Культура древней Греции и ее мировое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Я полагаю ,что в современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Содержание

1.Вступление………………………………………………..с. 2
2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)………………...с. 2-4
3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)……………….с. 4-8
4. Классический период (V-IV вв. до н.э.)………………....с. 8-12
5. Период Эллинизма. (конец IV-I вв. до н.э.)……………..с. 12-16
6.Заключение………………………………………………..с. 16
7. Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 86.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  национальный технический университет 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Украинской культуры 

на тему:Культура древней Греции и ее мировое значение. (№59) 
 

Работу  выполнила

студентка I курса, группы ЕПР з-10                               А.А.Хохлач 
 
 

Работу проверила                                                             В.В.Ешина 
 
 
 

Оценка________________ 
 
 

Донецк 2010 
 

Содержание:

1.Вступление………………………………………………..с. 2                                                              

2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)………………...с. 2-4

3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)……………….с. 4-8

4. Классический период (V-IV вв. до н.э.)………………....с. 8-12

5. Период Эллинизма. (конец IV-I вв. до н.э.)……………..с. 12-16

6.Заключение………………………………………………..с. 16

7. Список используемой литературы………………………с. 17 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВСТУПЛЕНИЕ

     Я полагаю ,что в современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

     Актуальность работы связана с постоянным интересом к античности, с использованием её образов на протяжении столетий. Она вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации.

     В историческом развитии античной греческой  культуры принято выделять следующие  периоды:

1. Гомеровский  (XI-IX вв.до н.э.)

2. Архаический  (VIII-VI вв.до н.э.)

3. Классический (V-IV вв.до н.э.)

4. Эллинистический  (конец IV-I вв. до н.э.)

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.)

     В это время изобразительное искусство  и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства.

     Мировоззренческие основы культуры.

     Мир - «космос» - понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности.

«Ничего сверх меры!» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

     Пластичность - основа греческого миропонимания, поэтому  эллины отдавали предпочтение пластическим видам искусства - архитектуре и  скульптуре.

     Античный  мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека.

     Литература.

     Главными  источниками сведений об этой эпохе  являются два шедевра древнегреческой литературы - «Илиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы. Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец - аэд, который передает ее потомкам.

     У Гомера мы встречаем и детально разработанный  образ олимпийского пантеона греческих  богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.

     Греческая мифология и религия были наполнены  гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди - с богами: любимые герои греков - Диомед, Аякс, Агамемнон - богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.

     Керамика.

     Наиболее  распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой  господствовал геометрический стиль(схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах(IX в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)

     Мировоззренческие основы культуры.

     Это время глубоких общественных перемен  в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры. Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы .Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты.

     В это время одной из основных линий  внутренней жизни Греции становится борьба демоса (народа) - земледельцев, ремесленников, торговцев - против родовой аристократии. В это время власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей - тиранов, но обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению.

     В VIII-VI вв. до н.э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая на основе финикийской.

     Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук». Появляются первые исторические и географические труды.

     Игры.

     Отличительной особенностью древних греков был  агон, т.е. состязательное начало. Знатные  аристократы в поэмах Гомера состязаются  в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки). Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

     Письменность  и литература.

     Через посредство финикийцев в VIII-VI вв. до н.э. греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов. Наиболее распространенным их них был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).

     В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики.

     Появление и развитие лирической поэзии связано  с именем Архилоха с острова Палос (VII в.до н.э.). Он передал в своих  стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и  готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры - ямб и хорей. Еще один иониец, Анакреонт с острова Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви. Именно лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно пирующих греков.

     Лучших  своих представителей архаическая  лирика обрела на острове Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, наиболее распространенной формой, которого был дифирамб - песнь в честь бога Диониса.

     Архитектура.

     В эпоху архаики уже возникли основные и формы греческого искусства, которые  затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой  архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно - строечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров дорического и ионического.

     Типичными образцами дорических построек архаической  эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная часть их была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия).

     Особенностью  архаических храмов была богатая  полихромная роспись. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

     Скульптура.

     Скульптура  архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

     Керамика.

     Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII-VI вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина, зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы.

     Приблизительно  в середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне - это дало простор для более тщательной разработки деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир.

КЛАССИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)

     В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхила, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан - малоимущим из казны выплачивали театральные деньги - теорикон - два обола на посещение театра.

Информация о работе Культура древней Греции и ее мировое значение