретают не раньше VI века до н. э. Недостаток известий обыкновенно восполняется схематическими построениями древних философов и рационалистическими комбинациями позднейших историков. Вызванная передвижением племён колонизация закончилась к началу IX века до н. э., а в образовавшихся с этого времени многочисленных государствах совершалось дальнейшее осложнение и развитие тех отношений между органами власти и классами населения, которые существовали уже в гомеровских обществах; вместе с тем усиливалась потребность в возможно большей определённости и устойчивости общественных учреждений. Неравенства состояния, как главный источник внутренних распрей, присущи были уже родовым группам и деревенским поселениям; они умножились и обострились в городских общинах, особенно с развитием в некоторых из них торговли и промыслов и с накоплением движимых богатств. 

Информация о работе Культура Греции