Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа
Термин «античность» (от лат. Antiques – древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно европейской культуры.
Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности.
Введение 3
1. Общая характеристика Древнегреческой культуры и цивилизации 4
2. Крито-микенская культура 8
3. Этапы развития 11
4. Достижения и ценности культуры, цивилизации Античной Греции 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Скульптура у критян не играла столь фундаментальной роли, как у греков. Предпочтение отдавалось рельефам и мелкой пластике. Изображениям были свойственны подвижность, эмоциональное напряжение, преобладание извилистых линий. Критские скульпторы не стремились к соблюдению пропорций.
В 1450 г. до н.э. Крит был разрушен землетрясением и критян покорили пришедшие с материка воинственные греки-ахейцы. После этого центр культуры переместился на юг Балканского полуострова – в Микены, Тиринф, Пилос. В микенской культуре заметны предпочтения воинской доблести и физической силы, что нашло выражение в суровом, подчиненном целям обороны стиле архитектуры, в многочисленных фресковых сценах войны и охоты.
В отличие от критских, дворцы ахейских властителей имели четкую систему расположения комнат и залов, причем ориентация по сторонам света не соблюдалась. Центральное место отводилось мегарону – большому прямоугольному вытянутому залу с отверстием в кровле и очагом посередине. Здания были в основном двухуровневые. Как и на Крите, залы имели различное назначение, их стены украшали фрески, отличающиеся от критских схематичностью и стилизованностью образов.
Для микенских скульптурных изображений характерны статичность позы, подчеркивание анатомической структуры тела, чеканная проработка формы и деталей головы. Наряду с мелкой пластикой изредка встречается монументальная скульптура. Едва ли не единственным сохранившимся ее образцом являются «Львиные ворота» – плита с изображением львов, опирающихся передними лапами на колонну и сторожащих вход в город. Она размещалась рядом с вратами микенской крепости.
В
последний период существования
микенской цивилизации на территории
Балканского полуострова велись обширные
военные действия. Вначале ахейские племена
разрушили Трою, а в скором времени (около
1100 г. до н.э.) племена дорийцев покорили
Микены, Тиринф, а также острова Крит, Мелос,
Родос и др. Однако, несмотря на произведенные
ими разрушения, культурное наследие Эгейского
мира впоследствии существенно повлияло
на развитие культуры Древней Греции.
3. Этапы развития
В развитии культуры Древней Греции выделяют четыре этапа. Первый этап получил название гомеровского (ХI — IХ в.в до н.э.) и является непосредственным предшественником античной культуры.
Своеобразие гомеровской эпохи состоит в том, что основное развитие происходит в индивидуальных, личностных нормах культуры. Происходит распад родоплеменного общества. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (арете)- это не сословное достояние, получаемое от бога, а приобретаемая человеком личная добродетель, которая затем стала расцениваться и как общественная, в соответствии с ней устанавливается общественный статус индивида. Достижение арете регламентируется «героическим кодексом»: достижение славы, вслед за которым идет чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» - непосредственно осуждающая реакция «народа» за отступление героя от нормы. Подвиги греческих героев - аристократов воспеваются в поэме Гомера «Илиада», возвращение греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в «Одиссее».
Формируется
рациональная ориентация поведения, его
обоснованное и соответствующее
самосознание, боги расцениваются как
часть природы, человек, поклоняясь
богам, может и должен рационально
строить с ними отношения. Гомеровская
эпоха демонстрирует
С VIII до конца VI в.в. до н.э.- архаический этап. Именно в это время происходит формирование основных элементов античной культуры. За сравнительно короткий отрезок времени древние греки создали цивилизацию, не имеющую тогда себе равных по своим достижениям. Архаическая эпоха демонстрирует результат нового типа общественных связей - закон (номос). Номос – это разумные установления, принятые всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательные для всех. Формируются полисы (независимые друг от друга города — государства), окончательно развившиеся в последующие века и определившие особенности общественной, политической и культурной жизни древних греков, а также их быт и менталитет. Полноправными гражданами полиса являлись члены общины. Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки, и каждый гражданин полиса имел право на земельную собственность. Полис защищал граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. Греки, жители полисов, лично разрешали дела, касавшиеся общественных интересов. Они выслушивали ораторов и подавали свой голос на общественной площади, куда приходили как для принятия какого-нибудь постановления или закона, так и для продажи вина и оливок. Собрание простым большинством голосов могло решать любые проблемы безо всяких правовых ограничений. Кроме того, житель полиса бывал судьей в гражданских, уголовных и религиозных делах или выступал в качестве защитника и обязан был сам отстаивать в суде свое дело. Каждый грек обязан был нести воинскую повинность. Жизнь в полисе определенным образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принимать решения, свободные от механического следования догматическим образцам.
Полисный характер греческой жизни, место, которое в ней занимали народное собрание, публичные ораторские состязания и т.д., объясняют доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизики (учения о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни, роль личностного начала нашли свое обоснование в этике (уже практической науке, ориентирующей человека на определенный тип поведения), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру в человеческой жизни.
Эпоха классики (VI- IV в.в. до н. э.) — этап, когда древнегреческая культура достигла расцвета во всех областях: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Формируется представление о человеке как о самостоятельной личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит его саморазвитию.
Последний этап в истории древней Греции, начавшийся в конце IV века до н.э. — эллинистический. В древнегреческую культуру в это время проникает культурное влияние Востока. Эллинизм-это смешение древнегреческой и восточных культур при преобладании древнегреческой.
Во II—I вв. до н.э. древнегреческие государства были покорены Римом и вошли в состав древнеримского государства.
Одним
из важнейших достижений древнегреческой
культуры является признание достоинств,
прав, гражданского статуса человека.
В дальнейшей истории культуры, в средние
века, это величие личности будет утеряно,
но оно возродится в гуманизме Возрождения
4. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции
Наследие античной Греции бесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно оказывало и оказывает и сегодня своё воздействие и на культуру других народов. Но особенно - на европейскую культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных и безымянными демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Назовем лишь некоторых из них.
Считаем, что начать надо с упоминания героического эпоса, который получил название "Илиада и Одиссея". Этот цикл песен традиция приписывает слепому певцу-аэду Гомеру. По всей вероятности, певец жил около 800-750 г. до н. э. Он обработал ряд песен, которые уже сочинили до него, некоторые из них сочинил, возможно, и сам, соединил их в цикл, объединив оригинальной композицией. Поэмы "Одиссея" (она была создана раньше, чем "Илиада") и другие образовали так называемый "Троянский цикл", куда входили и другие поэмы "Кипреи", "Малая Илиада". Именно в этих поэмах приводится миф о причине войны: яблоке, с надписью "Прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида.
Впоследствии создаётся ряд поэм-подражаний. Создателей такого рода произведений стали называть эпигонами (последователями): создаются "Эфеониды", "Разрушение Илиона" (Арктин), "Малая Илиада" (Лесхес), "Телегония" и др. Среди эпигонов особое место занимает Гесиод (VII в. до н. э.). Он создаёт три новых жанра: космогонический - "Теогония", генеалогический - "Каталог женщин", дидактический (назидательный) - "Труды и дни". Именно у Гесиода показаны первые попытки философски осмыслить первоначало (архэ) этого мира. В "Теогонии" ("Происхождении богов") поэт спрашивает у Муз: "...что прежде всего народилось?" На что получает ответ: "Раньше всего зародился хаос". Космос - порядок, организация - явление более позднее, вторичное. Эпические поэмы Гомера, Гесиода и других поэтов архаики впоследствии будут питать всю древнегреческую духовную культуру - поэзию, театр, философию.
Но архаика закладывает те противоречия, которые будут двигать, развивать всю культуру цивилизации, и которые она так и не сможет преодолеть. Это противоречие между богатым и бедным, свободным и рабом, общиной и личностью и, в конце концов, между обществом и культурой. В наиболее отчётливой форме их выражает поэзия. Становящийся полис - центр культуры, требует единения всех граждан и в труде, и в бою. А защищать свой город приходилось часто, правда, нередко приходилось отстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть, мужество, смелость - необходимые черты культурного человека того времени. "Со щитом или на щите" - вот поговорка, наиболее полно характеризующая настроения патриотизма, коллективизма этой эпохи. Но любая культура амбивалентна, и настроения индивидуализма и реализма выразил замечательный поэт Архилох, описавший поведение воина, бежавшего с поля битвы:
"Сам я кончины зато избежал.
И пускай пропадает Щит мой.
Не хуже ничуть новый могу я добыть".
Это - уже совершенно иные настроения. Индивид, отбросив ставшие тесными узы родовой морали, противопоставляет личную жизнь, свободу, самостоятельность - безликому коллективизму, "роевому" началу культуры.
Настроения такого рода вызвали острый протест и старой, родовой, аристократии, и господствующей верхушки нарождающейся цивилизации. Выразителем их взглядов выступил спартанский поэт Тиртей:
"Славное дело - в передних рядах с врагами сражаясь,
Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять...
Гордостью будет служить и для города и для народа
Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется ряд,
И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,
Жизни своей не щадя и многомощной души"
Классика попытается примирить эти крайности. Прославленный государственный деятель и поэт Солон поставит на первое место чувство меры, умение соблюдать "золотую середину". Этому принципу меры наиболее полно соответствует аретэ - принцип и идеал гармоничного развития гражданина полиса, который сочетает достоинства политического деятеля, качества знатока искусств, совершенство физически развитого воина. "Меру во всем соблюдай", но у каждого - своя мера и уметь её соблюсти, достигнув гармонии, состояния аретэ должен каждый гражданин.
Эллинизм - период упадка культуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ни ступала нога воина Александра Македонского, повсюду, но не в самой Греции. Здесь городское хозяйство постепенно приходит в упадок, а после смерти Александра и войны его соратников между собой за раздел и передел "империи" влияние Греции сходит на нет. Очень скоро она превращается в заштатную провинцию Древнего Рима. Для этого этапа характерны настроения индивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии, литературы плодотворно трудились не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан, Мимперм и др. История донесла до нас и женские имена: Сапфо с острова Лесбос, Коринна из Танагры, Телесилла из Аргоса, Праксилла из Сикиона. Греческие поэты в отличие от Гомера, Гесиода, открывают не героическое время, а лирическое - время индивидуальных, интимных переживаний, раздумий, чувств. До нас дошли строчки стихов-сетований поэтессы Сапфо:
"Луна и Плеяда скрылись,
Давно наступила полночь,
Проходит, проходит время -
А я все одна в постели..."
(перевод А. Ахматовой)
Не менее впечатляющи достижения греков в области науки. Именно им удалось впервые создать теоретическую науку.
Для научного познания характерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:
1. Принцип наблюдательности (явления и в обществе, и в природе должны наблюдаться);
2. Принцип выдвижения гипотез (выдвигается предположение, какие процессы, недоступные непосредственному наблюдателю, вызывают наблюдаемое явление);
3. Принцип дедукции (из предполагаемых (гипотетических) причин выводятся гипотетические (вероятностные) следствия, которые могут быть проверены на опыте, в практике, в эксперименте).
Все эти три метода были заложены ещё в науке, возникшей в древних цивилизациях. В Древней Греции вводится четвёртый элемент - проверка, доказательство гипотез, осуществляемая рациональными, логическими рассуждениями.
Учение о методах научного познания было изложено Аристотелем, известным философом, в его "Органоне", где он описывает приемы получения из истинных положений новых истинных положений, не требующих дополнительной проверки. Таким образом, греческая наука очень рано стала превращаться в теорию. В математике это проявилось в создании дедуктивной науки, что характерно для творчества Евклида. Наука древних цивилизаций Востока, Египта была достаточно развита: вавилонские математики уже во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создали шестидесятеричные счётные таблицы, чего не смогли или не хотели создать греки и через 2 тысячи лет. В Вавилоне за 1000 лет до Пифагора вычислили отношение длины диагонали квадрата к его сторонам. Но им не пришло в голову сформулировать теорему, общее правило, как сделал Пифагор. У них отсутствовала попытка доказать математические выкладки. Их задачи носили рецептурный характер.