Осталось и еще одно любопытное
свидетельство о развитии грамотности
на Руси так называемые надписи
граффити. Их выцарапывали на
стенах церквей любители излить
свою душу. Среди этих надписей
размышления о жизни, жалобы, молитвы.
Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще
молодым человеком, во время церковной
службы, затерявшись в толпе таких же молодых
князей, нацарапал на стене Софийского
собора в Киеве “Ох тяжко мне” и подписался
своим христианским именем “Василий”.
Береста - очень удобный материал для
письма, хотя и требовал определенной
подготовки. Березовое лыко варили в воде,
чтобы кора стала более эластичной, затем
снимали грубые ее слои. Лист бересты со
всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную
форму. Писали на внутренней стороне коры,
выдавливая буквы особой палочкой - “писалом”
- из кости, металла или дерева. Один конец
писала заостряли, а другой делали в виде
лопаточки с отверстием и подвешивали
к поясу. Техника письма на бересте позволяла
текстам сохраняться в земле столетиями.
Изготовление древних рукописных
книг было делом дорогим и
трудоемким. Материалом для них
служил пергамен - кожа особой
выделки. Лучший пергамен получался
из мягкой, тонкой кожи ягнят
и телят. Ее очищали от шерсти
и тщательно промывали. Затем
натягивали на барабаны, посыпали мелом
и чистили пемзой. После просушки на воздухе
с кожи срезали неровности и вновь шлифовали
пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные
куски и сшивали в тетради по восемь листов.
Примечательно, что этот древние порядок
брошюровки сохранился по сей день.
Сшитые тетради собирали в
книгу. В зависимости от формата
и количества листов на одну
книгу требовалось с 10 до 30 шкур
животных - целое стадо! По свидетельству
одного из писцов, работавшего
на рубеже ХIV-. XV вв., за кожу для книги
было уплачено три рубля. В то время на
эти деньги можно было купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным
пером и чернилами. Привилегию
писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь. Изготовление
письменных принадлежностей требовало
определенного умения. Извлекали перо
непременно из левого крыла птицы, чтобы
изгиб был удобен для правой, пишущей руки.
Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок,
затем кончик наискось срезали, расщепляли
и затачивали специальным, перочинным
ножичком. Им же выскабливали ошибки в
тексте.
Средневековые чернила, в отличие
от привычных для нас синих
и черных, были бурого цвета,
так как делались на основе
железистых составов, а проще
говоря, ржавчины. В воду опускали
кусочки старого железа, которые,
ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились
древние рецепты изготовления чернил.
В качестве компонентов, помимо железа,
использовали дубовую или ольховую кору,
вишневый клей, квас, мед и многие другие
вещества, придававшие чернилам необходимую
вязкость, цвет, устойчивость. Столетия
спустя эти чернила сохранили яркость
и силу цвета.
Писец промокал чернила мелкотолченым
песком, посыпая его на лист
пергамена из песочницы - сосуда,
похожего на современную перечницу.
К сожалению, древнейших книг
сохранилось очень мало. Всего около 130
экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII
вв. дошло до нас. Было их немного и в те
времена.
На Руси в средние века знали
несколько видов письма. Древнейшим
из них был “устав” - с буквами
без наклона, строго геометрической
формы, напоминающими современный печатный
шрифт. В XIV в., с распространением делового
письма, медленный “устав” сменил “полуустав”
с буквами помельче, более простыми в написании,
с легким наклоном. Полуустав отдаленно
напоминает современный курсив. Еще сто
лет спустя, в XV в., начали писать “скорописью”
- плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII
вв.
скоропись
постепенно вытеснила другие виды письма.
Для украшения рукописи заглавия
в средние века писали особым,
декоративным шрифтом - вязью.
Буквы, вытянутые вверх, переплетались
между собой (отсюда и название - вязь),
образуя текст, похожий на ленту орнамента.
Писали вязью не только на бумаге. Золотые
и
Серебряные
сосуды, ткани часто покрывали
нарядными надписями. Из
всех
видов древнего письма до XIX в. сохранилась
именно вязь, правда,
только
в старообрядческих книгах и декоративных
надписях “под
старину”.
На страницах древнерусских книг
текст был расположен в один
или два столбца. Буквы не
делились на строчные и прописные.
Они заполняли строку длинной чередой
без привычных нам интервалов между словами.
Экономя место, не которые, преимущественно
гласные, буквы писали над строкой или
заменяли знаком “титло” - горизонтальной
линией. Усекались и окончания слов, хорошо
известных и часто употребляемых, например
Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии
была заимствована традиция над каждым
словом ставить знак ударения - “силу”.
Долгое время не существовало,
нумерации страниц. Вместо этого
внизу справа писали слово,
с которого начиналась следующая
страница.
Любопытны и некоторые особенности
древнерусской пунктуации. Из привычных
нам знаков препинания в ходу
была только точка, заимствованная
из византийской, письменности. Ставили
ее произвольно, иногда определяя
границы между словами, иногда
обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв. письменность
усложнилась. В книгах появились, например,
запятые - для обозначения пауз, точка
с запятой, заменявшая знак вопроса.
Труд писца бел нелегок. Работа
двигалась медленно. В среднем,
за день удавалось написать всего
два-четыре листа, не только без ошибок,
но и красиво.
Средневековые рукописные книги
нарядно оформлялись. Перед текстом
обязательно делали заставку - небольшую
орнаментальную композицию часто
в форме рамки вокруг названия
главы или раздела. Первую, заглавную
букву в тексте “инициал” - писали крупнее
и красивее остальных, украшали орнаментом,
иногда в виде человечка, животного, птицы,
фантастического существа. Обычно инициал
был красным. С тех пор говорят - “писать
с красной строки". Завершался раздел
“концовкой” - небольшим рисунком, на
пример, изображением двух птиц, похожих
на павлинов.
Самым сложным видом иллюстрирования
книги были миниатюры. Миниатюры
писали художники на свободных
от текста листах книги кистью
и красный. Чаще всего это были
портреты заказчиков или автора книги
(например, евангелистов), иллюстрации
к тексту. Большое влияние на искусство
миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера
иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев
писали книжные миниатюры. Меньшие размеры,
по сравнению с иконами, требовали большей
тонкости художественного исполнения.
II.
Летописи
Летописи - это средоточие истории
Древней Руси, ее идеологии, понимания
ее места в мировой истории
- являются одним из важнейших
памятников и письменности, и литературы,
и истории, и культуры в целом. За составление
летописен, т.е. погодных изложений событий,
брались лишь люди самые грамотные, знающие,
мудрые, способные не просто изложить
разные дела год за годом, но и дать им
соответствующее объяснение, оставить
потомству видение эпохи так, как ее понимали
летописцы.
Летопись была делом государственным,
делом княжеским. Поэтому поручение
составить летопись давалось
не просто самому грамотному
и толковому человеку, но и
тому, кто сумел бы провести идеи, близкие
той или иной княжеской ветви, тому или
иному княжескому дому. Тем самым объективность
и честность летописца вступали в противоречие
с тем, что мы называем “социальным заказом”.
Если летописец не удовлетворял вкусам
своего заказчика, с ним расставались
и передавали составление летописи другому,
более надежному, более послушному автору.
Увы, работа на потребу власти зарождалась
уже на заре письменности и не только на
Руси, но и в других странах.
Летописание, по наблюдениям отечественных
ученых, появилось на Руси вскоре после
введения христианства. Первая летопись,
возможно, была составлена в конце X в.
Она была призвана отразить историю Руси
со времени появления там новой династии
Рюриковичей и до правления Владимира
с его впечатляющими победами, с введением
на Руси
христианства. Уже с этого времени
право и обязанность вести
летописи были даны деятелям церкви. Именно
в церквах и монастырях обретались
самые грамотные, хорошо подготовленные
и обученные люди священники, монахи.
Они располагали богатым книжным наследием,
переводной литературой, русскими записями
старинных сказаний, легенд, былин, преданий;
в их распоряжении были и великокняжеские
архивы. Им подручней всего было выполнить
эту ответственную и важную работу: создать
письменный исторический памятник эпохи,
в которой они жили и работали, связав
ее с прошлыми временами, с глубокими историческими
истоками.
Ученые считают, что, прежде
чем появились летописи - масштабные
исторические сочинения, охватывающие
не сколько веков русской истории,
существовали отдельные записи, в том
числе церковные, устные рассказы, которые
поначалу и послужили основой для первых
обобщающих сочинений. Это были истории
о Кие и основании Киева, о походах русских
войск против Византии, о путешествии
княгини Ольги в Константинополь, о войнах
Святослава, сказание об убийстве Бориса
и Глеба, а также былины, жития святых,
проповеди, предания, песни, разного рода
легенды.
Позднее, уже в пору существования
летописей к ним при соединялись
все новые рассказы, сказания о впечатляющих
событиях на Руси, вроде знаменитой распри
1097 г. и ослеплении молодого князя Василька,
или о походе русских князей на половцев
в 1111 г. Летопись включила в свой состав
и воспоминания Владимира Мономаха о жизни
- его “Поучение детям”.
Вторая летопись была создана
при Ярославе Мудром в пору,
когда он объединил Русь, заложил
храм Святой Софии. Эта летопись
вобрала в себя предшествующую
летопись, другие материалы.
Уже на первом этапе создания
летописей стало очевидным, что они
представляют собой коллективное творчество,
являются сводом предшествующих летописных
записей, документов, разного рода устных
и письменных исторических свидетельств.
Составитель очередного летописного свода
вы ступал не только как автор соответствующих
заново написанных частей летописи, но
и как составитель и редактор. Вот это
и его умение направить идею свода в нужную
сторону высоко ценилось киевскими князьями.
Очередной летописный Свод был
создан знаменитым Иларионом,
который писал его, видимо, под
именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в.,
после смерти Ярослава Мудрого. А потом
появился Свод уже во времена Святополка
в 90-е годы XI в.
Свод, за который взялся монах
Киева-Печерского монастыря Нестор
и который вошел в нашу историю
под именем “Повести временных лет”
, оказался, таким образом, по меньшей мере
пятым по счету и создавался в первое десятилетие
XII в. при дворе князя Святополка. И каждый
свод обогащался все новыми и новыми материалами,
и каждый автор вносил в него свой талант,
свои знания, эрудицию. Свод Нестора был
в этом смысле вершиной раннего русского
летописания.
В первых строках своей летописи
Нестор поставил вопрос “Откуда
есть пошла Русская земля, кто
в Киеве начал первым княжить
и откуда Русская земля стала есть”.
Таким образом, уже в этих первых словах
летописи говорится о тех масштабных целях,
которые поставил перед собой автор. И
действительно, летопись не стала обычной
хроникой, каких немало было в ту пору
в мире - сухих, бесстрастно фиксирующих
факты, но взволнованным рассказом тогдашнего
историка, вносящего в повествование философско-религиозные
обобщения, свою образную систему, темперамент,
свой стиль. Происхождение Руси, как мы
об этом уже говорили, Нестор рисует на
фоне развития всей мировой истории. Русь
- это один из европейских народов.
Используя предшествующие своды,
документальные материалы, в том
числе, например, договоры Руси
с Византией, летописец развертывает
широкую панораму исторических
событий, которые охватывают как
внутреннюю историю Руси становление
общерусской государственности с центром
в Киеве, так и международные отношения
Руси с окружающим миром. Целая галерея
исторических деятелей проходит на страницах
Несторовой летописи князья, бояре, посадники,
тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он
рассказывает о военных походах, об организации
монастырей, закладке новых храмов и об
открытии школ, о религиозных спорах и
реформах внутрирусской жизни. Постоянно
касается Нестор и жизни народа в целом,
его настроений, выражений недовольства
княжеской политикой. На страницах летописи
мы читаем о восстаниях, убийствах князей
и бояр, жестоких общественных схватках.
Все это автор описывает вдумчиво и спокойно,
старается быть объективным, насколько
вообще может быть объективным глубоко
религиозный человек, руководствующийся
в своих оценках понятиями христианской
добродетели и греха. Но, прямо скажем,
его религиозные оценки весьма близки
к общечеловеческим оценкам. Убийство,
предательство, обман, клятвопреступление
Нестор