Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Работа содержит 1 файл

Древний Рим.docx

— 25.55 Кб (Скачать)

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Этрусская цивилизация  на территории Апеннинского полуострова - древнейшая. В I тыс. до н.э. в Средней  и Северной Италии этруски ещё  до римлян создали федерацию городов - государств. Каменные стены и здания, чёткая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных  по странам света, - характерные черты  этих городов. Большой вклад  этруски  внесли в развитие архитектуры, первыми  начав строить здания с купольным  сводом, возводившихся из клиновидных  балок.

Этрускам принадлежит  изобретение римских цифр. Латинский  алфавит, распространенный в большей  части Европы и мира, - этрусского происхождения.

Больших успехов  достигла керамика, для нее было характерно: зачернённые при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла.

Изобразительному  искусству этрусков присущи реализм, стремление передать наиболее существенные черты. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализма. Именно благодаря этрусскому влиянию римский  портрет достиг впоследствии такого совершенства.

В этрусской культуре большое значение уделялось гаданию  по внутренностям животных, полёту птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон  богов в общих чертах соответствовал греческому, но этруски поклонялись  также множеству добрых и злых демонов.

Большое влияние  на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся в Италии в ходе Великой  колонизации(VIII - VI вв. до н.э.). Этруски  подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим  образцам, этрусские божества всё  больше и больше приобретали функции  и черты греческих, усвоили этруски  и образы греческой мифологии, гомеровский  эпос. Греческие боги обрели римские  имена.

В свою очередь, этруски  воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них, латины, занимало Лаций - территорию в центральной  части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим - будущая  столица громадной империи.

Следуя мифологии  Древний Рим был основан Ромулом, который был потомком легендарного беглеца из Трои – Энея.

В хронологии истории  культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;

2) республика —  509 — 29 гг. до н. э.;

3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н.  э.

Датой основания Рима принято считать 753г. до н.э. Начинается царский период, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, при них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, способы гадания, Заимствованы были и одеяния римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т.д.

Архитектура

Градостроительство  и архитектура республиканской  эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город  застраивается хаотично; преобладают  примитивные жилища из сырца и  дерева; монументальное строительство  ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские  постройки – оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева  дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается  сильное этрусское влияние (тип  храма, арка, свод).

На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал – водоупорный  и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным  сооружение сводчатых перекрытий в  больших помещениях. Римские архитекторы  творчески перерабатывают греческие  архитектурные формы. Они создают  новый вид ордера – композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а  также ордерную аркаду – совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза  этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип  храма – псевдопериптер с высоким  основанием (подиумом), фасадом в  виде глубокого портика и глухими  стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий  театр вырубался в скале и  был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются  эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр  на Марсовом поле в Риме).

Для строительства  жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются  расположить комнаты в строгой  симметрии (Дом Пансы и Дом  Фавна в Помпеях); излюбленным  местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные  с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная  традиция представлена базиликами (прямоугольные  здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными  арками на дорогах и площадях с  одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась  на изображение физически и духовно  совершенного человека; ее героем был  римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве  доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем  снимать с умершего восковую маску  и хранить ее вместе с фигурками  домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям  была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию  внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

     Мифология Древнего Рима 

     Об  этапах развития Римской мифологии  существует несколько мнений. Некоторые  историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится  о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным  предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали  в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

     Древняя римская религия формировалась  параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения  Рима, и боги отдельных общин сливались  друг с другом. По мере вытеснения родовых  связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской  общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать  во всех трех мирах. Миры богов, людей  и мертвых были разграничены (право  богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного  дела, не узнав, как отнесутся к  нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению  птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной  коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению  сената искали в книгах указания как  поступить. Считалось, что богов  врага можно переманить на сторону  Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов  италийских городов образы римских  богов усложнялись. Когда Рим  стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром  культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский  храм, а богом римской мощи и  славы - Юпитер Капитолийский.

     На  дальнейшее развитие Римской мифологии  оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная  победой плебса, победоносная римская  агрессия и знакомство с более  развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская  община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны  были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как  великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской  общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильной  личной власти, к людям, поставившим  себя над народом, исключало культ  царей и героев, и, если таковой  и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о  Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как  избранном богами (один из компонентов  мифа о Риме - миф об Энее).

     Заимствование греческих богов началось не позднее  конца VI - начала V в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы". 

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом  Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение  ландшафта, лишенное той замкнутости  и ограниченности, которые были свойственны  древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской  литературы V–I вв. до н.э. распадается  на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного  характера), сатуры (импровизированные  сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными  персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение  либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской  письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества  государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические  документы. Первый дошедший до нас текст  – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических  трактатов и сборника поэтических  сентенций.

Информация о работе Культура Древнего Рима