Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:22, реферат
Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека.
Введение.
СЛОВО
cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие",
иначе говоря - это возделывание,
очеловечивание, изменение природы
как среды обитания. В самом
понятии заложено противопоставление
естественного хода развития природных
процессов и явлений и
В
истории и в современную эпоху
в мире существовало и существует
огромное разнообразие видов культур
как локально-исторических форм общностей
людей. Каждая культура со своими пространственными
и временными параметрами тесно
связана со своим творцом - народом
(этносом, этноконфессиональной общностью).
Любая культура делится на составные
части (элементы) и выполняет определенные
функции. Развитие и функционирование
культур обеспечивает особый способ
деятельности человека - социальный (или
культурный), главное отличие которого
- действия не только с предметно-вещественными
образованиями, но и с идеально-образными
сущностями, символическими формами. Культура
выражает специфику уклада жизни, поведение
отдельных народов, их особый способ
мировосприятия в мифах, легендах, системе
религиозных верований и
Культура Доколумбовой Америки.
Своеобразным очарованием обладают культуры доколумбовой Америки — культуры майя, ацтеков и инков, тесно связанные общностью городской цивилизации. Существенно то, что в Мезоамерике и Перу, подобно Месопотамии, Древнему Египту и др., процесс возникновения и развития города протекал в «чистом» виде, без влияния извне со стороны более высоких культур. Видимо, можно считать доказанным, что в этих первичных очагах культуры наиболее ранней формой территориально- политической организации раннеклассовых обществ являются города-государства.
Структура
типичного города-государства
Культура майя.
Долгое время считалось, что майя испокон веков культивировали у себя самую примитивную форму земледелия- подсечно-огневую, которая требовала больших массивов свободной земли, поросшей лесом, и частой смены выжигаемых участков в связи с быстрым истощением плодородия почв. Такое земледелие не могло обеспечить пищей сколько-нибудь значительное население. В результате последующих исследований удалось установить, что подсечно-огневое земледелие майя, при всех его внешних минусах не было столь примитивным и малоэффективным, как это представлялось на первый взгляд. Уже в глубокой древности жрецы разработали весьма совершенный солнечный календарь, точно регулирующий сроки основных земледельческих работ: рубка леса, его выжигание, сев в начале сезона дождей, уход за посевами, уборка урожая. Майяские земледельцы путем длительных опытов и отбора сумели вывести гибридные высоко урожайные сорта основных сельскохозяйственных пищевых культур - кукурузы, бобовых и тыквы. Наконец, ручная обработка небольшого участка в лесу и сочетание на одном поле посевов нескольких культур позволяло долгое время сохранять его плодородие. Кроме того, возле каждого индейского жилища имелся приусадебный участок с огородом и фруктовыми деревьями.
Подсечно-огневое земледелие майя способно было давать устойчивый прибавочный продукт, достаточный для содержания господствующей верхушки общества, государственного аппарата и других групп населения. Все «археологические» признаки города майя — каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных двориков и площадей, «акрополи», культ стелы — алтаря, иероглифическая письменность и календарь — представлены в комплексе где-то к рубежу новой эры. Вся полнота власти внутри майяского города-государства в 1 тысячелетии н.э. была сосредоточена в руках правителя. Данные письменных источников кануна конкисты и ряд бесспорных археологических признаков (некоторые мотивы классического искусства, заупокойные храмы и гробницы с особо пышным ритуалом) свидетельствуют о наличии у майя обожествления царя. Это косвенно указывает на существование уже в то время деспотической формы правления, наподобие той, что известна нам в фараоновском Египте и городах-государствах Шумера. Имеется ряд данных в пользу того, что к рубежу новой эры у майя появился культ царских предков, ставший, вероятно, со временем общегосударственной религией.
Религиозные представления пронизывали все стороны жизни общества древних майя. Пантеон божеств майя был весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовых обществах. Исследователям известны десятки имен, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы. Это прежде всего боги плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д.
Вселенная
майя (так же как и у ацтеков)
состояла из 13 небес и 9 подземных
миров. В центре земли стоит мировое
(зеленое или первое) дерево, пронизывающее
все слои небес, а по четырем ее
углам (по сторонам света) — четыре
других: красное (восток), белое (север),
черное (запад) и желтое (юг). Мировые
деревья служили
Характерной чертой религиозных воззрений народов Мезоамерики было представление о том, что вся история вселенной делится на определенные периоды или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ. К числу обрядов принадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья, ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц, а также регулярно совершавшиеся человеческие жертвоприношения.
Понятно, что жрецы занимали почетное место в обществе майя, причем они, как и у других народов Мезоамерики, составляли специальные корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией.
Древние
майя уделяли большое внимание календарю
и летоисчислению, изучению математики,
астрономии, медицине и истории. Кроме
того, у них имелись некоторые
практические знания по географии, геодезии,
метеорологии, климатологии, сейсмологии
и минералогии. Однако все эти
отрасли положительных знаний были
тесно переплетены с
Ни у одного из народов Древней Америки нет столь высоко развитых календаря и системы летоисчисления, как у древних майя классического периода (300—900 гг.). Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы, позволив определять наиболее удобные сроки для различных земледельческих работ. Отступление от них в условиях тропиков и при тогдашней системе сельского хозяйства означало бы подлинную катастрофу. Жрецы окутывали это знание сложнейшей мистической символикой и сопровождали различными религиозными церемониями. Точное летоисчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управлявших вселенной, и с культом правителя города-государства. Высокого уровня достигла медицина, была развита диагностика, имелась специализация врачей по видам болезней. Широкое распространение получили чисто хирургические приемы: при переломах накладывались шины, раны сшивались волосами; опухоли и нарывы вскрывались: катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями. При сложных операциях больному давались наркотические средства. В фармакопее применялось более 400 лекарственных растений: ряд лекарств, впервые освоенных майя, после открытия Нового Света вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используется в современной фармакопее.
Наиболее широко известной областью культуры майя является архитектура и изобразительное искусство, тесно связанные с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени — 5, 20, 50 лет. Каждое строение носило функцию не только жилья или храма, но и календаря. Культура Древнего царства, существовавшая в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Поденке, и Нового царства, характерная для Чичен-Ица, Уш-маль и Майяпан, были «скульптурным» выражением хронологии майя. Археологические данные свидетельствуют, что регулярно через каждые 52 года майя заново облицовывали свои пирамиды камнем или штукатуркой, воздвигали стелы каждые 5 лет, и записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Главной темой деятельности жрецов, архитекторов и художников было течение времени, их представление о времени резко отлично от соответствующих представлений западных культур Средиземноморья. Подобного подчинения архитектуры и искусства календарю в мире нет. Нет ничего удивительного, что монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия привлекают внимание широкого круга людей в наше время.
Значительного
развития достигла у майя литература.
Такие литературные жанры, как эпические
предания о судьбах тех или
иных племен, мифы и сказки, трудовые,
военные и любовные песни, загадки,
пословицы были выработаны уже в
глубокой древности. До нашего времени
сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух»,
в котором рас с казывается
о создании мира и о подвигах двух
божественных близнецов. «Пополь-Вух»
имеет параллели в таких
Большим
признанием и любовью у древних
майя пользовалось драматическое искусство,
подавляющее большинство
Древняя культура майя не исчезла бесследно, несмотря на все усилия испанских завоевателей и монахов. Она оказывала в прошлом и оказывает до настоящего времени сильное влияние на культуру народов латиноамериканских стран, а тем самым вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры.
Доколумбовая
Мезоамерика представляла собой мозаику
народов, языков и культур, однако для
нее характерны многие общие культурные
элементы. К ним относятся: иероглифическое
письмо, иллюстрированные книги (кодексы),
календарь, жертвоприношение людей, обрядовая
игра в мяч, вера в жизнь после смерти и
трудный путь умершего в потусторонний
мир, ступенчатые пирамиды и пр.
Культура ацтеков.