Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

Содержание

Введение 2
1. Уникальность китайской культуры 4
2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 8
3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 12
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 20

Работа содержит 1 файл

_Культурология.docx

— 37.66 Кб (Скачать)

Буддизм способствовал распространению  круглой скульптуры. Китайско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила  аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Для литературы того времени  характерны пессимизм и мотивы душевного  одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просматриваются  в пейзажной и философской  лирике.

Немалое влияние оказали  на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия  и мифология. Многое из этой философии  и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями  об аде и рае, было воспринято в  Китае.

 

3. Своеобразие искусства: триединство  каллиграфии, поэзии и живописи

Своеобразием китайского искусства является то, что в нем  поэзия, живопись и каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства, независимо от присущих им специфических черт. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения и с помощью одного и того же инструмента - кисти - отражают глубинную суть бытия, «жизненной силы», наполняют каждую из этих форм жизнью и своеобразной гармонией.

Цель китайской эстетики в том, чтобы достичь истинной сути животворных источников гармонии жизни: искусство и искусство  жизни - это одно и то же. Как в живописи, так и в поэзии каждый штрих, изображающий ветку дерева или персонажи, всегда должен быть "живой формой, именно это стремление к выявлению сути присуще каллиграфии, поэзии и живописи. Но только живопись объединяет все три вида искусства.

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку  и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины  жанра "цветы и птицы" - правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой.

Тончайшие оттенки туши позволяют  построить глубокую перспективу  и в то же время объединить части  изображения одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность  художников использовать чистый фон для придания картине особого ритма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана

Если живопись в Китае  - это целостный вид искусства, в котором стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи, воссоздавая гармонию и таинство мироздания во всех его проявлениях, то поэзия считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение - соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира.

Проникнутая идеями конфуцианства  и даосизма, китайская поэзия объединяет разум и отрешенность, она стремится  проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно, что древнекитайская поэзия неотделима от музыки. В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, предназначенный для песенного исполнения.

Поэзия этой эпохи считается  едва ли не наивысшим достижением  китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов.

В Китае каллиграфия возвышает  графическую красоту иероглифов. Занимаясь этим основным в стране видом искусства, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной. Вот как описывают умение знаменитого каллиграфа Чжан Сюя, жившего в эпоху Тан: «Он охватывает взглядом все: пейзажи, животных, растения, звезды, бури, пожары, войны, пиршества, - все события мира, и выражает их в своем искусстве»

Не ограничиваясь простым  копированием, каллиграфия пробуждает экспрессивность движения и воображаемую силу знаков, каллиграфия должна быть полным отражением состояния души. Каллиграф должен также использовать живописные возможности иероглифов, их образную силу.

Таким образом, поэзия, каллиграфия  и живопись образовали в Китае  единое искусство, традиционную форму, в которой используются все духовные глубины приверженцев этого искусства: протяжные мелодии и пространства, магические жесты и зримые образы.

 

Заключение

К непреходящим ценностям  китайской традиционной культуры относятся:

- основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики;

- акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;

- морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

- традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;

- традиции семейных отношений;

- стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.

Едва ли не половина важнейших  изобретений и открытий, на которых  зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские  ученые таких мореходных и навигационных  приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и  европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в  Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и  порох, не появились бы и пули, пробивавшие  доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в  Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной  шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства - далеко не полный перечень достижений народов  китайско-конфуцианского ареала.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989.
  2. Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
  3. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.
  4. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.
  5. Маслов А. А. Мистерия Дао. - М.: Сфера, 1996
  6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Информация о работе Культура Древнего Китая