Культура древнего египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем, что на ее территории имелись все необходимые ископаемые для хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое положение. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию.

К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и др. – во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

     Британская  Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и  окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни — на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

     Древнеегипетская  музыка.

     К сожалению рельефы и росписи – это почти единственный фактологический материал, на основе которого можно попытаться составить некоторое представление о древнеегипетской музыке. Правда, в музеях мира хранятся экземпляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инструмент с длинным грифом; два экземпляра деревянных флейт хранятся во флорентийском и луврском музеях, а в последнем еще имеется и египетский барабан.

     В этом смысле египетская музыка находится в самом невыгодном положении, по сравнению с изобразительным искусством и литературой. Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл, мы можем смело утверждать, что существовала музыка народная, храмовая и дворцовая. Вполне естественно, что две последние формы существования египетской музыки отличались определенным профессионализмом. Большинство исследователей склоняются к мнению, что египетская музыка была одноголосой. Ее звуковая субстанция опиралась на унисонное сочетание вокальных инструментальных тембров, хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тонко расцвеченную нежными тембрами арф и флейт, поддерживаемых ударными инструментами. В области тональной системы все дружно склоняются к заключению о существовании простой пентатоники, а также зародыша дирижирования, называемого хейрономией.

 

     

     Скульптура  и архитектура.

     Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

     В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царскогописца Каи).

     Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато-коричневого цвета, женских – желтого, волосы - черного, одежды – белого цвета.

     Основной  характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие, портретные черты в передаче лица. Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела.

     В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.

     Голова  статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

     В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур – характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства – статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

     Лирическое  начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

     Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства  стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица – Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами-усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

     Существенным  новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

     Скульптуру  второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников – огромные масштабы, сочетающиеся с общественными, монументализированными объемами. «Вспомнились» древние традиции египетского искусства – торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.

     Но  по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

     Уже с ранних времен в египетском искусстве  ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей  и знати.

     Естественно, что царь и рабовладельческая  знать, игравшие главную роль в заупокойных культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал – камень.

     Гробницы  знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы.

     Изучение  древнеегипетских текстов открывает  тайну этих странных сооружений: при  жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы  страны, управлял ветром, водой и  огнем. После смерти он становился еще  более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством.

     На внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, что можно условно назвать изображениями «культового назначения».

     Конец XVIII династии – это период, имевший  совершенно исключительное значение в истории египетского искусства.

     В это время  памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством.

     Каждая  из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно  возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и  находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению  с пирамидой царя лишь усиливает  впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся  крытым каменным проходом с монументальными  воротами в долине.

     Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые  в Египте встречаются свободно стоящие  столбы.

     Первым  значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый – создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй – воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

     Классическим  образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч.вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне.

     В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деирэль-Бахари (западный берег Нила).

     Самая главная новация – захоронение отдельно от храма.

     Идея  пространственно развитого храмового  комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

     Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей  среди египетских архитектурных  памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.

 

      

     Заключение  

     Таким образом, проследив развитие искусства  Древнего Египта, мы можем сделать  некоторые выводы относительно его  культуры.

     Древнейшая  цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились  различные науки, литература, философская  мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность.

     Культура  Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три  периода определяют своеобразие  и особенности древнеегипетской культуры.

     Самые древние в мире и массивные  монументы из камня — египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать  людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким  интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие  на их счет.

     Самобытная  культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. У египтян  учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся  перед стройной государственной  организацией страны пирамид.

Информация о работе Культура древнего египта