Культура Доколумбовой Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека.

Работа содержит 1 файл

Доколумбовая Америка.Оля..docx

— 39.37 Кб (Скачать)

     Долина  Мексики занимает особое место в  Мезоамерике, ибо здесь формировались  и развивались древнейшие культуры средней части Мексики. Здесь  возникло самое крупное в регионе  Мезоамерики государство ацтеков, упоминавшееся во многих испанских  хрониках как подлинная империя, здесь находилась его столица  Теночтитлан, вызывающая изумление  конкистадоров своим величием, красотой и удобствами городской жизни (она  насчитывала тогда 300 000 жителей).

     Переход к оседлости и развитому земледелию произошел, вероятно, между 2300 и 1500 гг. до н.э., этот период является переломным в истории доиспанской Мексики. Творцами древнейших земледельческих  культур были народы, происходящие из разных групп охотников и собирателей, которые постепенно переходили к  оседлому образу жизни. На своих землях они выращивали кукурузу, фасоль, разновидности  дыни и перец, а также занимались охотой и рыболовством. Доступность  и разнообразие способов добывания  пищи и необходимых материалов (камень, дерево, кости, жадеит, ракушки, хлопок и др.) способствовали оседлости, ее распространению и развитию культуры.

     В ходе взаимодействия местных культур  Мексики постепенно возникли такие  высокие культуры, как тольтекская  и ацтекская. Последняя многое заимствовала из культуры тольтеков; особенный интерес  в связи с этим представляет мифологический цикл тольтеков о Кецалькоатле. Это — древний бог народов Мексики с исключительно сложной мифической биографией. В тольтекской традиции он является скорее всего культурным героем, легендарным владыкой Х в ., основателем тольтекской столицы Тула, любителем и учителем искусств и ремесел, духовным наставником и моральным вождем, противником кровавого, требующего человеческих жертв культа Тескатлипоки.

     Мифологический  тольтекский цикл о Кецалькоатле был воспринят ацтеками, которые  в XIII в. прибыли с северо-запада нынешней Мексики в регион земледельческих  и высоко урбанизированных культур  Долины Мексики. Прибыв из своей полулегендарной  прародины Ацтлан («место цапли »), они поселились на одном из островов озера Текскоко и заложили небольшой  город Теночтитлан. По мере преображения их культуры под влиянием древних  культур Долины стабилизировалось  положение ацтеков, усиливалась  их позиция и возрастало их могущество. Это повлекло за собой увеличение и преображение Теночтитлана, который  впоследствии превратился в знаменитую столицу ацтекской империи. Ацтеки проводили свою политику таким образом, чтобы занять доминирующую позицию  среди соседних народов и выдвинуть  на первое место в пантеоне божеств  своего малозначащего племенного бога Хумцилопочтли, которого затмевали главные боги Кецалькоатль и Тескатлипока, принимающие участие в творении очередных солнц. Внешним выражением - этих целенаправленно предпринимаемых усилий для повышения позиции и ранга ацтеков и почитаемых ими богов было, между прочим, и подчеркивание связи с тольтеками, культура которых продолжала считаться вершиной достижений, особенно в области искусства и «механических» ремесел, и введение в круг богов-творцов собственных богов, прежде всего Хумцилопочтли, бога солнца, войны и покровителя воинов.

     В ацтекской культуре две идеи божества противостояли друг другу в результате конфронтации двух религиозных традиций: тольтекской традиции, уходящей глубоко в прошлое культур Мезоамерики, и ацтекской традиции, которая еще не утратила духа религиозной племенной ментальности воинственных кочевников. Друг другу противостояли две религиозные традиции с их мифологиями — Кецалькоатль и Хумцилопочтли. О первой традиции уже говорилось выше, культ же Хумцилопочтли требовал кровавых человеческих жертвоприношений, чаще всего приносили в жертву военнопленных, иногда рабов и даже собственных детей. Чтобы обеспечить богам достаточное число человеческих жертвоприношений, ацтеки вынуждены были часто вести войны. Обычно жертвенный обряд состоял в вырывании сердца, которое приносили в дар богам, однако, были и более жестокие и утонченные обряды, например, в честь бога Каипе-Тотека жрецы сдирали кожу с живого человека и носили ее в течение многих дней. О размерах этих обрядов жертвоприношений может свидетельствовать освящение в 1487 г. большого храма, во время которого было совершено ритуальное убийство 20 тысяч человек. Эти жертвы необходимы были, чтобы предоставить солнцу животворный напиток — кровь; от этого зависело движение солнца на небе, а следовательно и существование мира.

     Таким образом, религиозные цели переплетались  с устремлениями ацтекского государства, представляющего собой великолепно  организованную имперскую машину. Во главе империи ацтеков в период его расцвета (половина XV в. — испанские  завоевания) находился властитель, называемый в хрониках царем. В управлении империей ему помогал вельможа, носящий удивительно звучащий для нас титул Женщина-Змей, он выполнял функцию, по нашей терминологии, премьер-министра. Наряду с ним существовали верховный царский совет и своего рода специальные «департаменты», занимающиеся судебными, хозяйственными и военными делами. Управляли ими высокопоставленные сановники при помощи армии чиновников-администраторов. Иерархическую систему имела также и жреческая каста, состоящая из жрецов разных рангов и статусов. Во главе стояли два верховных жреца, равного положения и статуса, носящих одинаковый титул - тлатоани. Ими были жрец бога Хумцилопочтли и жрец бога Тлалока; эти боги имели свои равноправные храмы, поставленные на одной пирамиде-подставе и называемые вместе Величественным Храмом.

     Искусство доколумбовой Мезоамерики — «цветы и песни», его поэтические метафоры и символы позволяют человеку найти ответы на фундаментальные  проблемы своего бытия, в коем все  есть сон; все непрочно, подобно перьям птицы кецаль. Рожденные в сердце художника «цветы и песни» сопровождали человека всю жизнь, чей взор не отрывался от пирамид и храмов, покрытых фресками и обращенных к четырем сторонам света, покоился на статуях богов и символах, вырезанных на предметах повседневного быта, на украшениях и кольцах из золота и серебра, на бесчисленных предметах из керамики. Созданный художником мир искусства был вознесен на божественную высоту, придавая тем самым некий смысл человеческой жизни и смерти.

     Немаловажное  место в культуре ацтеков принадлежало календарю, выражающему ацтекское  видение космоса. С ним были связаны  понятия времени и пространства, присущие тогдашней эпохе, в нем  нашли отражение представления  о богах и сферах их деятельности, а также обязательные ритуалы. Согласно этому календарю (существовал и  другой, солнечный, календарь, состоящий  из 18 двадцатидневных месяцев и 5 дополнительных дней), год был равен 260 дням, он делился на 20 периодов по 13 дней каждый, обозначенных определенными  знаками и числами. Правили ими  те или иные боги либо богини. Число дней в году делили также на 4 больших ансамбля, каждый из которых насчитывал 65 дней и был связан с одной из сторон света. Подобным образом были связаны со сторонами света боги и люди.  
 
 

     Культура  инков.

     На  более высоком уровне культуры находились инки, создавшие гигантскую империю  в Южной Америке, которая также  погибла под ударами испанских  конкистадоров, искавших золотое Эльдорадо. Говоря о культуре «сыновей Солнца» (так называли себя правители инков), нельзя не начать с империи инков  — крупнейшей империи индейцев со столицей Куско — «Римом» древней  Америки. Во время ее расцвета на территории в 1 млн. кв. км проживало от 8 до 15— 16 млн. человек, ее протяженность с  севера на юг составляла 5 тыс. км. Первичным, основным звеном общества империи были айлью — большая семья, род  или же сельская община, члены которой  считались родственниками. Все айлью  Перу объединялись в две «половины», составлявшие провинцию государства  инков. Несколько провинций включались в одну из четырех «четвертей империи» или «сторон света». Границы всех частей империи сходились в ее золотой столице — Куско. Отсюда брали начало четыре важнейшие военные  магистрали империи, они вели в указанные  четыре части государства.

     Один  из Инков — Тупак Юпаки —  сумел на практике осуществить доктрину, согласно которой весь мир, все народы должны были объединиться под мудрой властью инков. Именно поэтому он предпринял целый ряд грандиозных  военных походов, в результате которых  достиг возможного для индейцев Перу максимума. Мечи инков звенели теперь повсюду: в северной и южной части  Южной Америки, в джунглях реки Мараньон и у берегов Тихого океана. Тупака Юпанки, пожалуй, можно сравнить лишь с одним-единственным полководцем  Старого Света — Александром  Македонским. В итоге многочисленных военных походов он воплотил в  жизнь идею своего отца о мировом  господстве, при нем завершается  военная экспансия инков.

     В южноамериканской империи инков  исключительную роль играло золото. Оно  выполняло в этой «золотой стране»  самые различные функции, кроме  одной — не было средством платежа. Инки прекрасно обходились без денег, ибо одним из основных принципов общества инков являлся принцип самообеспечения. Вся империя, включая айлью и провинции, представляла собой как бы единое натуральное хозяйство. Однако существовала и внешняя торговля, обеспечивавшая привилегированные слои общества различными предметами роскоши, недоступными или даже запретными для простого народа.

     В империи делалось все, чтобы предупредить какие-либо проявления социального  недовольства. Ни один ее гражданин  не был обойден при получении  того минимума, который обеспечивал  ему элементарное существование. В  мирное время взрослый здоровый человек  сам заботился об удовлетворении своих жизненных потребностей. Однако заботы о старых и больных, вдовах и сиротах, о калеках и в  особенности о ветеранах войны  брало на себя государство. Причем делало это весьма последовательно, стараясь ни о ком не забыть. Тот, кто не мог работать, имел право получать все необходимое для жизни, т.е. основные продукты питания, одежду, обувь; из фондов империи, из разбросанных повсюду  складов ремесленных изделий  и амбаров — «закромов Родины». Уровень жизни почти у всех был одинаковым.

     Общественный строй в империи инков защищался не только армией и религией, но и законами. Несмотря на то, что законы инков не фиксировались на письме, в основе юстиции лежали точные и ясные принципы. К их числу можно отнести, например, принцип, согласно которому уголовное преступление, совершенное представителем элиты, квалифицировалось как более серьезный проступок, чем провинности простого человека. Существовал и такой принцип: если преступление было совершено не по инициативе правонарушителя, а по наущению другого лица, наказанию подлежал инициатор нарушения закона, а не сам преступник. Судьи выносили, как правило, суровые приговоры (смертная казнь, заключение в «камеры смерти», которые кишели ядовитыми змеями и хищниками, пытки, бичевание, изгнание и пр.), ибо любое правонарушение, даже совсем незначительное (за него полагалось публичное порицание), правителями государства, являвшимися единственными законодателями, расценивалось как посягательство на священные, неприкосновенные устои империи, как угроза ее внутреннему спокойствию. Законы инков были очень эффективны, правопорядок, который ввели «сыновья Солнца», в их стране соблюдался практически всеми.

     Мощь  правителей империи инков помимо армии и юстиции опиралась  также и на религию. Гелиоцентрическая  религия инков, в которой в  ранг главного бога был возведен Инти, бог Солнца , «исповедовалась» официально, была государственной идеологией империи. Она явилась действенным средством  подчинения, духовной конкисты по отношению  к другим южно- американским народам, которых инки считали варварами, поскольку они не поклонялись  Солнцу. Не случайно национальный храм в Кориканге был посвящен богу Инти, его главная святыня была украшена золотым диском. Этот диск обращен к востоку таким образом, чтобы его касались первые лучи восходящего Солнца.

     В святилище Кориканга вблизи от образа бога Солнца, а также овальных изображений  других богов на тронах, сделанных  из чистого золота, восседали мумии  умерших Инков. Здесь же находился  и трон царствующего в тот момент Инки, он. сидел на нем во время  праздников, посвященных Инти. Среди  всех достопримечательностей Куско  совершенно исключительное место занимал  Кориканга. Именно к нему примыкал знаменитый золотой сад инков, бывший в стране четырех сторон света настоящим  чудом из чудес.

     Сад, по праву назывался золотым, так  как все, что в нем росло, цвело, все, что его «населяло», было сделано из чистого золота, являвшегося для инков символом небесного Отца, символом великого Солнца. Все, что жители империи Солнца наблюдали вокруг себя, было воспроизведено в этом саду из золота: клочки перуанских полей, маис, несозревшие початки которого были сплетены из серебряной проволоки, стада лам с их детенышами, далее две дюжины индейских пастухов; а также статные индейские девушки, срывавшие, так же как некогда Ева в раю, золотые плоды с золотых яблонь. Здесь же находились сделанные из золота другие деревья и кустарники, на ветках которых сидели золотые птицы Перу. По земле ползали золотые змеи со вставными глазами из темных драгоценных камней, на которых сидели золотые бабочки или же сновали золотые жуки. Золотой сад в Куско был самым фантастическим произведением, какое когда-либо создавалось человеческой культурой. Это уникальное творение инков вызывает восторг не только неслыханной стоимостью обработанного золота, но и, что гораздо важнее — выдающимся художественным мастерством своих творцов.

     Золотое богатство Куско достигает своего апогея во время правления Уайна  Капака (нач. XVI в .). Этот Инка облицовывает золотом не только стены своих  собственных дворцов и стены  храмов небесного отца — позолота наносится буквально на весь город. Отныне двери зданий в Куско обрамляются  золотыми рамами, мало того, их также  украшают яшмой или же цветным  мрамором. Столичный дворец Уайна  Капака теперь заполняют сделанные  из золота змеи, черепахи и ящерицы, точно такие же, какие находятся в золотом саду около Кориканги . На стены сказочного жилища Инки вспархивают великолепные золотые бабочки.

Информация о работе Культура Доколумбовой Америки