Культура древней Греции и ее мировое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Я полагаю ,что в современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Содержание

1.Вступление………………………………………………..с. 2
2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)………………...с. 2-4
3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)……………….с. 4-8
4. Классический период (V-IV вв. до н.э.)………………....с. 8-12
5. Период Эллинизма. (конец IV-I вв. до н.э.)……………..с. 12-16
6.Заключение………………………………………………..с. 16
7. Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     В Афинах существовала развитая система  образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.

     Театр.

     Театр Диониса в Афинах имел 100 м в  ширину, диаметр орхестры - 24 м, каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78 ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число зрителей - 17 тысяч. В таком огромном театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.) Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В древнегреческом театре почти не было декораций. Греки изобрели вращающуюся сцену.

     В греческом театре был введен запрет на показ убийств. Одеон - здание для  музыкальных и поэтических состязаний (в Афинах - 442 г. до н.э.). Роль режиссера выполнял дидаскал, хормейстера - хородидаскал. Были введены условности выступлений: не более трех человек, произносивших речи. Проводились репетиции, имелись судьи, существовал конкурс 5 авторов комедиографов. Женщины и молодежь не допускались на комедии из моральных соображений, так как артисты позволяли себе в словах и жестах то, что, по мнению афинян, их жены и дети не должны были слышать. Театральное представление длилось с утра до позднего вечера, а иногда продолжалось и на следующий день.

     Архитектура.

     Архитектура V в. до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан, прежде всего, с обликом юноши-атлета.

     Строительными работами в V в руководил скульптор  Фидий. Фидий посвятил Акрополю шестнадцать лет своей жизни. Он осуществлял надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов. На западе находится парадный вход в Акрополь - пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой - к вершине Акрополя. Портики были увенчаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала пинакотека - картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники, построенный архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию изящество. В центре площади стояла семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя - Парфенон, посвященный Афине. Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.

     Последнее сооружение Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный Афине и Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях помещений. Три различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического ордера.

     Живопись.

     Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику  Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи. О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда, очень авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства.

Замечательное его новшество заключалось в  следующем. Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его  предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.

ПЕРИОД  ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)

     Последняя треть V в. до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром, но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием Пелопоннесской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением Афин и распадом возглавляемого ими союза городов.

     Эта война ослабила всю Грецию, усилила  и обострила противоречия рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали  прежнее единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города.

     Литература.

     Литература  эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз.

     Интересы  и вкусы горожан выражали комедии  и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных возникшей в конце IV в. до н.э. в Греции «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.

     Архитектура.

В архитектуре  эллинистического периода преобладает  заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий - коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и декоративная. В середине IV в. до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии.

     В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего, это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо слышали каждый звук.

     Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями.

     В верхней части маяка, оборудованной  металлическими зеркалами, постоянно  поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.

     Скульптура.

     Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств, и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях. Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены.

     Также не менее выразительна и полна  драматизма круглая скульптура пергамской школы.

     «Умирающий  галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы патетики и  пафоса пергамского искусства, мужественного  и прекрасного.

     Традиции  искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических  статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы Родосского флота в 306 г. до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

     Скульпторы  эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра - «Афродита Милосская»(II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.

     Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная Родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В

«Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.

     Особенно  велико было влияние культуры эллинизма  на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В работе были рассмотрены четыре периода  развития античной греческой культуры. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедевры античной литературы. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады.

     Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Литература, искусство и философия Древней Греции и Рима дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи и др. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.:1990

2.Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 - С- Пб.: Специальная литература, 1997.

3.Любимов Л Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,2000

4.Тронский И.М.  История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1998 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура древней Греции и ее мировое значение