Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Поняв идеологическую значимость религии для укрепления княжеской власти, Владимир Святославич в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. Был создан единый пантеон богов, первенство, в иерархии которого было отдано Перуну (в эти времена он почитался как княжеско-дружинный бог войны). Но постепенно складывающийся в древнерусском государстве феодальный строй нуждался в идеологии, которая оправдала бы социальное расслоение общества. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособившаяся к его оправданию.

Содержание

Введение 3
1.Историческое значение крещения Руси 5
1.1. Крещение Ольги 5
1.2. Крещение Владимира 6
2.Массовое крещение восточных славян10
2.1. Роль Кирилла и Мефодия в распространении Христианства на Руси. 15
Заключение 18
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Крещение Руси.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Куда большее  сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались  против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев  было настороженное отношение к  распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

В сельской местности  сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.6

Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий  и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.

Одной из проблем  после формального (насильственного) было просвещение подданных в  христианском духе. Эту задачу выполняли  священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой  еще в IX в. приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому.

Владимир столь  сильно уверовал, что пытался воплотить  христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; раздача питания не имущим.

Время Владимира  нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:

1. Приобщение  славяно-финского мира к ценностям христианства.

2. Создание условий  для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-Европейской равнины  с другими христианскими племенами  и народностями.

3. Русь была  признана как христианское государство,  что определило более высокий  уровень отношений с европейскими странами и народами.

Непосредственным  следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской  земле, было, разумеется, построение церквей. Владимир тотчас после крещения велит  строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам. Здесь возникают два вопроса, – по каким городам и областям, и в какой мере было распространено христианство при Владимире, и потом – откуда явились при церквях священнослужители?7 Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру до северного конца этого пути – Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всей вероятности, водным путем проповедники отправились к востоку, до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году; в 991 году он умер. Легко представить, как смерть его должна была опечалить Владимира в его новом положении; князя едва могли утешить другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царьграда новый митрополит – Леон; с помощью поставленного им в Новгороде епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь было сокрушено окончательно. Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение»; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием; Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставил их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, т.е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Принятие христианства способствовало широкому распространению  на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с  греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской  властью в целях освещения  феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр, скоморошество, подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры.

По поводу принятия христианства на Древней Руси можно  сказать однозначно только одно: она  стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных  славян.

  • 2.1.РОЛЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.

 

Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей - Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу - новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из Моравии и Чехии попала на Русь. Разумеется, давно принято именовать братьев «православными византийского обряда»...

Однако все  было несколько иначе. Во-первых, по логике азбуку следовало бы именовать  не кириллицей, а константиницей - потому что брат Мефодия именовался как  раз Константином, а имя Кирилл принял незадолго до смерти, уйдя в монастырь. К тому времени новая славянская азбука давно была им совокупно с братом составлена...

Во-вторых, вся  жизнь и деятельность братьев  свидетельствуют о том, что они  в первую очередь были посланцами Рима.

Сначала Константин и Мефодий и в самом деле жили в Константинополе - и были пока что не священниками, а учеными книжниками-мирянами. В 862 г. князь Ростислав, правивший Великой Моравией, прибыл к византийскому императору Михаилу и поведал ему, что Моравия отреклась от язычества, стала соблюдать христианский закон, но не имеет учителей, которые проповедовали бы христианскую веру на славянском языке.

Тогда-то император  и поручил ученым братьям ответственную  миссию. Составив новую азбуку, Константин с Мефодием прибыли в Моравию и более трех с половиной лет проповедовали там христианство, распространяя Священное Писание, начертанное той самой кириллицей. После чего намеревались вернуться в Константинополь... но, встретив в Венеции папского гонца, приглашавшего их в Рим, последовали за ним. Именно в Риме папа Адриан II рукоположил братьев в сан священников! Сохранилось письмо папы моравским князьям Ростиславу, Святотополку и Коцелу, где, в частности, говорится: «Мы же, втройне испытав радость, положили послать сына нашего Мефодия, рукоположив его и с учениками, в Ваши земли, дабы учили они Вас, как Вы просили, переложив Писание на Ваш язык, и совершали бы полные обряды церковные, и святую литургию, сиречь службу Божью, и крещение, начатое Божьей милостью философом Константином».

  •  

    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В эпоху раннего  средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой  культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным, наиболее сильным  и наиболее экономически развитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние было определяющим на достаточно большом отрезке русской истории.

    С глубокой древности  славяне торговали с Византией, используя великий водный путь волхвов - Днепр - так называемый «из варяг  в греки». Вывозили мёд, меха, воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а с появлением письменности - и книги. На этом пути возникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русские князья совершали военные походы на Царьград (Константинополь), которые заканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в  941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной    военной помощи. Сын Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.

     Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство.

     

     

     

     

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Карамзин Н.М.  «Предания веков», М., «Правда», 1988г.

     

    2. Карташев А.В.  «Очерки по истории русской  церкви», М., «Наука», 

        1991г.

     

            3. «Крещение Руси»: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.

     

    4. «Русская Православная  Церковь 988-1988» Издание Московской  Патриархии, 1988 г.

     

            5.  Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.

     

            6. Чернокозов А.И. «История мировой культуры», М, 1997 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1   Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.

    2  Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви», М., «Наука», 1991г.

    3  Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви», М., «Наука», 1991г.

    4  «Крещение Руси»: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.

    5  «Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988 г.

    6  Карамзин Н.М. «Предания веков», М., «Правда», 1988г.

    7          * Чернокозов А.И. «История мировой культуры», м,, 1997 г.



    Информация о работе Крещение Руси