Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:38, контрольная работа
Целью данной работы является анализ проблемы цивилизационной идентичности Российского государства и пути развития в современных условиях.
Введение………………………………………………………………….3 – 4
1. Россия и проблемы цивилизационной идентичности (славянофилы,
западники, евразийцы)………………………………………………….5 – 8
2. Национально-цивилизационной идентичность: специфика России…..9 – 13
3. Модернизация, идентичность и представления об “особом пути”…14 – 15
Заключение………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………...17
Введение…………………………………………………………
1. Россия
и проблемы цивилизационной
западники, евразийцы)………………………………………………….
2. Национально-цивилизационной идентичность: специфика России…..9 – 13
3. Модернизация, идентичность и представления об “особом пути”…14 – 15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...17
Введение
Анализ проблемы цивилизационной идентичности в России в условиях проявления глобальных кризисных явлений, обусловлен как внутренними перестроечными явлениями, приведшими к разрушению базовых структур на экономическом, политическом и культурном уровне, так и общемировой ситуацией, связанной с нивелирующим воздействием глобализации и общемировым экономическим кризисом.
Цивилизационная и культурно-личностная идентичность взаимодопол-няют и развивают друг друга. Актуальной становится проблема их соответствия, их синхронного развития.
Исключительную актуальность приобретают проблемы цивилиза-ционной и культурно-личностной идентичности российских субъектов в международном аспекте. Будущее России немыслимо вне общемирового контекста.
Задача
заключается в том, чтобы достичь
взаимосогласия в широком социально-
Россия - органичная часть мира, российский народ - интегральная часть человечества. Однако Россия - это не только то, что «она есть на самом деле», но и то, как она выглядит в глазах других стран - соседних и отдаленных. С какими процессами она идентифицируется в оценках, которые дают ей не только политики, но и ученые, и общественные деятели, совокупность воззрений которых и составляет некое мировое общественное мнение? Как влияет это мнение и глобальная информационная среда на самоидентификацию российских субъектов? Это тоже актуальная проблема не только циви-лизационной, но и культурно-личностной идентичности.
Разработка
проблем цивилизационной и
Целью
данной работы является анализ проблемы
цивилизационной идентичности Российского
государства и пути развития
в современных условиях.
1. Россия и проблемы цивилизационной идентичности (славянофилы,
Славянофилы
отрицали общую для современных
им стран закономерность общественного
развития и решительно противопоставляли
«самобытную» Россию государствам Западной
Европы. Они утверждали, что буржуазные
государства находятся в
Идеология
славянофилов была противоречива и
непоследовательна. Они не раз выступали
с осуждением крепостного права,
но эти выступления носили общий,
декларативный характер и рассчитаны
были на освобождение крепостных крестьян
исключительно путем
Против славянофилов решительно выступали «западники» - сторон-ники западноевропейского пути развития.
Западники были уверены, что Россия, подобно другим странам, должна перейти к буржуазному строю. Они являлись убежденными сторонниками отмены крепостного права, необходимости ограничения самодержавной власти и широкого использования достижений западноевропейской культуры. Признавая неминуемым развитие капитализма в России, западники приветствовали усиление влияния буржуазии в стране и считали неизбежным переход к капиталистической эксплуатации труда.
Мировоззрение западничества объективно отражало интересы нарождавшейся буржуазии и для того времени было прогрессивным.
При всем этом общественно-политические взгляды западников отличались классовой ограниченностью, свойственной буржуазным идеоло-гам. Западники признавали лишь реформистский путь перехода от феодального строя к капиталистическому и решительно отмежевывались от сторонников революционной борьбы. В их среде социалистические учения вызывали постоянную критику и осуждение. Для них была характерна также идеализация буржуазного строя.
Евразийство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента.
Возникшее в конце 20-х гг. двадцатого столетия в среде зарубежной русской интеллигенции культурологическое и геополитическое течение под названием "Евразийство" преследовало основную цель – полноту охвата и обозрения мировых событий и определения роли и места России в них как срединной державы между Европой и Азией. “Зародившееся в период между двумя мировыми войнами, евразийство предполагает существование между “Западом” и “Востоком” третьего континента — евразийского, имеется в виду органичное единство культур, рожденных в этой зоне встречи. Евразийство хочет узаконить Российскую империю, ее континентальное и азиатское измерение, дать России стойкую идентичность перед лицом Европы, предсказать ей славное будущее, выработать квазитоталитарную политическую идеологию и чисто “национальную” научную практику”.
Евразийство
отражает парадоксы русской
Евразийцы выдвигают тезис о том, что над Евразией веет дух "братства народов", имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различных рас. "Это "братство" выражается в том, что здесь нет противоположения "высших" и "низших", что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что легко просыпается воля к общему делу. Не только в межнациональных отношениях, но и во всех других сферах жизни люди должны ладить между собой. Народы всех рас и национальностей Евразии могут сближаться, примириться, соединиться друг с другом, образуя "единую симфонию", и тем самым добиваться большего успеха, нежели при разъединении и противоборстве между собой.
На наш взгляд, следует согласиться с тем, что критическое отношение к Западу и западникам объясняется реакцией на западный экспансионизм, граничащий с насилием по отношению к России, на одностороннее навязывание России прозападного курса, диктата, учиненного западниками, начиная с Петра I – "большевика на троне". Негативное отношение к западникам, однако, не означало отказа от сотрудничества с Западом. Не отказаться, не отворачиваться от Запада, а сотрудничать и даже идти по западному цивилизационному пути, но оставаясь Россией, сохраняя отличную от Запада восточную, византийскую православную религию и культуру России.
В
соотношении западной цивилизации
и русской культуры необходима защита
русской культуры от экспансии западной
цивилизации – таков был
2. Национально-цивилизационной идентичность: специфика России
В
условиях современной России национально-цивилизационная
составляющая идентичности приобретает
особое значение по сравнению с другими
ее составляющими. Очевидно, что без
отчетливой национальной или национально-
Этому способствовали два фактора: во-первых, жители Российской Федерации, еще в тот период, когда она была одной из 15 республик СССР, редко ассоциировали себя именно с Россией, считая своей родиной весь Советский Союз. Поэтому его распад болезненно переживался большинством россиян, привыкшим жить в большой стране. Во-вторых, общероссийская идентичность не рождалась в ходе национальных движений, как в других новых независимых государствах; напротив, националисты различных направлений препятствовали, в различной мере и в разных формах, развитию единой гражданской идентичности жителей России.
В
силу этого особое значение приобрело
цивилизационное измерение
После
1917 г. функции религии, хотя и в
своеобразной, превращенной форме, во
многом выполняла официальная
Вслед за распадом СССР неизбежно последовал и крах советской идентичности, которая на протяжении семи десятилетий определяла психо-логию и массовое сознание подавляющего большинства жителей России. В условиях постсоветской России с ее незавершенной модернизацией и несформированностью нации-государства проблема поиска новой - не чисто национальной и не чисто цивилизационной, а национально-цивилизационной идентичности вышла на первый план. Россия после распада СССР фактически оказалась вынужденной самоопределяться одновременно и как национально-государственное образование (Россия как новое государст-венное образование, как одно из государств СНГ), и как цивилизационно-культурное образование (Россия как ядро постсоветского экономического и культурно-цивилизационного пространства). Оба эти процесса протекают достаточно сложно, противоречиво и сопровождаются многочисленными политическими, социальными, этническими, культурными конфликтами как внутри самой России, так и за ее пределами.