Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:36, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Введение. Как зарождалась культура Руси……………..…………3
1. Письменность, грамотность, школы…………….……………6
2. Летописи………………………………………...……………..11
3. Литература…………………………………………………….15
IV. Архитектура………………………...…………………………17
V. Искусство………………………………………...……………19
VI. Быт народа……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………….26
VI. Быт народа
Культура народа неразрывно
Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию и приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с блистающим на пути из “варяг в греки” Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота - символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями.
С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских
хоромах шла своя жизнь - здесь
располагались дружинники, слуги,
толпилась бесчисленная челядь.
Отсюда шло управление
Любимыми забавами богатых
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну; (от “пестовать” - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
Внизу, на берегах Днепра
По склонам гор к Подолу спускались разнообразные - от хороших деревянных домов до убогих землянок - жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки.
По улицам города сновала
Похожие храмы, дворцы, такие же
деревянные дома и такие же
полуземлянки на окраинах
Своя жизнь, полная трудов, тревог,
текла в скромных русских селах и деревнях,
в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками
в углу. Там люди упорно боролись за существование,
распахивали новые земли, разводили скот,
бортничали, охотились, оборонялись от
“лихих” людей, а на юге - от кочевников,
вновь и вновь отстраивали сожженные врагами
жилища. Причем, нередко пахари выходили
в поле вооруженные рогатинами, дубинами,
луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого
дозора. Долгими зимними вечерами при
свете лучин женщины пряли, мужчины пили
хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие
дни, слагали и пели песни, слушали сказителей
и сказительниц былин, а с деревянных полатей,
из дальних углов за ними с любопытством
и интересом наблюдали глаза маленьких
русичей, чья жизнь, полная таких же забот
и тревог, была еще впереди.
Заключение
Судьба русской культуры и
прекрасна и драматична. Прекрасна
потому, что оставила заметный
след в отечественной истории.
Трудно представить нашу
Драматична же потому, что, как
всякое явление своего времени,
Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с “пережитками старой идеологии”, подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники. Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный уклад крестьянской жизни.
За последние семь десятилетий
погибло немало памятников
Немало воды утекло с того
далекого времени. Растеряв
Человек, с надеждой смотрящий
в будущее, не может жить
только настоящим. Еще Пушкин
заметил, что уважение к
Литература
1. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. –
Изд-во АН СССР, М-Л., 1958;
2. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А. Н. Сахарова, А. П. Новосельцева. – М., 1996;
3. Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре.
– М., ВЛАДОС, 1995.