Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:13, контрольная работа
Дискуссией (от лат.: исследование, рассмотрение, разбор) называется такой диалог, в котором собеседники выявляют имеющиеся разногласия в отношении того или иного положения (спорной проблемы) и предпринимают попытки к устранению этих разногласий в ходе их обсуждения.
Исходными условиями для начала дискуссии являются, во-первых, наличие, по крайней мере, двух собеседников (противников), и, во-вторых, наличие некоторого положения - тезиса дискуссии, относительно которого у вступающих в дискуссию имеются разные мнения.
1.Культура дискуссии стр.2 2.Цели дискуссии стр.3
3.Правила дискуссии стр.7
4.Ошибки и уловки дискуссии стр.14
5.Список литературы стр.19
На первой стадии дискуссии - стадии конфронтации - фиксируются позиции сторон: точка зрения выдвинута протагонистом и подвергнута сомнению антагонистом. Изложение своей точки зрения протагонистом включает: (1) формулировку спорного тезиса (или проекта решения), (2) выявление перед аудиторией своего понимания его (трактовки): определение основных терминов, составляющих высказывание-тезис; оговаривание условий, в рамках которых утверждается истинность тезиса. Если характер дискуссии этого требует, здесь же протагонист может кратко изложить историю спорного вопроса.
Кроме того, если цель дискуссии - принятие решения, то сторона-протагонист может счесть нужным с самого начала дискуссии заявить о своих интересах. Следует различать выражение интересов и выражение варианта решения, предлагаемого оппонентом в соответствии со своими интересами. Интересы не могут быть предметом дискуссии ("о вкусах не спорят"), а вариант решения - может. Дико было бы услышать от серьезного партнера: "Ваш интерес ложен", "Вы желаете неправильно". Интересы могут выражаться явно, искажаться или скрываться, но это не делает их обосновываемыми тезисами. Если говорят: "Вы хотите слишком многого" - то с логико-информационной точки зрения, это не осуждение алчности партнера, а информация о том, что вариант решения, предложенный протагонистом, не устраивает антагониста.
"Я хочу, чтобы мой стол был переставлен к окну" - это вариант решения в дискуссии о том, где должен стоять стол одного из сотрудников. В ходе обсуждения выясняется, что интерес протагониста состоит в следующем: "Я хочу, чтобы мое рабочее место было достаточно освещено". Этот интерес может быть удовлетворен и при ином варианте решения: стол оставить на прежнем месте и поставить дополнительную лампу.
После того, как протагонист
завершает раскрытие своей
уже предоставил. На второй стадии дискуссии протагонист развертывает аргументацию своего тезиса, а антагонист приводит свои возражения против нее.
Выстраивать свои возражения антагонист может в двух направлениях. Первое из них ведет к консенсусу (общей точке зрения, взаимоприемлемому решению), второе - к опровержению точки зрения протагониста и победе антагониста. Деловой человек предпочтет первый путь, политический агитатор - второй. В обоих случаях в качестве контраргумента может применяться вопрос.
Используя вопрос как контраргумент, антагонист, во-первых, соглашается с выдвинутым тезисом, во-вторых, приводит противоречащий ему факт или неприемлемое следствие из тезиса. Например, если протагонист предлагает: "Переставим наш стол к окну, так как мне темно на прежнем месте", то антагонист может возразить: "А не простужусь ли я, если мы переставим стол к окну? Ведь я окажусь на сквозняке, а я недавно перенес простуду". Отметим, что ни сам тезис, ни аргумент протагониста не подвергаются сомнению. Строго говоря, антагонист еще не занимается опровержением. Ведь он готов согласиться с тем, что тезис - истинен, а решение - приемлемо, если бы не те или иные обстоятельства. И он просит протагониста разъяснить, как согласовать новый факт с уже имеющейся аргументацией, какие меры могут быть приняты против неприемлемых последствий. Поэтому вопрос как контраргумент - все же скорее собственно вопрос (запрос на информацию), чем контраргумент (предоставление информации, опровергающей тезис или аргумент).
Пока происходит не опровержение, а критика ("очищение") позиции протагониста.
Если протагонист успешно справляется с вопросами - контраргументами, то в результате его тезис становится более точным, а аргументация - более совершенной, неуязвимой. При этом происходит сближение точек зрения сторон, более полный учет их интересов. "ДА... НО...", "Соглашаясь - отрицаю", "Гибкий тростник" - такие выражения применяют для характеристики этого метода ведения дискуссии. Классические образцы его оставил древнегреческий философ Сократ (они дошли до нас в диалогах Платона). Сократ назвал свой способ ведения дискуссии "повивальным искусством" - ведь он помогает рождению истины в споре. Речь не идет об отстаивании истины, выдвинутой протагонистом, и не об опровержении ее антагонистом. Истинной точки зрения по конкретному вопросу просто еще не существует, пока она не "родилась" в споре при совместных интеллектуальных усилиях его участников.
Поэтому в дискуссии "по методу Сократа" нет победивших и проигравших. Этот метод дает возможность обеим сторонам "сохранить лицо", резко снижает враждебность атмосферы дискуссии, повышает вероятность добросовестного исполнения принятого решения. Кроме того, спор, закончившийся чьим-то поражением, конфликт, разрешенный в ущерб кому-то, всегда несут в себе зародыш нового спора, конфликта, который затеет ущемленная хотя бы в чувстве собственной компетентности сторона.
Антагонисту стоит крепко задуматься еще раз о целях дискуссии, о своих подлинных интересах, прежде чем воспользоваться методами опровержения в узком смысле слова. Если аргументация имеет непосредственной целью обосновать позицию, то задача контраргументации - изменить позицию противника полностью или частично.
В случае опровержения антагонист, если и соглашается с тезисом протагониста или с каким-либо из аргументов, то только "для вида". Это допущение в следующий момент будет с торжеством отброшено как ложное, в силу обнаружившегося ложного аргумента, следствия, противоречащего фактам и т.п., или недоказанное, в силу неполноты аргументации. Построение и основные приемы контраргументации в дискуссии в целом имеют под собой логические основы опровержения как случая доказательства. Антагонист может не иметь в своем распоряжении сведений о фактах, годных для контраргументации.
Тогда он может воспользоваться
приемом "бумеранга": применить
для своих целей информацию, предоставляемую
протагонистом. Антагонист ссылается
на слова последнего при построении
своих контраргументов и
На третьей стадии дискуссии (заключительной) происходит соглашение сторон, поскольку сомнений больше не осталось. Для завершения дискуссии надо зафиксировать, как разрешился спор: установлена истинность (ложность) первоначально выдвинутого тезиса, или принято решение, или одна сторона приняла точку зрения другой.
ОШИБКИ И УЛОВКИ В ДИСКУССИИ
Нарушение любого из логических правил может произойти в дискуссии непреднамеренно. Тогда совершенная ошибка называется паралогизмом. Она может быть обнаружена и использована другой стороной в ходе опровержения. Если же логические правила нарушаются сознательно, то ошибка, получающаяся в результате, называется софизмом. Она представляет собой уловку, попытку получить неоправданное преимущество одной из сторон в споре. Если уловка не вскрыта, не разоблачена другой стороной, то происходит манипуляция аудиторией.
В основе манипуляции (управления с помощью "скрытых пружин") лежит некое информационное преимущество одной из сторон в дискуссии, действительное или мнимое, полученное "нечестным" путем. Часть информации может быть скрыта от другой стороны; ложная информация - может быть выдана за истинную. Скрывается или подменяется та информация, которая может помешать отстоять свою позицию или навязать ее другой стороне. Приемы нечестной интеллектуальной борьбы еще в античности входили в комплекс средств ведения спора до победы любой ценой.
Если уловка обнаружена, не следует спешить "разоблачить позорное мошенничество" противника. Доказать недобросовестное намерение сложно, восстановить такой попыткой против себя своего противника - проще простого, а логические механизмы ошибок и уловок - одни и те же. Поэтому основа мер против ошибок и уловок в дискуссии - знание и соблюдение правил логической культуры во всех ее разделах.
Тот, кто заботится об успешном отстаивании своей позиции в дискуссии, должен, прежде всего, стараться опираться только на истинную информацию и следить за достоверностью информации, предоставляемой противником. Искаженная, как и ложная информация - источник ошибок. "Преувеличение есть род лжи", - говорили древние. Оно может произойти, например, в результате неоправданного обобщения. "Внук мне дерзит", - жалуется бабушка. А внук всего лишь выразил недоумение, что бабушка учит беречь электроэнергию, а сама забывает гасить свет. Называть дерзостью обращение к фактам характерно для людей, привыкших к безусловному повиновению себе. "Неточность" в ходе преувеличения становится "ложью", "твердость" - "деспотизмом", "свобода" - «разнузданностью".
Соблазняет к преувеличению и использование высказываний типа: "все...", "всегда...", "никогда..." и т.п. "Вы постоянно опаздываете", - распекает начальник попавшего "под горячую руку" подчиненного. А последний, может быть, опоздал на работу всего два раза, и то по уважительной причине. Часть информации может быть примитивно отброшена недобросовестным спорщиком, подобно тому, как цитату вырывают из контекста. "Вы затратили слишком много времени на выполнение своей части работы и задержали коллектив", - это могло бы звучать тяжелым укором, если не учитывать того, что говорящий опустил: другие-то провозились еще дольше.
Надо следить также,
чтобы противник не использовал
ваши слова в необоснованно
Для таких уловок мы сами создаем почву, если информация, предоставляемая нами, неопределённа по смыслу, а также, если мы не требуем точности от собеседника. Например, уловка может явиться в форме сравнения без достаточной конкретизации: "Иванов работает лучше Петрова". Такого типа утверждения часто используют как аргумент, не указывая, каковы были критерии сравнения (в чем лучше работает, насколько лучше и т.д.)
Неопределенность информации даже позволяла античным софистам "доказать" неискушенному слушателю, что тот имеет рога. Приводилось следующее рассуждение: "То, чего ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Значит, ты имеешь рога!". Уловка здесь заключается в том, что термин "потеря" на пути от посылок к заключению меняет смысл с "лишения чего-то, что человек ранее имел" на "неимение чего-то вообще".
Невнимание к определенности, точности терминов в дискуссии может закончиться "подменой тезиса". В дискуссии эта ошибка возникает, когда аргументация направляется на обоснование положения, не являющегося тезисом дискуссии.
Пусть, однако, тезис сохраняется в целости и неприкосновенности в течении всей дискуссии - ошибки может поставлять "хромая" аргументация. "После этого - значит, вследствие этого" - так называли еще в древности ошибочный ход рассуждения, подменяющий при аргументации причинной зависимостью - временную последовательность. После "перестройки" поезда стали чаще сходить с рельсов, и из продажи исчезли куриные яйца - стало быть, "перестройка" и вызвала учащение катастроф, и явилась причиной потери курами яйценоскости.
Здесь можно еще раз подчеркнуть то, что аргументы должны составлять достаточное основание для тезиса: во-первых, относиться к рассматриваемой области, во-вторых, давать в совокупности достаточную информацию для подтверждения тезиса. Вряд ли кто-нибудь по здравом размышлении скажет, что обнаружение платка Дездемоны у одного из друзей семьи - уместный и решающий аргумент в пользу измены Дездемоны (измены, существовавшей лишь в голове ревнивого Отелло). Но молодая женщина оказалась все же задушенной своим горячо любимым мужем, так и не успев доказать свою верность.
А ведь если человек способен заключить о ложности тезиса только на том основании, что еще не доказана его истинность, то он вполне оправдывает старинное название еще одной логической ошибки: "аргументация к невежеству".
Мы видим, что особого внимания соблюдение логической культуры требует, когда в ходе дискуссии накаляются страсти. Однако существует ряд уловок, которые "подливают масло в огонь", целенаправленно эксплуатируют эмоции противника и публики, провоцируют снижение способности здраво рассуждать.
"Аргументация к личности" (или: апелляция к личности, довод к личности) при обосновании утверждений о поступках некоего человека приводит в качестве аргументов высказывания об этом человеке, к конкретному поступку не относящиеся, но составляющие эмоционально отталкивающий образ человека. Дмитрий Карамазов - пьяница, буян, угрожал убить отца, бросил невесту ради особы сомнительного поведения и т.д. И, хотя достаточных аргументов юристы не привели, присяжные в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" единогласно обвинили Дмитрия в убийстве собственного отца. Сработала не в его пользу сложившаяся в городке репутация.
Ошибки "снобизма" и "ярлыка" также эксплуатируют отрицательные эмоции: "Как же он может сочинять хорошие стихи, если он пишет с орфографическими ошибками и не читал Пушкина"; "Неудивительно, что он всем недоволен: ведь он же член семьи изменника Родины!"
Иные эмоции включает ошибка, умышленно или нет использующая признанную репутацию какого-либо лица (например, ученого), его мнение в пользу выдвигаемого тезиса как аргумент в подкрепление истинности. И научная репутация профессора может действительно быть без единого пятнышка, и выдвигаемый тезис-то может быть истинным, и профессор-то одобрил эту гипотезу в своей статье - но мнение профессора само по себе не является аргументом для того, чтобы истинность тезиса была доказана. Это - "довод к авторитету".