Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:41, реферат
Я полагаю ,что в современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.
1.Вступление………………………………………………..с. 2
2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)………………...с. 2-4
3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)……………….с. 4-8
4. Классический период (V-IV вв. до н.э.)………………....с. 8-12
5. Период Эллинизма. (конец IV-I вв. до н.э.)……………..с. 12-16
6.Заключение………………………………………………..с. 16
7. Список используемой литературы……
В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.
Театр.
Театр Диониса в Афинах имел 100 м в ширину, диаметр орхестры - 24 м, каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78 ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число зрителей - 17 тысяч. В таком огромном театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.) Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В древнегреческом театре почти не было декораций. Греки изобрели вращающуюся сцену.
В
греческом театре был введен запрет
на показ убийств. Одеон - здание для
музыкальных и поэтических
Архитектура.
Архитектура V в. до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан, прежде всего, с обликом юноши-атлета.
Строительными работами в V в руководил скульптор Фидий. Фидий посвятил Акрополю шестнадцать лет своей жизни. Он осуществлял надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов. На западе находится парадный вход в Акрополь - пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой - к вершине Акрополя. Портики были увенчаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала пинакотека - картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники, построенный архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию изящество. В центре площади стояла семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя - Парфенон, посвященный Афине. Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.
Последнее сооружение Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный Афине и Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях помещений. Три различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического ордера.
Живопись.
Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи. О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда, очень авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства.
Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)
Последняя треть V в. до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром, но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием Пелопоннесской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением Афин и распадом возглавляемого ими союза городов.
Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города.
Литература.
Литература
эллинистической эпохи
Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных возникшей в конце IV в. до н.э. в Греции «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.
Архитектура.
В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий - коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и декоративная. В середине IV в. до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии.
В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего, это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо слышали каждый звук.
Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями.
В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.
Скульптура.
Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств, и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях. Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены.
Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.
«Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы Родосского флота в 306 г. до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра - «Афродита Милосская»(II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая
школа эллинистической
«Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.
Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В работе были рассмотрены четыре периода развития античной греческой культуры. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедевры античной литературы. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады.
Древняя
Греция и ее культура занимают особое
место в мировой истории. В высокой оценке
античной цивилизации сходятся мыслители
разных эпох и направлений. Литература,
искусство и философия Древней Греции
и Рима дали толчок развитию европейской
культуры. Античность открыла человека
как прекрасное и совершенное творение
природы, как меру всех вещей. Великолепные
образцы греческого гения проявились
во всех сферах духовной и социально-политической
жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре,
живописи и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.:1990
2.Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 - С- Пб.: Специальная литература, 1997.
3.Любимов Л Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,2000
4.Тронский И.М.
История античной литературы. – М.:
Высшая школа, 1998
Информация о работе Культура древней Греции и ее мировое значение