Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:24, контрольная работа
«Все дороги ведут в Рим» - справедливо считали древние путешественники. Побывать здесь было мечтой каждого. В самых отдаленных уголках гремела слава «вечного города». Поэты воспевали его величие и богатство, его могущество и красоту. Прошли века, но и сегодня миллионы людей устремляются сюда в поиск.ах прекрасного, в стремлении соприкоснуться с его историей, его культурой, чтобы самим почувствовать, что Рим по праву называется вечным.
Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приёмной матери-волчице. Рим – это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставил мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои, Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут», и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день»
Римляне
писали книги главным образом на навощенных
дощечках и на папирусе, который свёртывали
в рулоны. Кроме папируса для письма использовали
пергамент – приготовлявшийся из кожи
животных. Пергамент могли использовать
неоднократно, счищая старый текст. Ему
придавали форму восковых табличек, которые
сшивали подобно современным тетрадям.
Для письма употребляли также полотно
и побеленные деревянные доски. Писали
перьями из тростника, которые заостряли
подобно гусиным перьям. Чернила приготовляли
из сажи и камеди или из сока каракатицы.
От этрусков римляне унаследовали письменность,
так называемые римские цифры.
3.3 Градостроительство
Города у римлян имели различное происхождение, и это отразилось на их планировке. Некоторые, как Рим, возникли в результате объединения нескольких поселений и росли постепенно и хаотично. Улицы в Риме были кривыми и узкими. Другие были основаны единовременно по предварительно составленному плану. Для всех римских городов характерно наличие форумов, храмов, базилик, терм, амфитеатров, триумфальных арок. В Риме были построены цирки, на Марсовом поле стадионы.
Термы – специфическая для римлян постройка. Это общественные бани. Термы имели помещения для холодной, горячей, тёплой воды. Имелись комнаты для раздеваний, массажа, залы для бесед и игр. Существовала сложная система внутренних водопроводов и канализации, центрального отопления с трубами и отопительными ходами, проведёнными в полах, стенах и сводах банных помещений. Обогревались термы горячим воздухом, который проходил под полом, вдоль стен по керамическим трубам или каналам.
Воду в города вели по акведуку издалека. Вода поступала в водораспределительные башни, где она фильтровалась и откуда по трубам расходилась в дома и общественные колодцы. Большое внимание обращали римляне на санитарное состояние городов, и в частности на устройство общественных уборных, которые были связаны с общей системой городской канализации.
Среди
строительных материалов, употребляемых
римлянами, были: камень, сырцовый и обожженный
кирпич. Появление нового строительного
материала – римского бетона, обусловило
создание общественных мест нового типа
– форумов, равно как и новых типов общественных
сооружений, теснейшим образом связанных
с развитием арочных и сводчатых конструкций.
4 Значение для европейской цивилизации, христианство
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. н.э. охватывает всё государство. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В это же время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращённого к каждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям.
Христианство возникает на основе распространённой в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть, этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви. Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Важнейшей составной частью христианства является эсхатология – учение о конце света, втором пришествии Христа.
В конце I и в первой половине II вв. н.э., в первый период своего существования, христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей. В середине III в. н.э. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. н.э. христианство превращается в государственную религию.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. Идея росписи помещения, где собираются верующие, относится к первому этапу раннего христианского искусства: это живопись катакомб, возникшая в период гонений, когда собираться вместе первые христиане могли только тайно. В VI в. н.э. начинают строить христианские храмы – базилики. Внутренний декор раннехристианских базилик не ограничивался мозаичными и фресковыми композициями. Обязательной принадлежностью христианского храма были иконы.
Империя окончательно распадается на Западную, с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила своё существование в 476 г. На её развалинах возникают так называемые варварские королевства. Новые западноевропейцы, как правило, принимали христианство.
Христианство
прошло долгий путь, прежде чем стало
мировой религией и духовной основой
европейской культуры. Христианская
вера изменила само устройство души европейского
человека. Изменилось глубинное мироощущение
людей: открыв в себе личность и свободу,
встали перед такими вопросами бытия,
до которых не доходила ни античная мысль,
ни античное чувство. Христианство принесло
с собой новый образ человеческого достоинства
перед Богом. Вся культурная жизнь европейского
общества определялась христианством.
Христианство сформировало новые смыслы
природы и человеческого бытия, которые
стимулировали развитие нового искусства,
стали основой гуманитарного познания.
Мы не имели бы знакомого нам европейского
искусства, без характерного для христианства
внимания к человеческой душе, её самым
сокровенным внутренним переживания.
Без этого внимания человека к своей личности
не было бы и знакомых нам гуманитарных
наук.
Заключение
476
год традиционно считается
В то же время, подобно тому,
как и каждое произведение — не только
звено в цепи художественного развития,
но и неповторимое индивидуальное явление,
римское искусство целостно и самобытно.
Подобно новой религии, захватывавшей
широкие круги населения восточных, западных
и североафриканских провинций, искусство
римлян воздействовало на громадное число
жителей империи, включая императоров,
влиятельных чиновников, рядовых римлян,
вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах
империи складывалось отношение к искусству
как к явлению, объединявшему людей различных
сословий, рас, общественных положений.
Но в древнем Риме формировались не только
общие эстетические качества, определившие
характер грядущей культуры, вырабатывались
и методы, которым следовали художники
позднейших времен. В европейском искусстве
древнеримские произведения часто служили
своеобразными эталонами, которым подражали
архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы
и керамиты, декораторы садов и парков.
Бесценное художественное наследие древнего
Рима продолжает жить как школа классического
мастерства для искусства современности.
Античные государства сыграли выдающуюся
роль в мировой истории: впервые в области
экономики, политики, социальных отношений,
государства, права, культуры сложились
и развились такие отношения, были сформулированы
такие концепции, понятия, идеи, которые
составили основу европейской цивилизации
и которым вообще, была уготована долгая
жизнь в мировой истории и культуре.
Список
использованных источников
1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Художественная литература, 1990.
2. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры в 4-х частях. Части 1, 2. - Тверь, 1993.
3. Кругликова И.Т. Античная археология. - М: Высшая школа, 1984.
4. Культурология: учебник для вузов/под ред. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1995.
5.
Культурология: учебное
6. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.:
Пособие
для общеобразоват. учебных заведений
/ под ред. В.И.Уколовой. - 4-е изд., стереотип.
- М.: Дрофа, 2000.