Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:51, реферат
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц¬зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из¬готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не¬обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли. Культура древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.
Суровый
ландшафт северокитайских гор,
лишенных растительности, особенно
подчеркивает лаконичность и
строгую простоту этого древнего
крепостного сооружения.
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.
Ли Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.
Совсем иным — и человеком, и поэтом — был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.
Главная тема поэзии третьего великого поэта китайского ренессанса Ду Фу (712—770) — человеческие страдания и переживания. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового. Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова.
Китайская скульптура была тесно связана с религиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпохи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещерных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало.