Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:38, контрольная работа
Целью данной работы является анализ проблемы цивилизационной идентичности Российского государства и пути развития в современных условиях.
Введение………………………………………………………………….3 – 4
1. Россия и проблемы цивилизационной идентичности (славянофилы,
западники, евразийцы)………………………………………………….5 – 8
2. Национально-цивилизационной идентичность: специфика России…..9 – 13
3. Модернизация, идентичность и представления об “особом пути”…14 – 15
Заключение………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………...17
Чрезвычайно важное воздействие на процессы формирования новой российской национально-цивилизационной идентичности оказывает современная глобализация. Это воздействие является неоднозначным. С одной стороны, глобализация делает относительно прозрачными границы между нациями и государствами, ставит под вопрос прежнюю роль нации-государства и связанную с ним национальную составляющую идентичности.
С
другой стороны, та же самая глобализация,
способствуя сближению и
Очевидно, что в условиях современной России процессы глобализации существенно модифицируют формирование национально-цивилизационной идентичности, во многом направляя его в новое русло, сталкивая идентичности разных уровней и создавая своеобразную “мозаичную” идентичность.
Немалое
воздействие на процессы складывания
российской национально-цивилизационной
идентичности оказывает также развитие
и использование информационных
технологий, создающее основу так
называемого “информацонного
В результате у многих россиян (равно как и у граждан других стран) нередко формируются искаженные образы и самих себя, и людей других национальностей; это ведет к усилению негативной идентификации по отношению к “чужим”, которые якобы принципиально отличаются от “своих” (от “нас”). В то же время встречные потоки информации и дезинформации (“частичной”, односторонней информации), двойные стандарты, доминирование на телевизионных экранах худших образцов “массовой культуры” и т.п. часто дезориентируют человека, разрушают его внутренний мир и те основы необходимой солидарности с другими людьми, без которых невозможно ни формирование гражданского общества, ни складывание устойчивой национально-цивилизационной идентичности.
Наконец,
на поиски и формирование национально-цивилизационной
в России заметное влияние оказывают
объединение Европы и расширение
Европейского союза на восток. Несмотря
на всю сложность и
Наиболее существенные препятствия на пути сближения России с Европой, как представляется, лежат не в области географии (как известно, Россия располагается и в Европе, и в Азии) и даже не собственно в сфере экономики и политики (хотя экономические и политические нормы жизни постсоветской России весьма отличаются от европейских стандартов), а прежде всего в области культуры, в доминирующей системе ценностных ориентаций. В этом плане весьма показательна следующая констатация Е.Водичева: “Однако может ли укрепление европейской идентичности произойти за счет растворения в ней культурной идентичности России? Думается, что нет. Во-первых, потому, что при наличии многих общих исторических корней и традиций, культурная идентичность России системно отличается от культурной идентичности большинства европейских стран... Во-вторых, с точки зрения культурных традиций и культурного потенциала российское общество по-прежнему очень сильно. Это исключает ассимиляционный вариант - т.е. возможность “растворения” России в Европе. Более того, попытки подобной ассимиляции были бы опасны и для самой Европы, поскольку они несут в себе потенциальную угрозу уменьшения степени интегрированности европейской культурной идентичности. Однако и отказ от сближения с Европой был бы чреват для России усилением “евразийского” начала в ее культуре и политической традиции, что для Европы могло бы стать катастрофой”. Разумеется, можно полемизировать с автором по поводу силы культурных традиций и культурного потенциала современного российского общества, но сам факт их существенного отличия от европейских культурных традиций и ценностей неоспорим.
Все
это делает процессы сближения России
с объединенной Европой, детерминированные
целым рядом политических, экономических
и социокультурных факторов, весьма
сложными и противоречивыми. Тем
не менее формирование новой российской
национально-цивилизационной
3. Модернизация, идентичность и представления об “особом пути”
Модернизация
предполагает существенное изменение
идентичности (идентичностей) и сама
основана на этом изменении. Более того,
одна из основных проблем модернизации
- это проблема изменения прежней
и формирования новой идентичности.
По словам В.Г.Федотовой, “процесс модернизации
можно рассматривать как
В
то же время в условиях переходного,
модернизирующегося общества, особенно
в критические периоды
Результирующая
роль этих представлений в процессе
модернизации, по-видимому, определяется
прежде всего тем, сумеет ли данное
общество миновать критическую фазу
модернизации и решить основные свои
проблемы без скатывания в изоляционизм
и агрессию по отношению к другим
обществам и государствам. Если общество
способно эволюционно и без существенных
провалов пройти критический этап модернизации,
то представления об “особом пути”
ему не помешают, а напротив, могут
стимулировать поиск новых
Если
же общество по каким-то причинам оказывается
не способным сделать решающий шаг
по пути модернизации, представления
об “особом пути” могут
В
настоящее время, согласно социологическим
опросам, большинство россиян (около
двух третей) так или иначе поддерживают
идею “особого пути” развития России
в современном мире. В то же время
понимание этого “особого пути”
у различных людей различно, а
у многих российских граждан оно
является весьма аморфным и неопределенным.
Нередко в этих представлениях трезвое
понимание необходимости
Так или иначе, с широким распространением представлений о необходимости “особого пути” развития России придется считаться любому политику, реально претендующему на власть.
Устойчивое
широкое распространение в современном
российском обществе представлений об
“особом пути” развития России, не является
случайным. Оно служит важным симптомом
поисков российским обществом новой национально-цивилизационной
идентичности, а также неудовлет-воренности
многих россиян ходом политического, экономического,
социаль-ного и культурного развития страны.
Несмотря на то, что подобные представления
в целом не решают проблемы обретения
новой национально-цивилизационной идентичности
и часто носят противоречивый и аморфный
характер, они являются фактом массового
сознания, с которым следует считаться
и который необходимо исследовать. Важно
понять истоки этих представлений и возможные
пути их трансформации в ходе модернизационного
развития России.
Список используемой литературы
1. Водичев Е. Россия и объединенная Европа: социокультурные вызовы европейской интеграции. // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. - М., ЛОГОС, 2003
2. Гудков Л. К проблеме негативной идентификации // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2006, № 5
3. Кульпин Э.С. Путь России. - М., ЭКСМО, 2005
Паин Э. Проблемы самоидентификации россиян: со страной, с регионом, с этнической общностью. // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. - М., ПРИОР, 2003
4. Федотова В.Г. Модернизация и глобализация // Мегатренды мирового развития. - М., Дело, 2001
5. Хантингтон
С. Столкновение цивилизаций? // Политические
исследования, 2004, № 1,