Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:35, реферат
В работе рассмотрено религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью, становление древнеиндийской культуры, ее отличительные особенности.
Введение………………………………………
Раздел 1. Религия и культура Древней Индии
1.1 Древние боги
1.2 Ритуалы
1.3 Ведизм, джайнизм, индуизм - основы духовной культуры индийского ареала
Раздел 2. Искусство Древней Индии
2.1Литература ………………
2.2 Архитектура ……………………………
2.3 Скульптура и живопись …………………
Заключение ……………………………
Список использованной литературы …………………….
Именно ведическая религия создала
и обосновала основные категории
религиозно-мифологического
Если в течение одной жизни переход из одной варны в другую был невозможен, то после смерти человек мог рассчитывать на изменение своего социального статуса. Что касается высшей варны - брахманов, то для них возможно даже освобождение от сансары путем достижения состояния "мокши" (от санскритского "освобождение"). В Упанишадах записано: "Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному Пуруше". Согласно закону сансары, люди могут перерождаться в самые разные существа, как высшие, так и низшие, в зависимости от кармы. Улучшению кармы способствуют, к примеру занятия йогой, т.е. практическими упражнениями, направленными на подавление и контроль обыденного сознания, чувств, ощущений.
Подобные идеи породили специфическое отношение к природе. Даже в современной Индии существуют секты дигамбаров и шветамбаров, которые по-особенному, трепетно относятся к природе. Первые, когда идут, подметают перед собой землю, а вторые носят у рта кусок материи, чтобы туда, не дай бог, не залетела какая-нибудь мошка, ведь она когда-то могла быть человеком.
К середине первого тысячелетия
до нашей эры в общественной жизни
Индии происходят большие изменения.
К этому времени здесь
Дело в том, что вопрос о моральности социального долга был для кшатриев далеко не праздным: с одной стороны, их военный долг перед страной обязывал их совершать насилие и убивать; с другой стороны, смерть и страдание, которые они несли людям, ставили под сомнение саму возможность освобождения от сансары. Бог Кришна рассеивает сомнения кшатриев, предлагая своего рода компромисс: каждый кшатрий должен выполнять свой долг (дхарму), сражаться, но делать это нужно отрешенно, без самолюбия и фанатизма. Таким образом, Бхагават-гита создает целое учение об отрешенном действии, которое легло в основу концепции бхагаватизма.
Второй формой борьбы с брахманизмом
явилось движение джайнистов. Подобно
брахманизму джайнизм не отрицает сансары,
кармы и мокши, но считает, что
слияния с абсолютом нельзя добиться
лишь молитвами и
Третьей формой антибрахманистского движения стал буддизм. Первый Будда (в переводе с санскрита - просветленный), Гаутама Шакьямуни, из рода князей Шакья, родился, согласно преданию, в VI до нашей эры из бока матери, которой однажды приснилось, что к ней в бок вошел белый слон. Детство княжеского сына было безоблачным, и более того - от него всячески скрывали, что в мире существуют какие бы то ни было страдания. Лишь достигнув 17 лет он узнал о том, что есть больные, немощные и нищие люди, а финалом человеческого существования становится убогая старость и смерть.
Гаутама оправился на поиски истины и семь лет провел в скитаниях. Однажды, решив отдохнуть, он прилег под деревом Бодхи - Древом Познания. И во сне Гаутаме явились четыре истины. Познав их и просветлившись, Гаутама стал Буддой. Вот они: Наличие страданий, которые правят миром. Все, что порождено привязанностью к земному есть страдание. Причина страданий - жизнь с ее страстями и желаниями, ибо все от чего-то зависит. Возможен уход от страданий в нирвану. Нирвана -угасание страстей и страданий, разрыв уз с миром. Но нирвана не прекращение жизни и не отказ от деятельности, а лишь прекращение несчастий и ликвидация причин нового рождения. Существует путь, которым можно достичь нирваны. К ней ведут 8 ступеней: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведные мысли; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание.
Центральной идеей буддизма является то, что человек способен разорвать цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота, прекратить свои страдания. Буддизм вводит понятие нирваны (в переводе - "остывание, угасание"). В отличии от брахманской мокши, нирвана не знает социальных границ и варн, более того, нирвана переживается человеком уже на земле, а не в потустороннем мире. Нирвана являет собой состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения; состояние совершенной мудрости и совершенной праведности, ибо совершенное познание невозможно без высокой нравственности. Каждый может достичь нирваны и стать Буддой. Достигшие нирваны не умирают, но становятся архатами (святыми). Будда может стать и бодисатвой, святым подвижником, помогающим людям.
Бог в буддизме имманентен человеку,
имманентен миру и поэтому буддизм
не нуждается в боге-творце, боге-спасителе,
боге-управителе. На ранней ступени
своего развития буддизм сводился прежде
всего к выявлению определенных
правил поведения и морально-
В III веке до н.э. буддизм принимается
Индией в качестве официальной религиозно-
Раздел 2. Искусство Древней Индии
2.1Литература
Из того, что уже было сказано,
ясно, что центральное место в
древнеиндийской культуре принадлежит
памятникам религиозной литературы.
Древнейшие из них - веды - не только были
поздно записаны, но и впоследствии
передавались преимущественно от учителя
к ученику в устной форме. При
этом за многие столетия язык стал настолько
отличаться от разговорного, что нередко
заучивались наизусть обширные книги
практически без всякого
Огромное внимание, которое уделялось
точности передачи и истолкованию священных
ведийских текстов, привело, в конечном
счете, к появлению таких специальных
дисциплин, как фонетика и этимология.
На этой основе впоследствии развивалась
древнеиндийская лингвистика. Определение
времени для жертвоприношений требовало
наблюдений за небесными светилами,
а строительство сложных
Наряду с ведийской
Расцвет древнеиндийской культуры
в первые века христианской эры выражается
в развитии самых разнообразных
светских жанров. Особо надо отметить
санскритскую драму, предназначенную
как для придворного, так и
для городского театра. Огромной популярностью
пользовался сборник басен «
Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков
и сборников дидактических
Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н.э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая в себя несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н.э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Впрочем, главной целью философии в древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.
2.2 Архитектура
Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).
Из наземных построек самые значительные
находятся в Санчи. Здесь на вершине
большого холма, невдалеке от важного
политического центра послемаурийской
эпохи, был расположен огромный буддийский
монастырь. От самого монастыря и
гостиницы для паломников сохранилось
немногое. А главной
Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры (конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.
2.3 Скульптура и живопись
В послемаурийскую эпоху
Расцвет гандхарской школы, формировавшейся
под сильным влиянием эллинистического
и римского искусства, относится
к первым векам христианской эры.
Стиль Гандхары, начиная с эпохи
Кушан, оказывал воздействие на буддийское
искусство Центральной и
Информация о работе Культура Древней Индии и ее мировое значение