Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
1) Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
2) Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
3) Сильное влияние религии. Совмещение христианской церкви и языческих обрядов. Двоеверие. Господство в идеологии религиозного мировоззрения.
4) Накопление знаний, не имеющих научного обоснования.

Работа содержит 1 файл

Реферат Др. Русь-2.docx

— 31.97 Кб (Скачать)

     Митрополит  и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить  количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом  священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.

     Во  главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В  крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой  округи - епархии. С обособлением отдельных  княжеств каждый князь стремился  к тому, чтобы его столица имела  своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои  и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших  церковных организаций стали  монастыри, строй жизни которых  и идеология были целиком перенесены из Византии.

     Появившись  на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрый подъем. Строятся соборы и церкви. Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь  постепенно становится основным институтом феодальной культуры древней Руси. Первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при  князе Владимире. А второй, не менее  важный, при князе Ярославе в 1051 году. При Ярославе Мудром впервые Русским  митрополитом был поставлен русский  священник Илларион. С этого момента  церковь на Руси стала полностью  независимой. Но, несмотря на такой  мощный прогресс, церкви не удалось  полностью изменить древние традиции россиян. Поэтому, не смотря на запреты  церкви, на Руси происходили различные  языческие празднества, такие, как  изгнание зимы и старого года. Таким  вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

     Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание  местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры.

     Особое  место в формировании культуры Древней Руси занимает литература, выступавшая как форма общественного самосознания. Независимо от сюжетной канвы древнерусское литературное произведение представляло мир в его целостности, и человека, автора и читателя, не покидало чувство значительности происходящего, важности всего временного, непреходящей ценности человеческого бытия. Человек ощущал себя ничтожной частицей, и одновременно участником мировой истории.

     Помимо "долговременной" литературы (летописи, жития святых) существовала и публицистика, отзывавшаяся на самые злободневные проблемы. Примером тому служит знаменитое "Слово о полку Игореве", очень прозрачно намекавшее князям о тех бедах, которые принесет рознь, и призывавшее к объединению  русских земель для отпора общему врагу - монголо-татарам.

     60е  годы IX века - время создания русской  письменности. Её создателями были  Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы  был перевод Священного писания,  толкований к нему, а также  жития святых и прочей церковной  литературы.

     Позже появились и новые жанры, такие  как: летопись, житие, поучения, повесть. Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Надо отметить, что в русских  летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования  о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во-вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал  события в лучшем свете для  своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.

     Житие - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых  монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также  и научные труды, так в XII в. (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных  праздников и т.д. - назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно  рассматривать, как литературу одной  темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая  история, эта тема - смысл человеческой жизни. Подобную направленность основных жанров (главная направленность - эпос) можно объяснить тем, что в  Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.

     Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы  устраивались при монастырях, учителями  были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили  коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным  заведением того времени считался Киево-Печерский  монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить  греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление  о тогдашнем уровне знаний могут  дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.

     Русская архитектура времён Киевской Руси имела  ряд особенностей связанных в  основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры  и зодчества на Руси всегда являлись храмы.  

     Несмотря  на то, что вместе с христианством  на Русь должны был прийти и церковные  здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые  главы, - всё завершение фасада приняло  определённо луковичную форму".

     На  Руси было достаточно много различных  архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся  крестово-купольный стиль. Крестово-купольный  храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных  столба соединялись арками, поддерживающими  через паруса барабан купола. Всё  центральное пространство храма, при  виде сверху образует крест (отсюда и  название). В восточной части интерьера  размещаются алтарные помещения (возвышенный  жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие  на внешней стороне. Здесь совершается  богослужение, и находится главная  святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь  Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Отличительной чертой искусства домонгольской Руси была монументальность форм.

     Но  самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно  послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через  Византию из глубины веков в Древнюю  Русь активнее начало проникать и  влияние мировой цивилизации, в  том числе наследие античного  мира и Ближнего Востока. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Головашин, В.А. Очерки истории русской культуры (Культурология): учебное пособие. / В.А. Головашин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: ТГТУ, 2004. — 248 с.
  2. Доброхотов, А.Л., Калинкин, А.Т. Культурология: учебное пособие. / А.Т. Доброхотов, А.Л. Калинкин. - М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010. — 480 с.
  3. Костина, А.В. Культурология. / А.В. Костина. – М.: КноРус, 2010. — 336 с.
  4. Культурология: учебник. / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2008. – 304 с.
  5. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Феникс, 2010. – 576 с.

Информация о работе Культура Древней Руси