Культура Доколумбовой Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека.

Работа содержит 1 файл

Доколумбовая Америка.Оля..docx

— 39.37 Кб (Скачать)

     Введение.

     СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы  как среды обитания. В самом  понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных  процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности  человека, качественно новая по отношению  к предшествующим формам организации  живого на земле.

     В истории и в современную эпоху  в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур  как локально-исторических форм общностей  людей. Каждая культура со своими пространственными  и временными параметрами тесно  связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные  части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или  культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными  образованиями, но и с идеально-образными  сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение  отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе  религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию  человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных  верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм  и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении  своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях  человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности  людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

     Культура  Доколумбовой Америки.

     Своеобразным  очарованием обладают культуры доколумбовой Америки — культуры майя, ацтеков  и инков, тесно связанные общностью  городской цивилизации. Существенно  то, что в Мезоамерике и Перу, подобно Месопотамии, Древнему Египту и др., процесс возникновения и  развития города протекал в «чистом» виде, без влияния извне со стороны  более высоких культур. Видимо, можно  считать доказанным, что в этих первичных очагах культуры наиболее ранней формой территориально- политической организации раннеклассовых обществ являются города-государства.

     Структура типичного города-государства в  доколумбовой Мезоамерике X — XVI вв. и  на Древнем Востоке отличается поразительным  сходством: метрополия и ее сельскохозяйственная округа, находящаяся от города на расстоянии 15 км. Столица — основное политико-административное, культовое экономическое ядро города-государства, это, прежде всего место пребывания правителя и его приближенных, а также храма главного городского божества и связанного с ним жречества. Здесь же находились представители знати, воины, торговцы, чиновники, реме ленники и т.д. Однако основную массу городского населения составляли, вероятно, общинники, занимающиеся различными видами сельскохозяйственного производства.  

     Культура  майя.

       Долгое  время считалось, что майя испокон  веков культивировали у  себя  самую примитивную форму земледелия- подсечно-огневую,  которая  требовала  больших массивов  свободной  земли,  поросшей  лесом,  и  частой  смены   выжигаемых участков в связи с быстрым истощением плодородия почв. Такое  земледелие  не могло обеспечить пищей  сколько-нибудь  значительное  население. В результате последующих исследований удалось  установить,  что  подсечно-огневое земледелие  майя,  при  всех  его  внешних  минусах  не  было  столь примитивным и малоэффективным, как это представлялось на первый взгляд.  Уже в  глубокой  древности  жрецы  разработали  весьма   совершенный   солнечный календарь, точно регулирующий сроки основных  земледельческих  работ:  рубка леса, его выжигание, сев в начале сезона дождей, уход  за  посевами,  уборка урожая.  Майяские  земледельцы  путем  длительных  опытов  и  отбора  сумели вывести  гибридные  высоко  урожайные  сорта  основных  сельскохозяйственных пищевых культур - кукурузы,  бобовых  и  тыквы.  Наконец,  ручная  обработка небольшого участка в лесу и  сочетание  на  одном  поле  посевов  нескольких культур позволяло долгое время сохранять его плодородие. Кроме  того,  возле каждого  индейского  жилища  имелся  приусадебный  участок  с   огородом   и фруктовыми деревьями.

     Подсечно-огневое  земледелие майя способно было давать устойчивый прибавочный продукт, достаточный  для содержания господствующей верхушки общества, государственного аппарата и других групп населения. Все  «археологические» признаки города майя — каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных  двориков и площадей, «акрополи», культ  стелы — алтаря, иероглифическая  письменность и календарь — представлены в комплексе где-то к рубежу новой  эры. Вся полнота власти внутри майяского  города-государства в 1 тысячелетии  н.э. была сосредоточена в руках  правителя. Данные письменных источников кануна конкисты и ряд бесспорных археологических признаков (некоторые  мотивы классического искусства, заупокойные  храмы и гробницы с особо пышным ритуалом) свидетельствуют о наличии  у майя обожествления царя. Это  косвенно указывает на существование  уже в то время деспотической  формы правления, наподобие той, что известна нам в фараоновском Египте и городах-государствах Шумера. Имеется ряд данных в пользу того, что к рубежу новой эры у  майя появился культ царских предков, ставший, вероятно, со временем общегосударственной  религией.

     Религиозные представления пронизывали все  стороны жизни общества древних  майя. Пантеон божеств майя был  весьма обилен и сложен, как и  в других раннеклассовых обществах. Исследователям известны десятки имен, которые в зависимости от их функций  могут быть разделены на группы. Это прежде всего боги плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны  и т.д.

     Вселенная майя (так же как и у ацтеков) состояла из 13 небес и 9 подземных  миров. В центре земли стоит мировое (зеленое или первое) дерево, пронизывающее  все слои небес, а по четырем ее углам (по сторонам света) — четыре других: красное (восток), белое (север), черное (запад) и желтое (юг). Мировые  деревья служили местопребыванием бога дождя, обычно изображаемого с  топором или с факелом под  дождем. Все эти атрибуты напоминают об исконной связи его с подсечно-огневым  земледелием.

     Характерной чертой религиозных воззрений народов  Мезоамерики было представление  о том, что вся история вселенной  делится на определенные периоды  или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ. К числу обрядов принадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья, ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц, а также регулярно совершавшиеся человеческие жертвоприношения.

     Понятно, что жрецы занимали почетное место  в обществе майя, причем они, как  и у других народов Мезоамерики, составляли специальные корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией.

     Древние майя уделяли большое внимание календарю  и летоисчислению, изучению математики, астрономии, медицине и истории. Кроме  того, у них имелись некоторые  практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии  и минералогии. Однако все эти  отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях  и предсказаниях. К тому же накопленные  знания излагались на запутанном и  перегруженном мифологическими  намеками языке. Большим достижением  майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей  эры позиционной системы счета  и математического понятия нуля. Оба эти понятия являются крупнейшими  шагом вперед в истории математического  мышления, ведь в Индии они были разработаны приблизительно в VIII в ., а в Европу попали только в XV в.

     Ни  у одного из народов Древней Америки  нет столь высоко развитых календаря и системы летоисчисления, как у древних майя классического периода (300—900 гг.). Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы, позволив определять наиболее удобные сроки для различных земледельческих работ. Отступление от них в условиях тропиков и при тогдашней системе сельского хозяйства означало бы подлинную катастрофу. Жрецы окутывали это знание сложнейшей мистической символикой и сопровождали различными религиозными церемониями. Точное летоисчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управлявших вселенной, и с культом правителя города-государства. Высокого уровня достигла медицина, была развита диагностика, имелась специализация врачей по видам болезней. Широкое распространение получили чисто хирургические приемы: при переломах накладывались шины, раны сшивались волосами; опухоли и нарывы вскрывались: катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями. При сложных операциях больному давались наркотические средства. В фармакопее применялось более 400 лекарственных растений: ряд лекарств, впервые освоенных майя, после открытия Нового Света вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используется в современной фармакопее.

     Наиболее  широко известной областью культуры майя является архитектура и изобразительное  искусство, тесно связанные с  определенной датой или астрономическим  явлением. Здания строились через определенные промежутки времени — 5, 20, 50 лет. Каждое строение носило функцию не только жилья или храма, но и календаря. Культура Древнего царства, существовавшая в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Поденке, и Нового царства, характерная для Чичен-Ица, Уш-маль и Майяпан, были «скульптурным» выражением хронологии майя. Археологические данные свидетельствуют, что регулярно через каждые 52 года майя заново облицовывали свои пирамиды камнем или штукатуркой, воздвигали стелы каждые 5 лет, и записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Главной темой деятельности жрецов, архитекторов и художников было течение времени, их представление о времени резко отлично от соответствующих представлений западных культур Средиземноморья. Подобного подчинения архитектуры и искусства календарю в мире нет. Нет ничего удивительного, что монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия привлекают внимание широкого круга людей в наше время.

     Значительного развития достигла у майя литература. Такие литературные жанры, как эпические  предания о судьбах тех или  иных племен, мифы и сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки, пословицы были выработаны уже в  глубокой древности. До нашего времени  сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух», в котором рас с казывается о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов. «Пополь-Вух» имеет параллели в таких литературных памятниках Старого Света, как «Теогония» Гесиода, первые книги Библии. «Калевала» и другие эпические произведения народов Европы и Азии.

     Большим признанием и любовью у древних  майя пользовалось драматическое искусство, подавляющее большинство драматических  произведений было тесно связано  с танцами и представляло собой  своеобразные балеты с обширным текстом. До нас дошла в целом виде драма  «Рабиналь-ачи», по своей форме она  достаточно близка древнейшим греческим  трагедиям, что свидетельствует  о наличии определенных строгих  закономерностей в развитии данного  вида искусства. Танцы у майя были неразрывно связаны не только с драматическим  искусством, но и с музыкой, причем они являлись делом необычайной  значительности и важности. Разновидностей танца насчитывалось очень много: очистительный танец с огнем, танцы, связанные с человеческими  жертвоприношениями, эротические танцы  и др. И музыка была неотделима от многих сторон жизни майяского общества. Сфера ее применения охватывала любовные и погребальные песни, охотничьи, военные  песни, религиозные обряды и танцы. О др е вней музыке майя мы можем  судить по сохранившимся инструментам или их изображениям на фресках и  в рукописях, а также по кратким  упоминаниям в ранних испанских  источниках.

     Древняя культура майя не исчезла бесследно, несмотря на все усилия испанских  завоевателей и монахов. Она оказывала  в прошлом и оказывает до настоящего времени сильное влияние на культуру народов латиноамериканских стран, а тем самым вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

     Доколумбовая Мезоамерика представляла собой мозаику народов, языков и культур, однако для нее характерны многие общие культурные элементы. К ним относятся: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги (кодексы), календарь, жертвоприношение людей, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир, ступенчатые пирамиды и пр.  

     Культура  ацтеков.

Информация о работе Культура Доколумбовой Америки