Культура 20 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:49, доклад

Описание работы

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),
3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Работа содержит 1 файл

XX столетие.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к  себе подобным, но при этом она едина  в своем многообразии, так как  развитие культуры как целостности  — необходимое условие ее существования.

 

Общая характеристика процессов формообразования в музыке XX века

XX век в  сознании современного человека  занимает особое место.

Во-первых, потому что отсутствует временная дистанция, с которой отчетливо виден  «ландшафт» столетия, позволяющий дать верную оценку музыкально-культурным явлениям. Во-вторых, потому что XX век (по сравнению с предшествующими  столетиями) отличается множественностью стилевых явлений.

Необарокко, неоклассицизм, неоромантизм, элементы пракультуры, средневековая стилистика уживаются с крайним авангардом. Жанровая картина также разнопланова. Причем настолько, что приводит некоторых исследователей к крайнему предположению об отмирании жанра как категории. Ощущая недостаточность традиционной теории жанра, исследователи предлагают новые системы классификации. Приведем одну из них (она принадлежит Дауноравичени (?)). Автор делит все жанры на 3 группы:

Моножанры – жанровые типы старой традиции.

Полижанры – сочинения, в которых совмещаются признаки разных жанров (14-я симфония Шостаковича = вокальный цикл + симфония).

Либрожанры – новые жанровые типы (Кутавичус – «Маленький спектакль для актрисы, 2-х скрипок и двух ф-но»; Келлер – «Сцена для двух ударников»)

Общий взгляд на форму также выявляет многоплановость  процесса. 3 основные тенденции –  традиционная (1), ретроспективная (2) и  авангардная(3).

Свойственна многим композиторам XX века (Шостакович, Прокофьев, Свиридов). В их сочинения разнообразно и полноценно претворены принципы формообразования и структуры классического типа.

Опирается на особый интерес художников XX века к  музыкальной культуре прошлых эпох. Возрождение многих жанров старинной  музыки повлекло и возрождение свойственных им принципов построения формы. Стоит  назвать Шнитке – реквием, мотеты, concerto grosso, мадригал, старинная сюита.

XX век –  век развития новых техник  музыкального письма (додекафония,  серийность, алеаторика), не имеющих  аналогов в предшествующих традициях.  В русле авангардной традиции  складываются новые типы форм: динамические формы, сериальные  формы, кребсовые формы и др.

АРХИТЕКТУРА

 

Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.

 

Архитектуру XX в. характеризуют не только новые  строительные технологии, но и новые  строительные материалы и конструкции  их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво.

Модерн как  стиль появился в конце XIX в. Его  суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и  по-своему логичной архитектурной формы. Модерн явился средством преодоления  эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля. Архитекторы  модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли  на применение ассиметричных решений  в группировке объемов и архитектурных  деталей. Применялись манерные, абстрактные  и растительные мотивы, среди которых  отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более логичным, простым и четким конструкциям. Модерн периода декаданса переходит в свою позднюю стадию. Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, выявлению назначения здания и особенностей стройматериалов. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.

Патент на выработку железобетонных изделий  был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.

Наиболее  известными архитекторами, работавшими  в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт.

Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру  как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать»  архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой.

Мировая война  приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры  продолжал повышаться.

Подъем строительства  начался с 1924 г., когда в капиталистических  странах начался период относительной  экономической стабилизации. Новая  архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре.

Одно из главных  достижений архитектуры этого времени  — попытки решения проблемы «минимального  жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом  буржуазной квартиры, что не могло  не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.

Широкую известность  и руководящее положение в  архитектуре в эти годы приобретает  Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:

1. Столбы (здание  на столбах, которые заменяют  первый этаж);

2. Плоская  крыша (с использованием ее  в качестве сада),

3 Свободное  оформление плана (свайная каркасная  система, доходящая до крыши,  что дает возможность располагать  внутренние стена в любых местах);

4. Удлиненное  окно (вследствие каркасной конструкции  горизонтальные ленточные окна  могут располагаться по всему  фасаду),

5. Свободное  оформление фасада (каркас дает  возможность распределять окна  «без прямого отношения к внутреннему  членению здания»).

В своей книге  «Урбанизм» он предложил проект идеального многонаселенного города с деловой  частью, индустриальной зоной и зоной  садов. Именно ему принадлежит идея домов-небоскребов.

Небоскребы  раннего периода обладали чертами  ретроспек-тивизма, но со временем их облик приобрел черты геометризации, конструктивизма, а потом приблизился и к ультралаконичному.

Кроме Ле Корбюзье и Ф. Райтта крупнейшими архитекторами были К. Мельников, О. Нимейер, В. Гропиус, осуществившие многие оригинальные проекты.

Развитие  архитектуры в послевоенное время  осуществлялось подлозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые направления предыдущих лет, как универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.

В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема — проблема обеспечения жителей жильем, общественными  зданиями, учреждениями культуры в  быстрорастущих городах и строительство  новых городов. Ускорение в решении  этих задач привело к стандартизации, однообразию в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов (типовые застройки) не только в СССР, но и в европейских  странах социалистического блока.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура 20 век