Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:20, контрольная работа
ХХ век - эпоха, где страх, отчаяние, ужас, неуверенность в завтрашнем дне, переживание бесцельности бытия не отклонения от нормы, а привычное до обыденности состояние человека. Такое мироощущение свидетельствует о первом признаке культурного кризиса. Внутреннее самоощущение человека наиболее очевидный критерий состояния культуры. В стабильную эпоху мир прозрачен, люди инертны, они имеют готовую картину мира и избавлены от бремени ее осмысления. В период же кризиса человек, растерян, не знает, на что ему опереться. Былые ценности теряют актуальность, путь к новым ценностям тернист и долог. Кризис - это время острого ощущения человеком своей неабсолютности, нецельности, неподлинности. Это время тоски и отчаяния.
I.Введение………………………………………………………..…………3
II.Основная часть…………………………………………………………4
1.Источники кризиса современной западноевропейской культуры..….4
2.Рационализм как причина кризиса западноевропейской
культуры ……………………………………………………………..…..6
3.Особенности кризиса западноевропейской культуры ……………......9
III.Заключение……………………………………….……………..……15
IY.Литература…………………………………………..……………….15
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по
дисциплине: «Культурология»
Вариант
№ 1
Тема:
«Кризис современной
Выполнил:
Студент 1 курса
за
1 семестр
Содержание
I.Введение……………………………………………
II.Основная часть…………………………………………………………4
1.Источники кризиса современной западноевропейской культуры..….4
2.Рационализм как причина кризиса западноевропейской
культуры ……………………………………………………………..…..6
3.Особенности кризиса западноевропейской культуры ……………......9
III.Заключение…………………………………
IY.Литература………………………………………….
I.Введение
ХХ век - эпоха, где страх, отчаяние, ужас, неуверенность в завтрашнем дне, переживание бесцельности бытия не отклонения от нормы, а привычное до обыденности состояние человека. Такое мироощущение свидетельствует о первом признаке культурного кризиса. Внутреннее самоощущение человека наиболее очевидный критерий состояния культуры. В стабильную эпоху мир прозрачен, люди инертны, они имеют готовую картину мира и избавлены от бремени ее осмысления. В период же кризиса человек, растерян, не знает, на что ему опереться. Былые ценности теряют актуальность, путь к новым ценностям тернист и долог. Кризис - это время острого ощущения человеком своей неабсолютности, нецельности, неподлинности. Это время тоски и отчаяния.
Так или иначе, очевидно, что в конце XX
века общество Западной Европы вошло
в полосу кризиса. В этом же состоянии
оказались все народы и культуры, в той
мере, в какой они усвоили ценности европеизма,
а это – все человечество. И Китай, и Япония,
и Индия, и страны Арабского мира, и, тем
более, Россия, исторически связанная
с цивилизацией Запада теснее всех, сегодня
вовлечены в общий процесс всемирного
культурного переворота, в основе которого
находится кризис европейской культуры.
Таким образом, европейский кризис имеет
глобальный масштаб и является всеобщим.
II.Основная часть
1.Источники кризиса современной западноевропейской культуры.
В западной философии тема кризиса культуры возникает во втором десятилетии ХХ века. Хотя недовольство различными аспектами культуры мы встречаем в сочинениях Ж.-Ж. Руссо и романтиков, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, по-настоящему актуализировала эту проблему первая мировая война. Бессмысленная, беспрецедентная по количеству разрушений и жертв, ничтожная по своим результатам, война обнажила негативные последствия социального прогресса, идущего исключительно по пути развития позитивной науки.
Никогда прежде достижения науки и техники не использовались в таких масштабах для целей заведомо аморальных: для уничтожения человека человеком. Авторитет науки, вера в этическую ценность научного разума, в гуманизм пошатнулись. Сомнительным оказалось все то, что еще недавно служило основой оптимистического мировосприятия западного человека.
Источниками кризиса современной европейской культуры П.А. Сорокин увидел в нарастании утилитаризма, власть денег, моральном нигилизме и господстве насилия. В своей теории «циклической флуктуации» он выделяет три типа социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга в ходе истории:
Современное
состояние культуры, по мнению Сорокина,
ни в коем случае не влечет за собой
ее гибель: она продолжает существование
в форме другой культуры, отличительной
чертой которой будет возвращение
к духовным ценностям, вере и самоотречению,
то есть к идеационности. Выход из кризиса
видится ему в религиозно-нравственном
возрождении общества, которое должно
пройти через муки страданий к возрождению
на основе принципа альтруистической
любви. Новая интегральная культура поможет
человечеству вступить в новую творческую
эру.
2.Рационализм как причина кризиса западноевропейской культуры
Исходя из мнения, что, в конечном счете, именно человеческий разум является зародышевой формой культуры в сознании людей, многие исследователи склонны объяснять состояние Европы XIX-ХХ вв. кризисом лежащим в основе ее рационалистической установки.
Ф.Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»), прослеживая в ранние годы своего творчества истоки рационализма, олицетворенного для него в аполлонической культуре, обнаруживает в Древней Греции мыслителя, которому, по его мнению, человечество обязано всеми своими грядущими бедами. Он говорит о Сократе. «Зловещая» роль Сократа в становлении европейской культуры состоит, по мнению Ф.Ницше, в том, что тот научил людей размышлять без поступка, во имя самого размышления, превратившегося в самоцель. В конечном итоге именно это привело к отрыву теоретической жизни от практической и к утрате человеком целостности бытия.
Э.Гуссерль («Кризис европейского человечества и философия») тоже обращается к Древней Греции как «духовной родине европейской культуры». Именно здесь в VI - VII вв. до н.э. в результате распада религиозно-мифологического сознания, возник новый тип отношения индивида к окружающему миру, который быстро развился в системную и замкнутую культурную форму. Эта форма, названная греками философией, и породила теории как особые способы представления реальности.
Отличие
«религиозно-мифологической»
Любопытство для Э.Гуссерля есть «выпадение из житейской серьезности», возникающее, когда насущные нужды людей уже удовлетворены. Избавленный от нужды человек отдает предпочтение чистой теории, он становится отстраненным наблюдателем мира, а его разум вытесняется рассудительностью.
Э.Гуссерль усматривает изначальные основания Европы в западной философии, с ее принципиальной установкой на теорию. В западной мысли отныне осуществляется универсальный жизненный интерес людей, а мысль это со всех точек зрения является нецелостной.
По Э.Гуссерлю, в процессе наблюдения мира, человек отличает представление о нем от реальности. У людей появляется новая идея универсальной и единой для всех «истины самой по себе». Такая истина, утверждаемая в статусе высшей и абсолютной ценности, ведет к коренному изменению практики. Отныне человек должен черпать свои знания, нормы, ценности, смыслы не из опыта жизни, а из объективной истины.
Со
временем философия разветвляется
на бесчисленные частные науки, к
которым и переходят все
В эпоху Нового времени наука в принципе исключает вопросы о смысле или бессмысленности человеческого существования. Она полностью игнорирует жизненно важную для людей экзистенциальную проблематику и стремится подменить собою духовность и нравственность. Наука становится господствующей формой и мышления, и поведения, и практики, и всей жизни.
Однако претензии науки на истинность ее знаний уже в XIX веке обнаруживают свою относительность и ограниченность. Выясняется, что истин много, и они нередко исключают друг друга, что истина не универсальна, что в рамках различных научных парадигм истины различны. Созданная односторонне рассудочным, «сбившимся с пути» рационализмом, теоретическая картина мира более не удовлетворяет человека и порождает кризисные явления в культуре.
Односторонность науки и разума Нового времени, а следовательно, и суть кризиса европейского человечества Э.Гуссерль видит в том, что оно оказалось в тупике объективизма и детерминированности внешними условиями, в ситуации отчуждения. Объективизм затмил истинный смысл рационализма, - заключил Э.Гуссерль. Дальнейшие перспективы культуры представляются ему так: либо закат Европы, либо возрождение целостного разума, который способен преодолеть позитивизм и натурализм.
За
Э.Гуссерлем последовали Т.Адорно и М.Хоркхаймер.
В своей работе «Диалектика Просвещения»
они также в качестве главного виновника
человеческих бед называют европейский
разум, полагая, что люди используют его,
главным образом, с целью усиления своей
власти над природой. Они замечают, что
это - кажущаяся власть. На самом же деле,
мы сегодня господствуем над природой
только в нашем мнении, а в действительности
- порабощены ею. Усиление своей власти
люди оплачивают ценой отчуждения от всего
того, на что их власть распространяется.
В отличие от Э.Гуссерля, полагавшего,
что современный ему кризис вызван «неправильным»
рационализмом и может быть преодолен,
Т.Адорно и М.Хоркхаймер утверждают, что
любая рационализация является «грехопадением»
человека и ведет его к отчуждению.
3.Особенности кризиса западноевропейской культуры
Под давлением рационализма меняется отношение человека к природе. Природа становится чуждой, она не пронизана более мифологическими взглядами и не наполнена смыслом.
Античный космос воспринимался человеком как упорядоченное выражение первосущностей, первопринципов, чей порядок сродни порядку внутри разума. Если уподобить античный космос дому, то можно сказать, что дом этот весьма прочен и понятен жильцам. История имеет Начало и Конец, у нее есть четкий порядок. В Новое время картина мира утрачивает подобную ясность и определенность.
Специфической особенностью западноевропейской культуры Нового времени является гносеологизм. Природа выступает лишь объектом изучения и преобразования, а человек - изучающим и переделывающим ее субъектом. Более никаких качеств ни природа, ни человек не имеют.
По
мере продвижения человечества по пути
познания менялось восприятие мира, менялся
и сам мир. Он перестал быть замкнутым
и обжитым, вместо этого он становится
открытым, бесконечным и полным неизвестности.
Земля отныне не центр для мира
и даже не песчинка мироздания, а
частичка столь мизерная, что трудно
подобрать слова для выражения
ее ничтожности перед лицом
Информация о работе Кризис современной западноевропейской культуры