Культура Древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Месопотамией (Двуречьем, Междуречьем) древние греки называли земли, лежащие между Тигром и Евфратом, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Но в отличие от последнего, являвшегося в течение трех тысячелетий единым государством с одним и тем же народом, в Месопотамии сменилось несколько народов и несколько государств. На территории древней Месопотамии (ныне -территория современного Ирака ) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.
Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 до н.э. в Южном Двуречье. В 2400 г.до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро - Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40-50 тыс.человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.).

Содержание

1.Культура Шумера и Аккада………………………………………………...
1.1Возникновение клинописи………………………………………………...
1.2Шумерские религиозные представления…………………………………
1.3Мифы и эпос………………………………………………………………..
1.4 Художественная культура Шумеров…………………………………….
2. Культура Вавилона…………………………………………………………
2.1 Система права……………………………………………………………...
2.2 Художественная культура Вавилона…………………………………….
3. Ассирийская культура……………………………………………………...
Рецензия на «Эпос о Гильгамеше»…………………………………………...
Тестовые задания……………………………………………………………...
Краткий конспект……………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Древняя Месопотамия.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, описания нисхождения богов в  преисподнюю, любовная лирика, дидактические  и философские произведения, сочинения  с политической тенденцией, басни, пословицы  и поговорки.       

 

1.4 Художественная  культура Шумеров

 

В художественной культуре Шумера ведущим искусством бала архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах-насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. К памятникам  архитектуры относят два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IV тыс.до н.э.), посвященные главным божествам города – богу Анну и богине Инанне. Храм богини плодородия Нинхурсаг а Уре был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную башню. Скульптура в Шумере получила  меньше развитие, чем архитектура. Она имела культовый характер: человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сходства. В аккадский период скульптура становится более реалистической и индивидуализированной.

Высокого уровня достигла шумерская  литература, основным жанром которой служили   фольклорные  произведения, прежде всего легенды  и мифы. Это были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвиге великих предков. Самым  ярким произведением является эпос о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. Шумеры создали  первую в человеческой истории поэму  «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и  древнейших в мире медицинских книг (сборников рецептов). Они первыми  разработали и записали календарь  земледельца, составили первые сведения о защитных насаждениях. К концу  III тыс. до н.э. шумеро-аккадская цивилизация приходит в упадок и ее преемницей становится Вавилония.

 

 

 

 

2.Культура Вавилона

               2.1 Система права


 

В середине II тыс.до н.э. при царе Хаммурапи Вавилон объединил под своим главенством территорию Шумера и Аккада. Самым большим достижением древневавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, записанная клинописью на двухметровом каменном столбе из диорита. Законы включали в себя 282 статьи, касавшиеся имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Главным принципом наказаний был талион (возмездие, по силе равное преступлению). Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкенумам (юридически свободным, но неполноправным людям, работающим в дворцом хозяйстве) и рабам. За одно и тоже преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое – на полноправного.  Рассмотрим таблицу, обобщающую связанные статьи кодекса.

  • 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «обвинитель его должен быть убит».
  • 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
  • 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.
  • 14: похищение детей. Наказание — смерть.
  • 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
  • 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
  • 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
  • 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
  • 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.
  • 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
  • 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
  • 42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
  • 47: преимущественное право арендодатора возобновить аренду.
  • 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
  • 49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
  • 53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
  • 57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
  • 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
  • 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
  • 67-72: не сохранились.
  • 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
  • 74-87: не сохранились.
  • 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
  • 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
  • 91-92: не сохранились.
  • 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
  • 97-98: не сохранились.
  • 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
  • 100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.

Значительную часть заключения составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечисляются кары, которые боги нашлют на ослушевшегося.

 

2.2 Художественная  культура Вавилона

 

Второго расцвета Вавилон  достиг при Навуходоносоре II, который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим. При нем же город Вавилон стал столицей древнего мира,  с великолепными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. Она была шириной 25 м и высотой до 100м. Главные ворота в город (всего их было 100) – ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованным кирпичом. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней-зиккуратом- знаменитой Вавилонской башней. Озеленные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды», ассирийской царицы, жившей в IX в.до н.э.

Изделия вавилонских мастеров славились не только в долине Тигра  и Евфрата, но и во многих чужеземных странах. Вавилонские мастера изготавливали  изящную мебель с разноцветной инкрустацией из кусочков слоновой кости, золотых  пластинок и драгоценных камней. Гончары кроме разнообразной  посуды мастерили глиняные бочки, глиняные гробы и светильники, которые  заправлялись нефтью (само слово «нефть»  восходит к вавилонскому «нафту»). Изготовлялась  в Вавилоне также и посуда из цветного стекла. Вавилонские шерстяные ткани, окрашенные пурпуром – краской, привозимой из Финикии, распространились по всей передней Азии. Позднее они стали  ввозиться в Грецию и Рим. Славились  и вавилонские кожевники: качественной обовью, конской упряжью, мехами для хранения воды и вина, бурдюками, которые надувались и служили для переправы через реки. Многие мастера богатели, покупали (брали внаем) рабов и создавали крупные предприятия. Руководящую роль в экономике играли могущественные торгово-ростовщические дома.  Они скупали товары по дешевой цене и потом, дождавшись благоприятного момента, продавали их с колоссальной прибылью.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при  жизни. В вавилонском искусстве  почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия и искусство  Древнего Вавилона были реалистичны, чем  культура Древнего Египта. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, чаще всего  льва или быка. Замечательна мелкая пластика, например, мраморные статуэтки  из Телль-Асмвра, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель встречал ее взгляд. Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был  кирпич-сырец, то от их культуры сохранилось  гораздо меньше материальных памятников, чем от богатого камнем Древнего Египта. Особенности строительного материала  сподвигли вавилонян к архитектурным  инновациям. Считается, что именно они  внедрили купола в добавление к аркам, сводчатым потолкам. Архитектурные  формы вавилонских зодчих легли  в основу строительного искусства  Древнего Рима, а затем и средневековой  Европы.

Вавилоняне достигли больших  успехов в области математики: разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции»; умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень; создали геометрические формулы для измерения земельных участков; знали теорему, известную нам как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел. Астрономы Вавилона разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года, создали систему знаков зодиака. В Вавилоне зародилась астрология и наука составления гороскопов. Хотя вавилонские врачи не знали строения человека (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоев.

В вавилонской литературе наиболее значительным произведением  стал «Энума Элиш» - миф о создании мира, происхождении человека, его  роли на земле. Кроме того, были созданы  первые словари, позволяющие изучать  языки соседних народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ассирийская  культура

 

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развивали ассирийцы, которые подчинили себе Вавилон в XIV в.до н.э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на культе оружия, героизме, прославлении силы. В художественной культуре Ассирии ведущим искусством была архитектура, где проявился военизированный характер государства. Ассирийские города были мощными крепостями. Религиозная архитектура с храмами-зиккуратами отступает на второй план в сравнении со светской. Крупнейшие города   Ассирии – Ниневия, Хорсабад и Нимруд – застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты, животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших рядом пыток и расправ. Однако ассирийские цари  являлись не только завоевателями и деспотами, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры. Например, царь Ашшурбанипал построил весь украшенный рельефами Северный дворец, в котором разместил свою библиотеку из 30000 клинописных глиняных  табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских текстов. Именно при ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона.

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ НА «ЭПОС О  ГИЛЬГАМЕШЕ»

«Эпос о Гильгамеше» - величайшее поэтическое произведение древневосточной  литературы.  Эпос рассказывает о приключениях легендарного основателя города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду (букв. "сын Энки"), их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу, смерть Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствие самого Гильгамеша в страну мертвых к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти за цветком бессмертия. Чаще всего это сказание вспоминают в связи с историей о всемирном потопе, содержащейся в таблице 11.В легендарном произведении рассматриваются такие понятия как дружба, поиск смысла жизни и страх неизбежной смерти, судьба человека в этом огромном пугающем, но прекрасном мире. 

Также в эпосе отражены многие взгляды философии того времени  на окружающий мир (элементы космогонии, история о "Большом потопе" в поздней редакции), этику, места  и судьбы человека (поиски бессмертия). Эпос полон любви к человеку, проникаешься его красотой и начинаешь верить в смысл и истину.

     Гильгамеш" - отличное окно в мир древнего жителя Ближнего Востока и ключ ко многим загадкам.                                                              

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Каким богам поклонялись  в Месопотамии:

b) Иштар;

e) Мардук;

g) Энки.

2. Система права Двуречья  представлена в:

c) «Законах Хаммурапи»;

3. Первые библиотеки возникли  в цивилизации:

b) Месопотамии.

4. Важнейшими достижениями  ученых Древней Месопотамии в  математике являются:

b) шестидесятеричная система счисления;

c) десятеричная система счисления;

e) измерение углов.

5. Какие сюжеты являются  общими для «Эпоса о Гильгамеше»  и «Ветхого Завета»:

d) всемирный потоп;

 

 

 

 

 

 

 

Краткий конспект

На территории древней  Месопотамии в течение трех тысячелетий  сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Главным достижением шумеро-аккадской культуры является письменность. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. Важнейшим культурным открытием шумеров было изобретение клинописной системы письма. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В художественной культуре Шумера ведущим искусством бала архитектура. Высокого уровня достигла шумерская литература, основным жанром которой служили   фольклорные произведения, прежде всего легенды и мифы.

Информация о работе Культура Древней Месопотамии