Культура греческой Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Термин «античность» (от лат. Antiques – древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно европейской культуры.

Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика Древнегреческой культуры и цивилизации 4

2. Крито-микенская культура 8

3. Этапы развития 11

4. Достижения и ценности культуры, цивилизации Античной Греции 14

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      Для греческой науки было характерно стремление к знанию ради знания. В  этом - её сила, но и её слабость: практическим применением знания греческие мыслители не интересовались, считая это "не ценным", уделом "несвободных". Открытия в области математики, механики, физики больше служили делу разрушения - применялись на войне, но не созиданию, не производству. Они служили средством развлечения - например, механические изделия на сценах театров, но не средством облегчить производительный труд. Противоположность, характерная для цивилизации, разорвала духовную и материальную культуры на две самостоятельные области и, в конце концов, подорвала способность обеих к совершенствованию и развитию. В области науки плодотворно трудились Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Ктесибий из Александрии (создатель водяных часов, клепсидры), Теофраст и другие, заложившие новые формы научного знания, оказавшего своё влияние на культуру соседних народов.

      Не  менее важны достижения античности в области архитектуры. Хотя архитектурное  дело ценилось меньше, чем занятия  абстрактными видами умственного труда - философией, математикой, тем не менее  архитектура позволяла претворить в камень те эстетические идеалы, которые разрабатывались мыслителями, и рассматривалась как необходимая и почётная деятельность.

      Для Древней Греции характерно раннее складывание  различных стилей: дорического, ионического  и коринфского. Наиболее ранняя, микенская, колонна, суживалась книзу. Дорический и последующие стили дают колонну, суживающуюся кверху. Сужение колонны идёт по особой бочкообразной линии, называемой энтазисом. Очень рано разрабатывается и архитектурный ордер. Полный архитектурный ордер включал в себя следующие части и их элементы:

      1.  Пьедестал колонны, её нижняя часть. Она состояла из базы, тела пьедестала или стула, карниз.

      2.  Вторую часть образует сама колонна, она состоит из базы, стержня (тело), капители (главы).

      3.  Третью часть образует антаблемент. Он находится над колонной и состоит из архитрава, фриза, карниза.

      Иногда  тело колонны покрывали желобки - каннелюры. Если древнейшие сооружения представляют собой тяжеловесные сооружения, то впоследствии колонны суживаются, вытягиваются в высоту (соотношение диаметра к высоте колонны составляло 1:4), что придавало зданию стройный вид. Утверждается правило перистиля (здания, обнесенного со всех сторон колоннами): боковая стена должна иметь двойное количество колонн плюс одну по сравнению с фронтальными. В таком случае получаются соотношения 6:13, 8:17. Позднее появляется двойной, тройной ряд колонн. Архитектура тесно связана с героическими и трагическими сторонами культуры Античности. Святилище Артемиды в Эфесе было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном на болоте, чтобы оно не было разрушено землетрясениями. Но в 356 г. до н. э. было сожжено Геростратом. С той поры в культуру вошло выражение: "Геростратова слава" - известность, достигнутая бесчестным, преступным поступком.

      После победы над персами в Афинах строятся многочисленные здания, например, храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон  из Элиды), храм Посейдона в Лукании  и др. Но наибольшего размаха строительство  достигает в период правления  Перикла. За неполных два десятка лет были построены Парфенон, Пропилеи (ворота, ведущие на Акрополь, смешение стилей дорического и ионического), храм Афины-победительницы (ионический стиль), Эрехтейон, театр Одеон и был отстроен порт Пирей. Поражение в войне со Спартой, а затем распад империи Александра приводят к изменениям в архитектуре. В собственно Греции строятся здания светского характера: театр Диониса на Акрополе (330 г. до н. э.), театр в Сиракузах, в Эпидавре. В Александрии Египетской при Птолемее Сотере возводится знаменитая Библиотека. При Птолемее Филадельфе она насчитывала уже около 50 тысяч свитков, а спустя 250 лет - при Цезаре - уже 200 тысяч. Особых успехов достигло градостроительство. Считается, что только царь Селевк основал 75 новых городов на развалинах Персидского царства. По преданию, Александр Македонский основал 70 городов. Бурное градостроительство вызвало потребность в архитектуре. Но это развитие - чисто механическое, происходило смешение стилей. Греческий канон вынужден был учитывать азиатские традиции, получались смешанные художественные формы, выражающие идею власти космополитического характера. Преобладает погоня за "чистой" формой. Например, храм Дидимайон в Милете был окружен двойной колоннадой, состоящей из 210 колонн. А это уже признак "вырождения" культуры.

      Театральное искусство было чрезвычайно популярно  в Древней Греции и его важность признавали все, так что во времена  Перикла (V век до н.э.) неимущим гражданам  даже выделялись деньги на покупку  входных билетов в театр. Проводились  настоящие театральные соревнования.

      В наибольшей степени особенности  античной полисной культуры выразил  жанр трагедии, яркими представителями  которого явились Эсхил, Софокл и  Еврипид. Первый показал в своём  творчестве людей-героев, борющихся  с неумолимой судьбой. Второй изобразил людей такими, какими они должны быть, а третий - такими, какие они есть на самом деле. Становление и закат древнегреческой трагедии напрямую связаны с развитием и упадком полисной системы. Именно полисный коллективизм и позволял трагедии осуществлять свои культурные и общественные функции, прежде всего функцию очищения, то, что называется « катарсис» .

 

Заключение

      Основные  черты античной модели мира, характер их формирования и развития можно  изучить только параллельно с  изучением феноменов античности. Так, прежде всего, понятие античности подразумевает особенный тип личности, систему духовных ценностей, мифологию, искусство, способ производства, макросоциальное и государственное устройство. Все эти составляющие античного образа жизни тесно связаны со сложными процессами формирования, поддержания и трансляции античной модели мира, однако некоторые из них связаны с процессами ее формирования непосредственно.

      Понятие античности применяется и по отношению  к культуре. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке и первоначально понимался как особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Но со временем его содержание свелось только к греко-римской культуре как совокупному проявлению древности, в особенности в области искусства. Такая оценка греко-римской культуры не случайна. Древняя Греция, а затем и Рим во второй половине I тысячелетия до н. э. были центрами культуры. Культура выступала как система, включающая в себя достижения научной мысли, философии, разнообразных форм искусства, религии, системы образования, воспитания. Она оказала существенное влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.

      В историческом плане под античностью  подразумевается период древней  истории (I тыс. до н. э. - V в. н. э.), охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Его история закончилась в результате кризиса, а затем и краха Римской империи. Следует иметь в виду, что к VIII в. до н. э. Древняя Греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. Древние греки поселяются на побережье морей Эгейского, Мраморного и Черного, обживают северное побережье Африки, юг Италии, острова Сицилию и Кипр. 
 

      Список  используемой литературы:

  1. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1999;
  2. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001;
  3. История античной культуры. Ф.Ф.Зелинский. Санкт-Петербург: Марс. 1995;
  4. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004;
  5. www.wikipedia.ru;
  6. http://www.vuzlib.net/beta3/;
  7. http://www.mystic-chel.ru/.

Информация о работе Культура греческой Античности