Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Мне предстояло выяснить, а когда собственно была Древняя Русь, то есть с какого и до какого времени мне описывать ее. С датой начала я особо не беспокоилась - за время появления Древней Руси можно считать IX век. Я решила описать культуру Древней Руси до 1236 года - начала татаро-моногольского ига. Просто после этого Русь начала платить дань, русских людей угоняли в рабство и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий.

Содержание

1.Введение.
2.Духовная культура:
2.1.Солнечные боги славян.
2.2.Славянская мифология:
2.2.1.Храмы.
2.3Народные и языческие праздники Древней Руси:
2.3.1.Земледельческий религиозный культ древних славян.
3.Материальная культура:
3.1Прикладное искусство:
3.1.1Внутреннее убранство дома.
3.1.2.Русский народный костюм.
4.Список литературы

Работа содержит 1 файл

культура древней руси.rtf

— 120.27 Кб (Скачать)

    Русский народный костюм

   Дел и забот всегда было много и у  мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми  лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы... Зато когда приходил праздник, он был для крестьян  особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую,  праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была  жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё  мастерство в шитье и в украшении одежды. В каждой местности одевались по-разному, но основные  предметы крестьянского костюма были одинаковыми в  большинстве областей России. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная,  наоборот, - демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому  что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению  семьи. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в  южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с  открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу  и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом.  Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у  неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато  украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.  Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да  кисти рук. Основной частью мужской одежды тоже была рубаха и порты - длинные штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у  мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных - лапти,  которые плели из лыка, особым образом очищенной коры  липы. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом,  в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин  мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые  крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные  редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой,  когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал  землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу - одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь. Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно  было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк,  пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была  обработка льна, но под сильными и ловкими руками  крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в  суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки  шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные  наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и  белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры. Руки крестьянки - от  них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать,  никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому  их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к  ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни  женщины-труженицы. Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото  всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в  какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или  просто вели оживлённый разговор. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала  её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна  была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от  злого человека. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой  в виде прямой линии яркого,  радостного цвета. Это прямая и  светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта  дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым,  хорошо знакомым и всегда новым для него. "Язык" этих символов был понятен людям, они  чувствовали его поэтичность и  красоту. Особую роль в русском  костюме всегда играли пояски.  Маленькая  девочка,  впервые  севшая за ткацкий станок, начинала  своё  обучение  ткачеству именно с пояска. Тканые разноцветные и рисунчатые пояски носили в основном мужчины, завязывая их спереди или чуть сбоку. Каждая невеста должна была обязательно выткать и  подарить жениху такой поясок. Завязанный узлом, он становился символом нерушимой связи между мужем и женой, их благополучной жизни. Поясок невесты обовьётся  вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого  человека, считали люди. Кроме того, невеста дарила свои  пояски всей многочисленной родне будущего мужа. Ведь  она входила в новую семью, и с этими людьми ей тоже нужно было установить добрые и прочные отношения. Так  пусть её яркие пояски украсят одежду новой родни,  защитят от несчастья.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Cписок используемой литературы: 

   1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов: "Надежда", 2010г.

   2. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. - М., 2011г.

   3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: "Просвещение", 2011г.

   4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: "Изобразительное искусство", 2011г.

   5.Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: "Русский язык", 2010г. 
 

Информация о работе Культура Древней Руси