Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Работа содержит 1 файл

Древний Рим.docx

— 25.55 Кб (Скачать)

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую  роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась  и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая  философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано  с подражанием греческим и  эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия  Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений  его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию  принадлежит заслуга создания римской  национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий  считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий  сюжет); Невий брал материал из староаттических  комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством  Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и  Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся  уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали  бытовую тематику (конфликты отцов  и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял  Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний  и Атта; они изображали жизнь низов  и высмеивали падение нравов. В  конце II в. до н.э. литературную форму  получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела  маска старого богатого скряги, жаждущего  должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура превратилась в  особый литературный жанр – сатирический диалог.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские  эпические поэмы, повествующие об истории  Рима от его основания до конца III в. до н.э., – Пуническая война Невия  и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95–55 до н.э.) создает философскую  поэму О природе вещей, в которой  излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую  большое воздействие оказала  александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий  Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания  человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и  эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 – ок. 54 до н.э.) внес вклад  и в развитие римской гражданской  лирики (эпиграммы против Цезаря и  Помпея); благодаря ему римская  эпиграмма оформилась как жанр.

Проза

Первые прозаические произведения на латинском языке  принадлежат Катону Старшему (234–149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный  расцвет латинской прозы относится  к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря – Записки о Галльской войне  и Записки о гражданской войне  – и Саллюстия Криспа (86 – ок. 35 до н.э.) – Заговор Катилины, Югуртинская  война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116–27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений  О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О  сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является  золотым веком римской ораторской  прозы, развивавшейся в рамках  двух направлений – азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов,  метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой  язык); к первому принадлежал Гортензий  Гортал, ко второму – Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний  Брут. Своего пика она достигла  в судебных и политических  речах Цицерона, который оригинально  сочетал азианскую и аттическую  манеры; Цицерон также внес значительный  вклад в разработку теории  римского красноречия (Об ораторе,  Брут, Оратор).

Информация о работе Культура Древнего Рима