Культура Древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 01:41, контрольная работа

Описание работы

Самая древняя в мире культура, благодаря своим историческим условиям рвзвития, получила ряд характерных своеоразных особенностей.
Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. Множество народов и племён учавствовали в её создании, например, шумеры, вавилоняне, ассирийцы.

Содержание

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Укажите основные этапы эволюции культуры Междуречья…………………3
2.Раскройте своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии………………………………………………………………….........4
3. Охарактеризуйте специфику искусства и системы права……………………5
II. Напишите свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше»………………………………………………………………………..7
III. Выполните тестовые задания……………………………………………9

Работа содержит 1 файл

14 тема(контрольная) .doc

— 74.00 Кб (Скачать)

      Мы  искренне сопереживаем Гильгамешу, когда  он теряет своего друга и брата Энкиду. Очень интересна и важна для понимания их дружбы история их взаимоотношений. Энкиду был сотворён богиней Аруру в противовес Гильгамешу (всё по просьбе подданных Гильгамеша). Он рос среди животных и ими же воспитывался, охранял их от охотников, был своеобразным защитником лесной живности, сам был покрыт шерстью и не особо от зверей отличался, кроме как силой. Когда один из охотников обратился к Гильгамешу за помощью, тот предложил им дать Энкиду блудницу Шамхат.

      Шамхат  лишила Энкиду девственности и от него отвернулись все звери.  Именно она предложила ему идти в город, где живёт Гильгамеш, она же и учит его становиться человеком по пути в Урук: пить вино, носить одежду, нормально питаться. Энкиду решает сразиться с Гильгамешем, но Шамхат рассказывает ему о вещих снах Гильгамеша, что вскоре у него появиться настоящий друг.

      Именно  с битвы и начинается дружба великих  Гильгамеша и Энкиду. Когда они  поняли, что не смогут победить друг друга, то Гильгамеш познакомил Энкиду со своей матерью, затем они побратались. У Энкиду случается великая депрессия, он не знает, куда приложить свою силу, плачется. И тогда Гильгамеш предлагает победить Хумбабу, хранителя кедровых лесов. Стоит заметить, что Урук не был богатым на леса краем, а для того, чтобы строить дома и храмы, крайне нужно было дерево.

      Энкиду  пытается отговорить Гильгамеша от этой затеи, ибо Хумбаба очень силён, но Гильгамеш уговаривает Энкиду, говоря, что жизнь итак слишком  коротка, и лучше потартить её на геройство, и умереть знаменитым на весь мир, чем быть неизвестным.

      Под поддержкой бога, которому Гильгамеш  обещал построить храм, братья побеждают  Хумбабу и семь его одеяний-лучей.

      Богиня  Иштар предлагает Гильгамешу стать  её любовником, но он отказывается, потому как всех своих мужей Иштар  превращает в животных или убивает. Разозлённая богиня просит бога Ану создать Небесного быка, чтобы он убил Гилльгамеша и Энкиду, но братья убили быка.

      Энкиду  снится совет богов, на котором боги решают, кто должен умереть: Гильгамеш  или Энкиду. В результате они решают убить Энкиду. Утром он рассказывает всё брату. Потом братья долго спорят, какому богу и кто будет молится, и затем Энкиду обращается к богу Шамаш с проклятиями к Шамхат, однако бог переубеждает его, напоминая о том, что дала ему Шамхат.

      Вскоре  Энкиду заболевает и умирает. Вот тут начинаются великие страдания Гильгамеша, потому как он осознаёт свою смертность и глубоко переживает гибель друга. Он отправляется в путешествие за бессмертием, доходит до края земли и встречает там человека-скорпиона, и рассказывает ему о том, что хочет найти Утнапишти, человека, который пережил всемирный потоп. Человек-скорпион рассказывает Гилькамешу про страну Дильмун, но предостерегает, что только боги могут до неё добраться, потому что путь туда очень опасен, проходит через пещеру и никто из людей туда не ходил. Гильгамеш не устрашается этого, и отправляется в путь, а человек-скорпион благословляет его.

      С первого раза Гильгамеш не одолевает  этот путь, устрашается его, зато проходит его со второго, и оказывается  в прекрасном саду из деревьев из драгоценного камня. Именно там он встречет хозяйку богов Сидури. Она не верит в то, что пришёл именно Гильгамеш (тот был очень грязный и худой), она его боится и прячется от него в доме. Но Гильгамешу приходится рассказать свою историю, на что Сидури пытается убедить его, что бессмертие — не людской удел, и не стоит тратить время на поиски бессмертия, а лучше просто радоваться жизни. Однако Гильгамеш спрашивает её, где найти Утнапишти, но узнаёт, что кроме Шамаша никто не сможеет к нему добраться, и добраться поможет только корабельщик Уршанаби, у которого в лесу идолы.

        Итак, корабельщик помогает добраться  до Утнапишти, и Гильгамеш рассказывает  ему о своём деле, горе и  спрашивает, как у Утнапишти получилось  стать равным богам. Он узнает о потопе, в котором выжил только Утнапишти, и тогда боги приняли его к себе, но совет богов вряд ли соберётся ради Гильгамеша. Тогда ещё одну тайну рассказывает старец Гильгамешу, о волшебном цветке, который даёт вечную молодость. И Гильгамеш, естественно, решает добыть цветок, ему это удаётся, и сначала он рашет испытать его на старцах своего города. Но в пути цветок похищает змея и Гильгамеш возвращается ни с чем.

     Тогда только он осознаёт, что он смертен  и смиряется с этим, решая принять  смерть и жизнь такими, какие они есть.

     Несмотря на свою древность, эпос актуален и по сей день. Он заставляет задуматься, зачем мы живём и какой смысл жизни и смерти. Гильгамешу пришлось смириться со своёй смертной жизнью, а мы прекрасно знаем итак о своей смертности. Потеря близкого человека, что случилось с Гильгамешем, может встретить каждого из нас и по прочтении появляется мысль, что, может быть, стоит уделять больше времени своим близки, чтобы не тратить ни секунды времени вместе.

     Ценность  данного эпоса сложно переоценить, и, хотя он достаточно трудночитаем, ближе к середине таблиц становится просто всё равно, ибо сопереживание героям гораздо более яркое, чем в какой бы то ни было древней поэме-эпосе. 
 

     III. Выполните тестовые задания.

1. Каким  богам поклонялись в Месопотамии:

          a) Ра;

          b) Иштар;

          c) Птах;

          d) Исида;

          e) Мардук;

          f) Осирис;

          g) Энки;

          h) Тот.

    Ответ: b) Иштар; e) Мардук; g) Энки; 

2. Система  права Двуречья представлена  в:

     a) «Законах XII таблиц»;

     b) «Законах Ману»;

     c) «Законах Хаммурапи»;

     d) Декалоге.

     Ответ: c) «Законах Хаммурапи»; 

3. Первые  библиотеки возникли в цивилизации:

      a) Египта;

      b) Месопотамии; (Вавилонский город Ниппур)

      c) Китая;

      d) античности.

      Ответ: b) Месопотамии; (Вавилонский город Ниппур) 

4. Важнейшими  достижениями ученых Древней  Месопотамии в математике являются:

       a) введение позиционной системы начертания чисел;

       b) шестидесятеричная система счисления;

       c) десятеричная система счисления;

       d) введение отрицательных чисел;

       e) измерение углов;

      f) тригонометрические функции.

       Ответ: a) введение позиционной системы начертания чисел;

       b) шестидесятеричная система счисления; 

5. Какие  сюжеты являются общими для  «Эпоса о Гильгамеше» и «Ветхого  Завета»:

      a) происхождение мира;

      b) сотворение человека; (Энкиду)

      c) Вавилонская башня;

      d) всемирный потоп; (Утнапишти )

      e) история моральных заповедей.

      Ответ: b) сотворение человека; (Энкиду), d) всемирный потоп; (Утнапишти ) 
 

    Список  литературы:

1. Культурология : метод. пособие для студентов   всех    специальностей заочной формы обучения / Л. Н. Александрова [и др.] –    Минск : БГУИР, 2009. – 70 с.

2. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965

3. Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1980

4. Дьяконов И. Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М., 1959


Информация о работе Культура Древней Месопотамии