Культура Древней Индии и ее мировое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

В работе рассмотрено религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью, становление древнеиндийской культуры, ее отличительные особенности.

Содержание

Введение………………………………………
Раздел 1. Религия и культура Древней Индии
1.1 Древние боги
1.2 Ритуалы
1.3 Ведизм, джайнизм, индуизм - основы духовной культуры индийского ареала
Раздел 2. Искусство Древней Индии
2.1Литература ………………
2.2 Архитектура ……………………………
2.3 Скульптура и живопись …………………
Заключение ……………………………
Список использованной литературы …………………….

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Индии и ее мировое значение.docx

— 51.52 Кб (Скачать)

Именно ведическая религия создала  и обосновала основные категории  религиозно-мифологического сознания, которые прошли через всю историю  культурного развития Индии. В частности, из Вед родилась мысль о том, что  в мире существует вечный круговорот душ, их переселение, "сансара" (от санскритского "перерождение", "прохождение  через что-либо"). Сначала сансара  воспринималась как беспорядочный  и неуправляемый процесс. Позже  сансара была поставлена в зависимость  от поведения человека. Появилось  понятие закона возмездия или "карма" (от санскритского "дело", "действие"), означающее сумму поступков, совершенных  живым существом, определяющую настоящее  и будущее существование человека.

Если в течение одной жизни  переход из одной варны в другую был невозможен, то после смерти человек мог рассчитывать на изменение  своего социального статуса. Что касается высшей варны - брахманов, то для них возможно даже освобождение от сансары путем достижения состояния "мокши" (от санскритского "освобождение"). В Упанишадах записано: "Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному Пуруше". Согласно закону сансары, люди могут перерождаться в самые разные существа, как высшие, так и низшие, в зависимости от кармы. Улучшению кармы способствуют, к примеру занятия йогой, т.е. практическими упражнениями, направленными на подавление и контроль обыденного сознания, чувств, ощущений.

Подобные идеи породили специфическое  отношение к природе. Даже в современной  Индии существуют секты дигамбаров и шветамбаров, которые по-особенному, трепетно относятся к природе. Первые, когда идут, подметают перед собой  землю, а вторые носят у рта  кусок материи, чтобы туда, не дай  бог, не залетела какая-нибудь мошка, ведь она когда-то могла быть человеком.

К середине первого тысячелетия  до нашей эры в общественной жизни  Индии происходят большие изменения. К этому времени здесь насчитывается уже полтора десятка крупных государств, среди которых возвышается Магатха. Позже династия Маурия объединяет всю Индию. На этом фоне обостряется борьба кшатриев, поддерживаемых вайшьями против, брахманов. Первая форма этой борьбы связана с бхагаватизмом. "Бхагават-гита" - часть древнеиндийского эпического сказания Махабхараты. Главная идея этой книги выявить соотношение между мирскими обязанностями человека и его помыслами о спасении души.

Дело в том, что вопрос о моральности  социального долга был для  кшатриев далеко не праздным: с одной  стороны, их военный долг перед страной  обязывал их совершать насилие и  убивать; с другой стороны, смерть и  страдание, которые они несли  людям, ставили под сомнение саму возможность освобождения от сансары. Бог Кришна рассеивает сомнения кшатриев, предлагая своего рода компромисс: каждый кшатрий должен выполнять  свой долг (дхарму), сражаться, но делать это нужно отрешенно, без самолюбия  и фанатизма. Таким образом, Бхагават-гита создает целое учение об отрешенном действии, которое легло в основу концепции бхагаватизма.

Второй формой борьбы с брахманизмом явилось движение джайнистов. Подобно  брахманизму джайнизм не отрицает сансары, кармы и мокши, но считает, что  слияния с абсолютом нельзя добиться лишь молитвами и жертвоприношениями. Джайнизм отрицает святость Вед, осуждает кровавые жертвоприношения и высмеивает брахманские ритуальные обряды. Кроме  того, представители этого учения отрицают ведических богов, заменяя  их сверхъестественными существами - джинами. Позже джайнизм распался на две секты - на умеренных ("одетых в белое") и крайних ("одетых в пространство"). Для них характерен аскетический образ жизни, вне семьи, при храмах, уход от мирской жизни, презрение к собственной телесности.

Третьей формой антибрахманистского  движения стал буддизм. Первый Будда (в переводе с санскрита - просветленный), Гаутама Шакьямуни, из рода князей Шакья, родился, согласно преданию, в VI до нашей эры из бока матери, которой однажды приснилось, что к ней в бок вошел белый слон. Детство княжеского сына было безоблачным, и более того - от него всячески скрывали, что в мире существуют какие бы то ни было страдания. Лишь достигнув 17 лет он узнал о том, что есть больные, немощные и нищие люди, а финалом человеческого существования становится убогая старость и смерть.

Гаутама оправился на поиски истины и семь лет провел в скитаниях. Однажды, решив отдохнуть, он прилег под деревом Бодхи - Древом Познания. И во сне Гаутаме явились четыре истины. Познав их и просветлившись, Гаутама стал Буддой. Вот они: Наличие  страданий, которые правят миром. Все, что порождено привязанностью к  земному есть страдание. Причина страданий - жизнь с ее страстями и желаниями, ибо все от чего-то зависит. Возможен уход от страданий в нирвану. Нирвана -угасание страстей и страданий, разрыв уз с миром. Но нирвана не прекращение жизни и не отказ от деятельности, а лишь прекращение несчастий и ликвидация причин нового рождения. Существует путь, которым можно достичь нирваны. К ней ведут 8 ступеней: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведные мысли; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание.

Центральной идеей буддизма является то, что человек способен разорвать  цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота, прекратить свои страдания. Буддизм вводит понятие нирваны (в переводе - "остывание, угасание"). В отличии от брахманской мокши, нирвана не знает социальных границ и варн, более того, нирвана переживается человеком уже на земле, а не в потустороннем мире. Нирвана являет собой состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения; состояние совершенной мудрости и совершенной праведности, ибо совершенное познание невозможно без высокой нравственности. Каждый может достичь нирваны и стать Буддой. Достигшие нирваны не умирают, но становятся архатами (святыми). Будда может стать и бодисатвой, святым подвижником, помогающим людям.

Бог в буддизме имманентен человеку, имманентен миру и поэтому буддизм  не нуждается в боге-творце, боге-спасителе, боге-управителе. На ранней ступени  своего развития буддизм сводился прежде всего к выявлению определенных правил поведения и морально-этическим  проблемам. Впоследствии же, буддизм  пытается охватить своим учением  все мироздание. В частности, он выдвигает  идею о постоянном видоизменении  всего сущего, но доводит эту мысль  до крайности, полагая, что это изменение  столь стремительно, что даже нельзя говорить о бытии как таковом, а можно говорить лишь о вечном становлении.

В III веке до н.э. буддизм принимается  Индией в качестве официальной религиозно-философской  системы, а затем, распавшись на два  крупных направления - Хинаяну ("малая  колесница", или "узкий путь") и Махаяну ("большая колесница", или "широкий путь") - распространяется далеко за пределами Индии, в Шри-Ланке, в Бирме, Кампучии, Лаосе, Таиланде, Китае, Японии, Непале, Корее, Монголии, на Яве и Суматре. Однако необходимо добавить, что дальнейшее развитие индийской культуры и религии  пошло по пути трансформации и  отхода от "чистого" буддизма. Результатом  развития ведической религии, брахманизма  и ассимиляции верований, бытовавших в народной среде, стал индуизм, который  несомненно многое заимствовал из предшествующих культурных и религиозных традиций.

 

 

Раздел 2. Искусство  Древней Индии

 

2.1Литература

Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место в  древнеиндийской культуре принадлежит  памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них - веды - не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя  к ученику в устной форме. При  этом за многие столетия язык стал настолько  отличаться от разговорного, что нередко  заучивались наизусть обширные книги  практически без всякого понимания  их смысла. Сложившаяся среди брахманов  сложная система запоминания  и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние  на весь характер образования и науки  в древней Индии.

Огромное внимание, которое уделялось  точности передачи и истолкованию священных  ведийских текстов, привело, в конечном счете, к появлению таких специальных  дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась  древнеиндийская лингвистика. Определение  времени для жертвоприношений требовало  наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей - познаний в геометрии. Так уже  в поздневедийской литературе появились  зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

Наряду с ведийской оформлялась  и эпическая традиция. В своем  окончательном виде «Махабхарата»  и «Рамаяна» стали подлинной  энциклопедией индуизма и неисчерпаемой  сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам  неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение. Ко второй половине I тысячелетия до н.э. относится формирование и буддийской литературы - Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школ буддизма - «великой колесницы» - сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах.

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных  светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную  как для придворного, так и  для городского театра. Огромной популярностью  пользовался сборник басен «Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены  в общую рамку. Арабский перевод  «Панчатантры» известен под названием  «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры»  и самый способ построения литературного  произведения оказали в средние  века влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков  и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме  составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить  их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло  и в трактат о политике - Артхашастру. Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического  искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все  соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей - потенциальными союзниками «государя, стремящегося к  завоеваниям».

Из произведений научной и дидактической  литературы следует прежде всего  упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н.э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая в себя несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н.э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Впрочем, главной целью философии в древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

2.2 Архитектура

Строительство из кирпича и камня  начинается, в основном, в послемаурийскую  эпоху. Сохранившиеся памятники  связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают  площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине  большого холма, невдалеке от важного  политического центра послемаурийской  эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и  гостиницы для паломников сохранилось  немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная  во II-I вв. до н.э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Едва ли не древнейшими памятниками  индийской культуры (конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в  окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области  Маурийской державы. Скульптура, венчающая  колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского  и, возможно, греческого искусства. Объясняется  это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

2.3 Скульптура и живопись

В послемаурийскую эпоху сложились  местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа  Амаравати).

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся  под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится  к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи  Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной  Азии. В большей степени связаны  с традициями изобразительного искусства  Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое  искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран  Юго-Восточной Азии. Распространение  буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток  говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

Информация о работе Культура Древней Индии и ее мировое значение