Культура Древнего Рима: социальные и духовные основы, этапы развития, главные достижения, значение для европейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

«Все дороги ведут в Рим» - справедливо считали древние путешественники. Побывать здесь было мечтой каждого. В самых отдаленных уголках гремела слава «вечного города». Поэты воспевали его величие и богатство, его могущество и красоту. Прошли века, но и сегодня миллионы людей устремляются сюда в поиск.ах прекрасного, в стремлении соприкоснуться с его историей, его культурой, чтобы самим почувствовать, что Рим по праву называется вечным.
Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приёмной матери-волчице. Рим – это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставил мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои, Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут», и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день»

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Римляне писали книги главным образом на навощенных дощечках и на папирусе, который свёртывали в рулоны. Кроме папируса для письма использовали пергамент – приготовлявшийся из кожи животных. Пергамент могли использовать неоднократно, счищая старый текст. Ему придавали форму восковых табличек, которые сшивали подобно современным тетрадям. Для письма употребляли также полотно и побеленные деревянные доски. Писали перьями из тростника, которые заостряли подобно гусиным перьям. Чернила приготовляли из сажи и камеди или из сока каракатицы. От этрусков римляне унаследовали письменность, так называемые римские цифры. 

      3.3 Градостроительство

     Города  у римлян имели различное происхождение, и это отразилось на их планировке. Некоторые, как Рим, возникли в результате объединения нескольких поселений и росли постепенно и хаотично. Улицы в Риме были кривыми и узкими. Другие были основаны единовременно по предварительно составленному плану. Для всех римских городов характерно наличие форумов, храмов, базилик, терм, амфитеатров, триумфальных арок. В Риме были построены цирки,  на Марсовом поле стадионы.

      Термы – специфическая для римлян постройка. Это общественные бани. Термы имели помещения для холодной, горячей, тёплой воды. Имелись комнаты для раздеваний, массажа, залы для бесед и игр. Существовала сложная система внутренних водопроводов и канализации, центрального отопления с трубами и отопительными ходами, проведёнными  в полах, стенах и сводах банных помещений. Обогревались термы горячим воздухом, который проходил  под полом, вдоль стен по керамическим трубам или каналам.

       Воду в города вели по акведуку издалека. Вода поступала в водораспределительные башни, где она фильтровалась и откуда по трубам расходилась в дома и общественные колодцы. Большое внимание обращали римляне на санитарное состояние городов, и в частности на устройство общественных уборных, которые были связаны с общей системой городской канализации.

     Среди строительных материалов, употребляемых  римлянами, были: камень, сырцовый и обожженный кирпич. Появление нового строительного материала – римского бетона,   обусловило создание общественных мест нового типа – форумов, равно как и новых типов общественных сооружений, теснейшим образом связанных с развитием арочных и сводчатых конструкций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

                 

     4 Значение для европейской цивилизации, христианство

      

     В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. н.э. охватывает всё государство. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В это же время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращённого к каждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям.

     Христианство  возникает на основе распространённой в восточных провинциях Римской  империи идеи ожидания мессии –  спасителя. В центре христианской системы  находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть, этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви. Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Важнейшей составной частью христианства является эсхатология – учение о конце света, втором пришествии Христа.

     В конце I и в первой половине II вв. н.э., в первый период своего существования, христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей. В середине III в. н.э. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. н.э. христианство превращается в государственную религию.

     Новые художественные черты яснее всего  выступают в христианской живописи. Идея росписи помещения, где собираются верующие, относится к первому этапу раннего христианского искусства: это живопись катакомб, возникшая в период гонений, когда собираться вместе первые христиане могли только тайно. В VI в. н.э. начинают строить христианские храмы – базилики. Внутренний декор раннехристианских базилик не ограничивался мозаичными и фресковыми композициями. Обязательной принадлежностью христианского храма были иконы.

       Империя окончательно распадается на Западную, с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила своё существование в 476 г. На её развалинах возникают так называемые варварские королевства. Новые западноевропейцы, как правило, принимали христианство.

     Христианство  прошло долгий путь, прежде чем стало  мировой религией и духовной основой  европейской культуры. Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Христианство принесло с собой новый образ человеческого достоинства перед Богом. Вся культурная жизнь европейского общества определялась христианством. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства, без характерного для христианства внимания к человеческой душе, её самым сокровенным внутренним переживания. Без этого внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук.  

     Заключение 

     476 год традиционно считается концом  Древнего мира, античности, началом Средневековья. Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от античной культуры к Средневековью. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности.

       В то же время, подобно тому, как и каждое произведение — не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и североафриканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений. Но в древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамиты, декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще, была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Художественная литература, 1990.

     2. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры в 4-х частях. Части 1, 2. - Тверь, 1993.

    3. Кругликова И.Т. Античная археология. - М: Высшая школа, 1984.

     4. Культурология: учебник для вузов/под ред. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1995.

     5.  Культурология: учебное пособие  для высших учебных заведений/под  ред. Радугина А.А. – М.: Библионика,  2005.

     6. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.:           

Пособие для общеобразоват. учебных заведений / под ред. В.И.Уколовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                         

Информация о работе Культура Древнего Рима: социальные и духовные основы, этапы развития, главные достижения, значение для европейской цивилизации