Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:11, контрольная работа
В данной контрольной работе поставлена цель изучить культуру древнейших цивилизаций Востока, для решения этой цели были выделены такие задачи:
Дать понятие цивилизации
Узнать общие черты древнейших цивилизаций
Изучить духовную культуру Древнего Востока
Узнать где возникли и как возникли древнейшие цивилизации в Индии, Египте, междуречье.
Введение 4
1. Понятие цивилизаций. Возникновение древнейших цивилизаций в Индии (Хараппская культура), Египте и Междуречье (Шумер, Вавилон, Ассирия).
Общие черты древнейших цивилизаций. 6
2. Духовная культура Древнего Востока. Своеобразие восточного типа миропонимания и символизм. Тотамичность религии и каноничность
искусства. 13
Заключение 24
Список литературы 26
Открыв свой путь, Будда начал проповедническую деятельность и провел так 40 лет. У него было множество учеников и последователей по всей Индии. Буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма, как реинкарнация, сансара и карма. Но теперь уже сансара не рассматривается как вечное колесо перерождений. Целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев). Как учение буддизм весьма оригинален. Его иногда называют религией без бога, и в этом есть доля истины. Будда не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.
Буддистские общины представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма, который как учение был несравненно демократичнее брахманизма, что и способствовало широкому успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов, а буддизм простотой своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, не мог не снискать себе сторонников.
В самой Индии буддизм, однако, не удержался. Исследователи видят причину именно в том, что он представлял собой учение", направленное против кастовых различий. Выступая в качестве антитезы брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм. В эпоху индуизма в традиционных верованиях индийцев появляются новые явления. Возникают общественные церемонии, обряды, места паломничества и храмы. Устраиваются торжественные церемонии и процессии. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах — воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару — земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру — учителя мудрости. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма. Так в индуизме появились боги-спасители, которыми стали Кришна, Рама и тот же Будда.
В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных.
Если в древности жрецы были лишь хранителями знания и исполняли обряды, то в эпоху индуизма они становятся руководителями религиозной жизни, учителями.
Большинство сект индуизма можно объединить в две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается. Шива для своих адептов — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушительные силы мира. Воплощением энергии Шивы является его танец (Шива — это и бог — покровитель танца). Многие устрашающие черты облика и культа Шивы связаны с тем, что в индуистской триаде он выступает как бог-разрушитель, уничтожающий мир и богов в конце каждого периода (кальпы). В одном из мифов рассказывается о том, как, разгневавшись на Брахму, Шива отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм (поэтому он изображается как в виде аскета, так и в виде танцора). Бог Вишну олицетворяет энергию созидания. Основное содержание мифов об аватарах бога Вишну составляет мотив торжества добра над злом. Вишну появляется во многих воплощениях-аватарах, как в облике животных (вепря, черепахи, рыбы), так и образе человека (Кришна и Рама).
В конце I тыс. н. э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды. В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому Индия достаточно быстро сначала попала под власть Делийского султаната, а затем — династии Великих Моголов. Ислам, будучи монотеизмом, качественно отличался от предыдущих религиозных учений, которые индуизм мог успешно ассимилировать благодаря своей гибкой структуре.
Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху средневековья централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился как государственная религия, возникло индийское мусульманское искусство.
Древний Египет
Мифологические
воззрения Древнего Египта нашли
свое отражение в литературе, музыке
и различных видах
Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. О жилищах египтян можно составить представление, лишь рассматривая глиняные модели домов, которые клали в гробницы. Сами дома изготавливались из глины и тростника — материала, который не мог выдержать тысячелетия.
Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства, затем, в связи с тем, что еще в те времена пирамиды уже подвергались разграблению, фараонов начинают хоронить в гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном берегу Нила. Снаружи усыпальницы царей были незаметны, места их содержались в секрете. Во многом благодаря этой таинственности сохранилась единственная дошедшая до нас в целости гробница Тутан-хамона, царствовавшего в XIV в. до н. э. В 1922 г. ее нашли английский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Находка в Долине царей вызвала такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие.
В помещении погребальной камеры были найдены статуи, в том числе изображение бога Анубиса в виде шакала, мебель, парадное оружие, модели судов, колесницы. Самой замечательной находкой стала мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была помещена в несколько саркофагов, последний из которых был выполнен из чистого золота. Тутанхамон правил недолго и погиб совсем молодым, и его захоронение, конечно же, не принадлежало к самым роскошным. Можно представить, какие сокровища египетской культуры не смогли до нас дойти.
В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них — изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих замечает: «На спинке трона царская чета представлена в обстановке домашней идиллии. Поза сидячего фараона могла бы шокировать своей вольностью какого-нибудь египетского консерватора. Царица (ее фигура — не меньше фигуры царя) ласково касается плеча мужа, и солнечное божество простирает к ним благословляющие дадони» (Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. С. 68.). Второе из них— изображение фараона Эхнатона и его жены Нефертити с детьми на рельефе алтаря, найденное в Ахетатоне. Под протянутыми к ним ладонями нового и единственного божества — Атона, солнечного диска с лучами-ладонями, счастливая семейная пара забавляется с детьми.
Ахетатон был открыт археологами в конце XIX в. Новая столица строилась в короткие сроки. Дворец украшали статуи Аменхотепа II (Эхнатона), многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией. Скульптурные изображения фараона, его супруги Нефертити и их дочерей отличает отсутствие канонов. Эхнатон изображается на статуях и рельефах целующим жену и играющим с детьми. Изображение самого фараона лишено монументальности. Исследователи до сих пор теряются в догадках, пытаясь объяснить причину этих изменений. «Амарнское искусство» - так называют искусствоведы произведения периода правления фараона Эхнатона (от современного названия поселения на месте древней столицы фараона-реформатора — Амарна). Самый известный памятник этого периода — знаменитый бюст Нефертити, дающий представление о совершенной красоте царицы. Недаром же само имя ее означает «Прекрасная пришла». Бюст Нефертити стал одним из самых замечательных символов женской красоты в мировой истории искусства.
Эхнатон правил около 20 лет и вошел в историю как религиозный реформатор. Фараон Аменхотеп принимает новое имя, изменив его на Эхнатон (т. е. «полезный Атону»), и предпринял попытку установить новый культ единого бога Атона (бога солнечного диска). Эхнатон основал новую столицу Ахетатон, посвятив ее новому божеству. Это событие иногда называют религиозной революцией. По-видимому, это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества, поскольку населению было запрещено поклонение всем божествам Египта, кроме Атона. Мотивы деятельности Эхнатона расцениваются по-разному. Его поступки можно рассматривать и как результат мистического озарения (сохранились поэтич-нейшие гимны новому божеству, сочиненные самим фараоном), и как результат борьбы фараона за власть с влиятельными жрецами.
В художественном мышлении египтян была выработана развитая система канонов, важных эстетических принципов египетского искусства. Чем выше было социальное положение, статус изображаемого, тем строже был канон. Так, например, в статуях фараонов редко передавалось портретное сходство, их властность, невозмутимость и монументальность становятся символами власти. В то же время сохранившиеся фрески показывают, что египтянам удавалось с необыкновенной живостью и естественностью передавать движения и пластику в сценах из повседневной жизни. Минеральные краски, которыми пользовались египетские художники, сохранили до наших дней поразительную звучность, яркость и богатство переходов. Рельефы и фрески, украшая стены гробниц и храмов, служат для нас настоящей энциклопедией быта египтян.
Кроме усыпальниц фараонов строились величественные храмы в честь многочисленных богов. Храмовые постройки были гигантских размеров и отличались роскошью отделки. В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества, доступ в которое был открыт лишь для жрецов и фараонов. Египетский храм не был предназначен для верующих, он служил домом бога на земле, предполагалось, что часть божественной субстанции пребывает в небольшой золотой статуэтке, находившейся в алтаре (наосе). Жрецы обращались к этому изображению, как к существу из плоти и крови. Статуэтку умывали и одевали, заботились о достаточном количестве еды для нее. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амону-Ра в Карнаке и Луксоре. Настенная роспись воссоздавала мир, в котором жили египтяне, потолок украшали изображения звезд и созвездий.
Древняя Месопотамия
Современное восприятие следов цивилизации Древней Месопотамии разительно отличается
от восприятия цивилизации Древнего Египта: если пирамиды египтян высятся и сегодня, то города Месопотамии давно обратились в груды развалин. Житель Древней Месопотамии всегда знал, что дни человека недолги; что бы человек ни делал, он всего лишь ветер. Катастрофическое мировосприятие во многом определялось особыми климатическими условиями среды обитания. Тигр и Евфрат, в отличие от Нила, разливаются бурно и непредсказуемо, сметая дамбы и затопляя посевы. В древности в Месопотамии дули знойные ветры и шли проливные дожди. И дух месопотамской цивилизации отражал несдержанность и непредсказуемость природы.
Космический порядок здесь не представлялся столь прочным и несокрушимым, каким он казался египтянину. Конечно, космос был упорядоченным, но за этим порядком стояло множество индивидуальных божественных воль. Космос считался особым космическим государством. Поэтому понимание окружающего мира означало понимание тех личностей, которые стояли за явлениями, г пение направленности их воль и пределы их власти.
Боги Месопотамии противостоят магическим силам земли. Земля - Тиамат, утверждается в теогоническом эпосе II тыс. «Энум элиш», умерщвляется богами и становится подножием их небесного мира. Суть богов проявляется как произвол, ограничиваемый равновесием сил. Человек магической связи с землей не имеет потому что бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Человек ничтожен перед произволом богов, но, взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с лишенным магической защиты миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятеричная система счета, установилось деление часового циферблата на двенадцать частей. Вавилонские жрецы умели вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.
Высшей властью во Вселенной обладало собрание богов. Председатель этого собрания — бог Ану, исполнительные функции принадлежали его сыну богу Энлилю. Мы не располагаем ни одним ранним шумерским мифом, темой которого был бы фундаментальный вопрос: почему Вселенная представляет государство? Идея мирового государства считалась самоочевидной.
Основные же сюжеты шумерских мифов представляют собой две группы: происхождение какого-либо существа или группы существ (богов, людей, животных, растений), организация, т.е. каким образом тот или иной бог приобрел свои функции и обязанности, по какому праву то или иное существо занимает свое место в мире, и ответ один: «По воле богов».