Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

В своей работе я хочу рассказать об уникальности той эпохи, её обособленности и эволюционных чертах в развитии социума, нравственных проявлениях человека той поры, его быте и увлечениях (досуге), его религиозных взглядах и вообще всей жизни человека, жившего в то время. Также в работе представлены величайшие мыслители и философы того времени, труды которых изменили историю человечества и внесли неоценимый вклад в науку, технику, медицину, литературу, искусство, великие греческие поэты и ученые, которые восхищают нас до сих пор, удивительная архитектура и скульптура и многое другое.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………..с. 3
2.Основная часть………………………………………………………………с. 4 – 14
1.Крито-микенская культура……………………………………………...с. 4
2.Культура гомеровского периода………………………………………..с. 7
3.Культура периода архаики……………………………………………...с. 8
4.Культура в классический период (период расцвета)………………...с. 11
5.Культура эпохи эллинизма…………………………………………….с. 13
3.Заключение………………………………………………………………………с. 15
4.Библиография…………………………………………………………………... с. 16

Работа содержит 1 файл

культура древней греции.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

План  работы

  1. Введение…………………………………………………………………………..с. 3
  2. Основная часть………………………………………………………………с. 4 – 14
    1. Крито-микенская культура……………………………………………...с. 4
    2. Культура гомеровского периода………………………………………..с. 7
    3. Культура периода архаики……………………………………………...с. 8
    4. Культура в классический период (период расцвета)………………...с. 11
    5. Культура эпохи эллинизма…………………………………………….с. 13
  3. Заключение………………………………………………………………………с. 15
  4. Библиография…………………………………………………………………... с. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

     Античная  цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые  страницы в историю мировой культуры. Греческое искусство можно считать родоначальником любого существующего ныне искусства, античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации, . и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды. Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновенья поэтов и художников, поэтому, исходя из вышесказанного, сложно не оценить актуальность в изучении вопроса культуры Древней Греции.

     Основная  задача данной контрольной работы – описать основные особенности древнегреческой культуры, попытаться раскрыть основные черты и моменты развития древнегреческой культуры и её элементов.

     Целью данной контрольной работы является анализ культуры Древней Греции посредством предварительного изучения художественной, научной и учебной литературы по выбранной тематике.

       В своей работе я хочу рассказать об уникальности той эпохи, её обособленности и эволюционных чертах в развитии социума, нравственных проявлениях человека той поры, его быте и увлечениях (досуге), его религиозных взглядах и вообще всей жизни человека, жившего в то время. Также в работе представлены величайшие мыслители и философы того времени, труды которых изменили историю человечества и внесли неоценимый вклад в науку, технику, медицину, литературу, искусство,  великие греческие поэты и ученые, которые восхищают нас до сих пор,  удивительная архитектура и скульптура и  многое другое.

     Хотя  классической Греции давно не существует, влияние ее наследия на мировую культуру будет продолжаться еще долгие и  долгие годы.

  1. Пять периодов истории Древней Греции и их культура

     Культура  Древней Греции существовала с XXVIII века до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют «античной», чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию – Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки [5, с.81]. В целом для античной культуры характерны рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем [4, с. 175]

     Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

  • эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
  • гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
  • архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
  • классический (V—IV вв. до н. э.),
  • эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.). [4, с.82]
 
    1. Крито-микенская  культура

     Древнейшая  цивилизация на территории Греции носит  название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

     Время возникновения критской культуры (или минойской – по имени легендарного царя Крита Миноса) – рубеж III – II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. Именно этот дворец и был знаменит лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

     Дворцы  Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества  различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

     Особого внимания заслуживает замечательная  настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках  изображались животные, цветы, сцены  из жизни обитателей дворца, в частности  «игры с быками» - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов – культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы.

     Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской  власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

     Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику [3, с. 52-53].

     Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство [5, с.89].

     Расцвет минойской культуры приходится на XVI – первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

     В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в  это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

     Первоначально эта культура испытывала сильное  влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых  божеств, а также водопровод и  канализация, фасоны одежды, фресковая  живопись и др. Однако, тесно связанная  с древнейшими культурами материковой  Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры – шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

     Расцвет микенской цивилизации приходится на XV – XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

     В период расцвета ахейской цивилизации  на смену шахтным погребениям  приходит новый вид царской усыпальницы  – толос (или купольная гробница).

Самый большой из них – гробница Атрея в микенах.

     Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка.

     В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами – более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII – XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация. [ 3, с. 53-54]. 

    1. Культура  гомеровского периода

     Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским – по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев – Одиссея – домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера – цари и представители знати – живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

     До  нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы – дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной.

     Наиболее  яркие памятники искусства этого  периода, дошедшие до нас, - керамика, расписанная  геометрическим орнаментом. Это большие  вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые

статуэтки и скульптурные украшения сосудов [3, с. 54].

     В гомеровский период была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый  уклад жизни, письменность. В то же время возникшее и ставшее  широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизованного  начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно  развивались садоводство и виноделие. Сохраняла свое место торговля, где  в качестве «всеобщего эквивалента» выступал крупный рогатый скот [ 5, с. 91].

     В целом гомеровский период был  временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки  стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху [ 3, с. 55]. 

    1. Культура  периода архаики

     Период  архаики охватывает VIII – VI вв. до н.э. Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствовало росту ремесел. Усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли [5, с. 92]. Греки научились многому у других народов: у лидийцев – чеканке монет, у финикийцев – алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

     В период архаики с окончательным  разложением родовой общины происходит формирование античного полиса – города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

     К архаическому периоду в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами.

     Зевс-громовержец  был верховным богом, его жена Гера, покровительница брака – владычицей неба. Женитьба на Гере не мешала связям Зевса, олицетворявшего общественный порядок, с другими богинями и смертными женщинами. Леду Зевс соблазнил, обратившись лебедем, Европу – быком, Данаю – золотым дождем [3, с. 55].

     Своему  брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату – Аиду – подземное царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусства и наук. Другие дети Зевса – Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства – хитроумный Гефест, богом войны – Арес, богиней мудрости – Афина, богиней Луны – Артемида. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, ткачеству – Афина, виноделию – Дионис, торговле – Гермес; охоте, диким животным и беременным женщинам – Артемида и др.

Информация о работе Культура Древней Греции