Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:42, реферат
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. В своем трактате о цивилизации Мирабо (1756) пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития
1. Понятие цивилизации. Теоретические представления об исторических типах цивилизации………………………………………………………………..2
2. Культурные характеристики ранних цивилизаций…………………………..8
3. Древний Восток как конкретно-исторический тип ранних цивилизаций...13
4. Список использованной литературы………………………………………...18
Лапина С.В.
Культурология: Курс лекций / Лапина С.В.– 2-е стер. изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 216с.
Восточная
деспотия управляется огромным бюрократическим
аппаратом, а ее единство олицетворено
фигурой правителя, обладающего абсолютной
властью над жизнью и смертью своих подданных.
Если в западной истории государство зависит
от общества и так или иначе выражает интересы
группы свободных людей, то тут все обстоит
иначе. Здесь нет свободных людей — свободных
воинов и собственников, а есть только
государственные рабы, крестьяне (часто
находящиеся в еще более жалком положении)
и чиновники, осуществляющие административное
управление. В одном только древнем Шумере
исследователи насчитывают от полумиллиона
до миллиона государственных рабов, которые
каждый день направлялись на ведение общественных
работ, причем и работа и выдаваемые пайки
строго документировались! (см.: Дьяконов
И. М. Ранние деспотии в Месопотамии // История
Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд.
— М., 1883. С. 72). Благополучие человека определяется
почти исключительно его государственным
рангом. Здесь нет общества — оно поглощено
государством, а человек низведен до административной
функции. Здесь раб может возвыситься
до министра, но и министр остается бесправным
рабом государя и всей системы.
И верховный властитель почитается не
за свое личное мужество или силу (как
это, было, скажем, в европейском средневековье).
Он выступает только как высшая функция
государства, как воплощение божественного
«величества». Это восточное «величество»
(в отличие от наследуемого «по крови»
достоинства средневековых королей) есть
качество, приходящее извне и воплощающееся
в чело веке. Возможно было и развплощение.
«Величество ушло», — говорили древние
египтяне, когда их фараон переставал
(в силу разных обстоятельств) выглядеть
в глазах людей настоящим властителем.
И тогда наследником «величества» становился
кто-то другой. Иного и быть не могло, ведь
достоинство восточного владыки — это
божественное достоинство есть воплощение
бога, и это означает не только абсолютную
власть, но и возможность иного воплощения
того же самого божества. Оборотной стороной
божественного достоинства восточного
владыки является пренебрежение его индивидуальным
бытием, если только оно пытается заявить
о себе как о самостоятельной сущности.
Эта роль восточного владыки становится
более понятной, если мы вспомним фигуру
царя-жреца, осуществляющего свою власть
только в качестве мистического посредника
между божественной природой и человеческой
общиной. Подобного рода функция в преобразованном
виде сохранилась и в культуре Древнего
Востока, где верования еще не до конца
отделились от мифов, родившихся на заре
человеческой истории.
Миф, природа и государство в культурах
Древнего Востока
Верования, доминирующие на самых ранних
этапах становления восточных культур,
оставляют странное впечатление у исследователя,
стремящегося все разложить по классификационным
полочкам. С одной стороны, перед нами
типичные мифы, где боги олицетворяют
природу, незримо присутствуют на священных
церемониях, живут в священных животных
(например, почитание крокодила в Древнем
Египте), а человек надеется на власть
магии. С другой стороны, подлинный миф
выражает полную слитность общины с природой
и человека с общиной, что уже не вполне
соответствует рассматриваемой исторической
ситуации (налицо не община, а огромное
государство, где ведется планируемое
общественное хозяйство, исполняются
многообразные властные функции и присутствуют
несовпадающие интересы различных кланов
и группировок). Перед нами — своего рода
промежуточная стадия между мифом и религией,
или, если говорить точнее, миф, постав
ленный на службу деспотическому восточному
государству.
Миф здесь преодолен ровно настолько,
насколько это требуется для рационально-прагматического
расчета и административно-
Да и сама власть в такого рода государстве
не имеет подлинно светского характера:
ведь и шумерский владыка, и египетский
фараон, и китайский император — это не
просто предводители войска (дружины),
захватившие в свои руки бразды правления
(как это было в европейском средневековье).
Нет, это правители-жрецы, воплощающие
в себе божественную сущность и сами именующиеся
богами. Богом именуют египетского фараона,
богом именуется шумерский царь, а китайский
император вы ступает как сын божественного
Неба. Это властители, унаследовавшие
некоторые функции царя-жреца более древних
времен. Они выступают как посредники
между божественной природой и государством,
их власть не только светская, но и магическая,
земное воплощение божественного могущества.
Так «власть фараона распространяли не
только на страну и подданных, но и на явления
природы, существовали специальные обряды,
изображавшие фараона распорядителем
природных сил. Фараон играл главную роль
в общегосударственных земледельческих
празднествах: при наступлении времени
разлива Нила он бросал в реку папирус
с приказом начать разлив, он также начинал
пахоту, он же срезал и первый сноп нового
урожая» (Лапис И. А. Культу ра Древнего
Египта // История Древнего мира: Ранняя
древ ность. 2-е изд., испр. — М., 1883. С. 259).
Пробуждающийся человеческий дух вначале
меряет себя чисто природной меркой. Например,
боги в изображении древних египтян —
это существа с человеческим телом и головами
животных, их божественность здесь изображается
через образы существ, населяющих священную
природу. Но постепенно дух подходит к
проявлению своей собственной мощи, не
выходящей за пределы чисто природного
существования. В Древнем Египте это проявляется
в постепенном повышении значимости слова
— слова не магического, а человеческого,
слова как выражения человеческой мудрости.
Эпоха Нового Царства оставила нам удивительные
строки «Прославления писцов» (конец II
тысячелетия до н. э.):
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы,
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, созданных ими.
Их пирамиды — книги поучений,
Их дитя — тростниковое перо,
Их супруга — поверхность камня
***
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты.
Но имена их произносят, читая яти книги.
Память о том, кто написал их, Вечна.
Стань писцом, заключи это в своем сердце,
Чтобы имя твое стало таким же.
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды
в сердцах тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.
(Пер. А. Ахматовой. Поэзия и проза Древнего
Востока. — М.,1973.С.102-103).
Египет дает нам, пожалуй, самый яркий
пример той стадии становления древней
восточной культуры, где практические
достижения и развитость прагматически
ориентированной рациональности сочетаются
с основополагающей ролью чувств и образов,
доставшихся в наследство от первобытного
мифа. Здесь мы видим «причудливое сочетание
«первобытности» со сложным... мировосприятием,
отличающим высокоразвитую цивилизацию»
(Павлова О. И. Культура Древнего Египта
// Древние цивилизации. — М., 1989. С. 45). Человек
здесь уже начинает чувствовать первые
импульсы к установлению своей духовной
сущности (о чем говорит «Прославление
писцов»), но еще не умеет их реализовать
(или не успевает) — в результате завоеваний
Александра Маке донского Египет в IV в.
до н.э. прочно вошел в орбиту эллинского
культурного влияния.
Указанная стадия развития характерна
не только для Египта, это — обязательный
этап становления всех древних культур,
и его суть лучше всего охарактеризована
Гегелем: «Сфинкса можно считать символом
египетского духа: человеческая голова,
выглядывающая из тела животного изображает
дух, который начинает возвышаться над
природой, вырываться из нее и уже свободнее
смотреть вокруг себя, однако, не вполне
освобождаясь от оков» (Ге гель. Соч. —
М.-Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 186);
«...Чело духа еще как бы стянуто железным
обручем, так что он не может дойти до свободного
самосознания своей сущности в мысли,
но по рождает это самосознание лишь как
задачу, как загадку, относящуюся к самому
себе»
Иными словами, сфинкс есть всеобщий
символ человеческого духа, пробудившегося
от первобытной грезы и ищущего новые
пути своей культурной самореализации.
Правда, условия существования не позволяли
восточному человеку подняться до сознания
своей личной свободы. Но за пределами
этой недоступной для Востока сферы (ибо
Восток так и не открыл существование
личности) мы видим напряженные поиски
человеком самого себя, своей собственной
сущности. Мы остановимся лишь на трех
культурных традициях, каждая из которых
дала по-своему полный и завершенный ответ
на вопрос о том, что есть человек и каково
его высшее предназначение.
1.конфуцианской культуры
2.Даосизм: свобода как растворение в природе
3.Буддизм: слобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия
Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
Литература:
1.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 415 с.
2.Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. –
М ., 1999. С.18
3. Якуш Н.М., Жарина Л.В., Леоненко В.С., Коледа И.В.; Науч. ред. П.А. Водопьянов. – Мн.: БГТУ,2004. – 419 с.
4.Коптев А.В. Античная цивилизация. М., 2004. – 47 с.
5. http://fik.dax.ru/index%2038.
Тихоокеанский государственный университет
Курс лекций по культурологии
6. Лапина С.В. Культурология. Курс лекций – 2-е стер. изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 216с.
7.А.А. Радугин. Учебное пособие /Составитель и ответствет. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.