Культура Древнего Рима: социальные и духовные основы, этапы развития, главные достижения, значение для европейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

«Все дороги ведут в Рим» - справедливо считали древние путешественники. Побывать здесь было мечтой каждого. В самых отдаленных уголках гремела слава «вечного города». Поэты воспевали его величие и богатство, его могущество и красоту. Прошли века, но и сегодня миллионы людей устремляются сюда в поиск.ах прекрасного, в стремлении соприкоснуться с его историей, его культурой, чтобы самим почувствовать, что Рим по праву называется вечным.
Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приёмной матери-волчице. Рим – это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставил мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои, Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут», и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день»

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     «Все  дороги ведут в Рим» - справедливо считали древние путешественники. Побывать здесь было мечтой каждого. В самых отдаленных уголках гремела слава «вечного города». Поэты воспевали его величие и богатство, его могущество и красоту. Прошли века, но и сегодня миллионы людей устремляются сюда в поиск.ах прекрасного, в стремлении соприкоснуться с его историей, его культурой, чтобы самим почувствовать, что Рим по праву называется вечным.

     Культура  Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приёмной матери-волчице. Рим – это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставил мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои, Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут», и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день»

     Существует  мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой культуре, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики. Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощённым, в том числе и в "римском мифе", ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима - это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни. На территории современной Италии жили разные народы индоевропейского происхождения: латины, оски, умбры, сабины, этруски. Все они также, особенно этруски, внесли свою лепту в формирование культуры Рима. Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла и керамика – это «зачернённые» при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм – стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства. Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор не расшифрован. Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки. Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, усвоили они и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: их влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.  
 
 
 
 

     1 Этапы развития  культуры Древнего  Рима 

     Обычно  выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского. Первая стадия - возникновение, становление явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение в качестве господствующего, доминирующего. Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, «классических». Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Но иногда можно встретить и иную периодизацию, где за основание отсчёта периодов берётся эволюция политического строя древнего Рима. В таком случае выделяют:

     1) ранний (царский) период VII-VI вв. до н.э.

     2) римская республика V-I вв. до н.э.

     3) римская империя I в. до н.э. - V в. н.э. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Социальные и духовные  основы  

     2.1 Царский период (ранний)

     Начало  римской истории по традиции относят  к 753г. до н.э. – времени основания  города. К концу царского периода  Рим сложился как город-государство  греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причём трое из них были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.

     Ценности, общие для античного мира, в  древнеримской культуре специфически проявляются в комплексе обще-римских добродетелей, чему способствовала специфика культурно-исторического развития: коллективизм, единение всех граждан в служении цивитас (община рабовладельцев-земледельцев). Для граждан римского государства главное - Рим с его особыми правами, обоснованными мифологией и традицией, правом властвовать над другими народами. Отсюда – «все дороги ведут в Рим», а благо человека зависит от процветания коллектива, от величия Рима. Интерес коллектива (римской гражданской общины), вне которого невозможна жизнь гражданина - это правильно понятый собственный интерес; патриотизм. Долг каждого не просто служить Отечеству, служить Риму, защищать его, отдать жизнь, если потребуется, поскольку Рим является высшей ценностью. Римское гражданство, дающее право владения землей, воспитывало гордость за принадлежность к нему, осознание его особой значимости. Войско формировалось в основном не из наемников, а из римских граждан и союзников, которые воевали упорно и ревностно; свобода понималась в широком смысле, как самостоятельность личности, свобода отстаивать свои интересы в рамках закона, свобода от самоуправства магистратов, от власти тирана, свобода как экономическая независимость, как равенство перед законом. Для свободного римлянина неприемлема любая зависимость - будь то денежный долг, какая-либо услуга, аренда земли и пр.; образец римской добродетели - не терять достоинства ни при каких обстоятельствах, сохранять верность долгу перед богами, родиной, согражданами; дух господства, беспредельной власти над другими народами, рабами пронизывают мировоззрение римлян. В нем выражена связь и единство гражданской и военной жизни римлян. Стремление Рима к мировому господству, идея его величия и вечности, право повелевать другими народами якобы для блага этих последних; традиционализм выражается в почитании предков, их деяний и заслуг, значимости для общества, в гордости за героические подвиги пращуров, в следовании традиционным нормам. Римлянин добродетелен, если достоин предков, следует их идеалам; практицизм, рационализм определяется тем, что главным стали практические дела, трезвый расчет, а не вдохновенное творчество или теоретические рассуждения. Главными ценностями для человека-гражданина стали мужество, стойкость, честность, верность долгу, умеренность, способность подчиняться железной дисциплине в армии во время войн, закону, нормам и правилам, традициям, заветам предков, обычаям в мирное время, почитание богов. Мужество, гражданская доблесть понималось как совокупность храбрости, выносливости, трудолюбия, справедливости, чувства собственного достоинства. Наградой за мужество было всеобщее одобрение, почет, который воплощался в статуях, эпитафиях, преданиях и др. разных материалах, сохраняемых в семьях, в памяти народа. 

      2.2 Римская республика

     В конце царского и в начале раннереспубликанского  периода Рим был небольшой  общиной с натуральным, довольно замкнутым хозяйством. В республиканский  период он - типичный для античности город-государство, где политическая власть принадлежит общине рабовладельцев-землевладельцев. Особенностью римской гражданской общины, наложившей отпечаток на всю римскую культуру, была римская семья (фамилия), состоящая из родственников, юридически свободных, но зависимых экономически клиентов и даже рабов, участвующих в ведении хозяйства. Она представляла собой своего рода государство в миниатюре. Власть главы семьи (патер фамилиас) безгранична и достаточно независима по отношению к общегосударственной власти. Патер фамилиас являлся верховным владельцем всей семейной собственности, прежде всего земли, жрецом семейного культа и судьей, имеющим право на жизнь и смерть любого члена семьи, а также рабов. Таким образом, римлянин с детства приучался уже в семье подчиняться вышестоящим. Главы таких фамилий и образовали слой аристократии или патрициев. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свой культ, центром которого был очаг, а жрецом - глава семейства. О благополучии дома заботились пенаты, а о семье и хозяйстве в целом - лары. Каждый член фамилии  имел своих духов - покровителей, т. е. гениев (доброго и злого), исчезающих со смертью данного человека. Ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей. До поздней Республики существовал вид брака «под рукой», то есть девушка, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов. Несколько семей с родственными связями образовывали род, самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни. В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла. Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

     Постоянная, неутихающая внутренняя политическая борьба, завоевательные войны, связанные с организацией взаимоотношений исконно римского и неримского (аборигенного) населения, усложнение социальной структуры выдвинули в культуре Древнего Рима на первый план вопросы государственного устройства, политику, военное дело, право. В период республики складываются нормы политической культуры, в частности формы государственных институтов не утративших, значимости по сей день, и даже формы политической борьбы. Делами достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Постоянная политическая борьба, прежде всего борьба плебса за свои права, привела к формированию законов как основы правовой культуры, развития правосознания. Сначала законы представляли собой фиксированные нормы обычного права, соблюдение которых являлось обязательным для всех, а нарушение влекло наказания. Первыми считаются законы XII таблиц (451-450 гг. до  н.э.), разработанные должностными лицами и записанные на медных пластинах. Правовая культура сформировалась на основе частной собственности. Жестоко карались кражи и любые покушения на собственность. 

     2.3 Римская империя

     Противостояние  патрициев и плебеев, их борьба за политические права, власть окрасили всю историю Рима, определили его культуру. Но главным противоречием стало противостояние рабовладельцев и рабов; рабов и всех свободных граждан, в том числе и неимущих. Это был апогей рабства классического типа, когда рабы, преимущественно захваченные в плен иноплеменники, количество которых подчас превышало число свободных граждан, стали основной производительной силой, будучи абсолютно бесправными. Обострение противоречий внутренних и внешних: постоянные войны, кризис республики - привели к установлению единоличного правления, возвышению верховной власти при сохранении некоторых черт и атрибутов республики. По сути дела установилась монархия, ограниченная некоторыми гражданскими правами, отношениями собственности, местным самоуправлением, которая в начале I тыс. н.э. перерастает в неограниченную монархию. Меняется государственное устройство, менталитет граждан, ценности. Достигнув мирового господства, Рим утратил одушевляющую его идею, цель, что в конечном итоге привело его к глубочайшему кризису и гибели: человек перестает быть членом полисной (гражданской) общины и становится подданным огромного государства. Переехав из одной провинции в другую, можно оказаться на другом континенте. Патриотизм вытесняется космополитизмом. Человек уже не гражданин полиса, а гражданин мира; не коллективизм и гражданственность, а индивидуализм выходит на первый план. Человек более не защищен общиной, коллективом, а должен надеяться только на себя, на удачу, фортуну; вместо равенства перед законом - фактическое неравенство, отношения господства и подчинения; не чувство собственного достоинства, гордость, а умение подчиняться. Даже между юридически свободными людьми происходит беспрецедентное расслоение на богатых и нищих, положение которых не лучше рабского. Голод, болезни - частые гости в жизни народных масс. Оплачиваемый труд считается позорным. Массы неработающих и обнищавших свободных граждан и рабов, труд которых непроизводителен, становятся обузой для государства; вместо уважения к правителям, почитания их заслуг - возвышение власть имущих, освящение. Появляются попытки вести родословную правителя от богов. Происходит отчуждение власти от граждан, которые уже не участвуют в политической жизни, а повинуются; особо стало почитаться умение властвовать, а не личные достоинства и способности гражданина. Меняются идеалы и ценности с изменением социально-культурной ситуации. Идеал римлян периода империи - могущество силы, а не красота и гармония. Гуманизм сменяется возвеличиванием военной мощи, права сильного. Идеал человека - рассудительный, волевой, практичный, индивид, возвышающийся над другими людьми и народами. Суровая проза, а не возвышенная поэтика приобретает приоритет. Это довольно долго принижало творческую деятельность, в том числе художественную. Искусство понималось как нечто "искусственное", придуманное, ненастоящее и потому недостойное гражданина Рима, а труд, связанный с физическими усилиями, труд на заказ приравнивался к рабскому. Установка на развлечения. Хлеба и зрелищ - девиз эпохи кризиса империи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Искусство и градостроительство  Древнего Рима, основные достижения 

      3.1 Скульптура, архитектура

     Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного  искусства местных италийских народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. После изгнания последнего этрусского царя и провозглашения Римской республики начинается самостоятельное развитие римского искусства. Особого мастерства достигли скульпторы, изготовлявшие очень реалистичные портреты. Возможно, на портретное искусство оказал влияние обычай снимать восковые маски с лица умерших, что было связано с культом предков. Бюсты, статуи, групповые портреты свидетельствуют об умении римских скульпторов с большой точностью воспроизводить индивидуальные черты человека. Широко развивается станковый живописный портрет, но образцы его почти не сохранились.

     Но  основным было всё-таки влияние греческого искусства. Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались – социальная установка была другая. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них не было великих людей» - великих художников, архитекторов, скульпторов. Сила государства выразилась, прежде всего, в строительстве. В римском искусстве ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – Колизей, крупнейший амфитеатр, место грандиозных зрелищ и гладиаторских боёв. Пантеон в Риме – один из наиболее совершенных образцов храма с куполом. Ярчайший пример использования арочной конструкции – триумфальные арки. 

     3.2 Образование, письмо

     Система образования в Риме следовала  эллинским традициям.     Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Учение было трёх ступеней. На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, всё сводилось к тому, что в наших школах называется «развитие речи»: как на родном латинском языке, так и на необходимом для культурного человека греческом. Эту школу проходили все, неграмотных в Риме почти не было (полуграмотных – сколько угодно). В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. Тогда же зародился и прообраз современного образования: начальное, среднее и высшее. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Главы семейства старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека. Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования. Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины, считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Информация о работе Культура Древнего Рима: социальные и духовные основы, этапы развития, главные достижения, значение для европейской цивилизации