Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:49, доклад
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),
3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина в своем многообразии, так как развитие культуры как целостности — необходимое условие ее существования.
Общая характеристика процессов формообразования в музыке XX века
XX век в
сознании современного
Во-первых, потому
что отсутствует временная
Необарокко, неоклассицизм, неоромантизм, элементы пракультуры, средневековая стилистика уживаются с крайним авангардом. Жанровая картина также разнопланова. Причем настолько, что приводит некоторых исследователей к крайнему предположению об отмирании жанра как категории. Ощущая недостаточность традиционной теории жанра, исследователи предлагают новые системы классификации. Приведем одну из них (она принадлежит Дауноравичени (?)). Автор делит все жанры на 3 группы:
Моножанры – жанровые типы старой традиции.
Полижанры – сочинения, в которых совмещаются признаки разных жанров (14-я симфония Шостаковича = вокальный цикл + симфония).
Либрожанры – новые жанровые типы (Кутавичус – «Маленький спектакль для актрисы, 2-х скрипок и двух ф-но»; Келлер – «Сцена для двух ударников»)
Общий взгляд на форму также выявляет многоплановость процесса. 3 основные тенденции – традиционная (1), ретроспективная (2) и авангардная(3).
Свойственна многим композиторам XX века (Шостакович, Прокофьев, Свиридов). В их сочинения разнообразно и полноценно претворены принципы формообразования и структуры классического типа.
Опирается на особый интерес художников XX века к музыкальной культуре прошлых эпох. Возрождение многих жанров старинной музыки повлекло и возрождение свойственных им принципов построения формы. Стоит назвать Шнитке – реквием, мотеты, concerto grosso, мадригал, старинная сюита.
XX век –
век развития новых техник
музыкального письма (додекафония,
серийность, алеаторика), не имеющих
аналогов в предшествующих
АРХИТЕКТУРА
Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво.
Модерн как
стиль появился в конце XIX в. Его
суть — в противопоставлении старой
архитектуре новой, оригинальной и
по-своему логичной архитектурной формы.
Модерн явился средством преодоления
эклектизма и преследовал цель создания
современного, нового, универсального
синтетического стиля. Архитекторы
модерна при формировании планов
и композиций зданий смело шли
на применение ассиметричных решений
в группировке объемов и
Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.
Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт.
Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать» архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой.
Мировая война
приостановила развитие модерна, но
технический уровень
Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре.
Одно из главных достижений архитектуры этого времени — попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.
Широкую известность и руководящее положение в архитектуре в эти годы приобретает Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:
1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют первый этаж);
2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада),
3 Свободное
оформление плана (свайная
4. Удлиненное
окно (вследствие каркасной
5. Свободное
оформление фасада (каркас дает
возможность распределять окна
«без прямого отношения к
В своей книге «Урбанизм» он предложил проект идеального многонаселенного города с деловой частью, индустриальной зоной и зоной садов. Именно ему принадлежит идея домов-небоскребов.
Небоскребы раннего периода обладали чертами ретроспек-тивизма, но со временем их облик приобрел черты геометризации, конструктивизма, а потом приблизился и к ультралаконичному.
Кроме Ле Корбюзье и Ф. Райтта крупнейшими архитекторами были К. Мельников, О. Нимейер, В. Гропиус, осуществившие многие оригинальные проекты.
Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось подлозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые направления предыдущих лет, как универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.
В СССР в послевоенное
время в архитектуре