Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:23, реферат
Костюм раскрывает нам психологию людей прошлого и настоящего, порой приоткрывает завесу будущего. Одежда может многое рассказать о внутреннем мире человека, позволяет подчеркнуть свою индивидуальность и показать собственное «Я».
Духовный мир «маленького человека» скуден, ничем не примечателен. Такое душевное состояние выражается в манере чиновника одеваться: «Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка».
Башмачкин – рационалист. Ему не нужно было ничего сверх того, что он имел. За это Акакий Акакиевич стал предметом насмешек своих сослуживцев.
Его стремление остаться незамеченным и продолжать свою работу приводит к тому, что герой перестаёт обращать внимания на окружающий мир и замыкается в себе. Он ходит в той одежде, к которой давно привык – в своей старенькой потрёпанной шинели: «Рассмотрев хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трёх местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истёрлось, что сквозило, и подкладка расползлась. Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновников; от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли её капотом. В самом деле, она имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей её. Подтачивание не показывало искусство портного и выходило, точно, мешковато и некрасиво».
Слова портного: «Нет, нельзя поправить: худой гардероб!» - звучат для чиновника как приговор.
Когда же Башмачник находит средства для пошива новой шинели, он преображается духовно: «Но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какоё-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу… Он сделался как-то живее, даже твёрже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, всё колеблющиеся и неопределённые черты. Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться». Башмачкин с нетерпением ждал того момента, когда сможет надеть новый вицмундир: «Это было… трудно сказать в который именно день, но, вероятно, в день самый торжественный в жизни Акакия Акакиевича, когда Петрович принёс наконец шинель».
В новом наряде чиновник чувствует себя увереннее. К нему меняется отношение коллег по работе и он впервые приглашён на чай к своему сослуживцу. Всё это так необычно для «маленького человека»: «Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник». Его внутренний мир расцветает и становится богаче и интереснее. У Башмачкина даже появляется желание показать себя, пройтись вечером по улицам Петербурга.
Но после того, как новая шинель была украдена, чиновник снова теряет веру в себя, замыкается в своём мирке. Он безрезультатно пытается отыскать принадлежавшую ему вещь, но никто не хочет ему помогать в поисках.
Когда же в приёмной у частного героя не захотели принять, «Акакий Акакиевич раз в жизни захотел показать характер и сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого частного, что они не смеют его не допустить, что он пришёл из департамента за казённым делом, а что вот как он на них пожалуется, так вот тогда они увидят». Впервые проявив себя таким образом, Башмачкину удаётся добиться встречи с частным. Но из «маленького человека» вряд ли когда-нибудь вырастет что-то большее. Ему отказывают в помощи, а он не пытается бороться; ведь чиновник не только унижен по социальному положению, главное, что принижена его душа. После скитаний по значительным лицам герой вовсе теряет интерес к жизни, ведь именно новая шинель была светлым пятном в его существовании.
Даже на смертном одре бедный чиновник не смог отвлечься от своей потери, все мысли его были обращены к пошитому вицмундиру и к тому значительному лицу, что не захотел ему помогать.
Так и остался он непонятым, забытым и никому не нужным.
Но Гоголь не случайно «оживляет» Башмачкина: его призрак становится молчаливым укором всем тем, кто нанёс этому «маленькому человеку» такую душевную травму.
Ему так мало нужно было в жизни, он ничего ни от кого не требовал. Всего одна вещь смогла преобразить его как внешне, так и духовно. И этой вещью была новенькая шинель.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутренний мир человека полон тайн и загадок. О чём-то мы открыто говорим, а что-то так и остаётся несказанным и теряется в глубинах нашей души. Люди придумали тысячи способов отразить свои эмоции. Это и мимика, и жесты, и даже одежда.
Рассмотрев двух таких непохожих героев литературы 19 века, обнаружилось, что, используя различные предметы одежды, они выражали своё эмоциональное состояние. Только каждый делал это по-своему.
Герой романа А.С.Пушкина Евгений скрывал за своим безупречным видом некоторую слабость и своё несчастье. Модное платье было каким-то выдуманным обликом, оболочкой, за которой прятался совершенно другой человек. Онегин зависим от чужого мнения, и чувствует себя одиноким. Даже в светском обществе среди блеска, мишуры и множества людей он не чувствует своей принадлежности к этому миру. Одеваясь по моде, Евгений восполняет пустое место в общении, так как к молодому франту приковано всё внимание женщин. Ему нравится быть в центре внимания.
Герою хочется выделиться из этой массы народа, и он не находит лучшего выхода, как представить себя в лучшем виде, в красивом наряде. Так он говорит: «Я должен быть лучше».
Но, несмотря на вышеперечисленное, Евгений Онегин отнюдь не безобидная личность. В нём кроется эгоизм и циничность. Понесколько часов в день пушкинский герой проводит перед зеркалом, не один раз меняет костюм. Это говорит о повышенном внимании к своей персоне.
Герой романа наделён сложным и противоречивым характером, поэтому его внутренний мир нельзя поместить в какие-то рамки. А разнообразный гардероб Онегина служит маской для его переменчивой души.
Для Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В.Гоголя «Шинель» внешний вид вовсе не важен. И если бы не крайние обстоятельства, так бы и ходил чиновник в своём старом вицмундире. Но острая необходимость в новой одежде сначала пугает, а потом завораживает героя повести. Великолепные картины рисует воображение Башмачкина. Так обыкновенная шинель становится мечтой. И как же мало нужно человеку для счастья!
До пошива нового вицмундира Акакий
Акакиевич жил в своём
Мечта стала реальностью – герой получил новую шинель. Мы видим, как преобразился герой: его внутренний мир приобретает краски. С Башмачкиным хотят общаться, и он сам участвует в беседах и даже приходит в гости к сослуживцу. И не известно, каким бы был герой, если бы шинель не украли.
Вначале может показаться, что Акакий Акакиевич после кражи ещё больше раскроет свою душу. Но нет. Он не борется, опускает руки.
Для Акакия Акакиевича Башмачкина, человека разумного, неодушевлённый предмет – шинель – становится поэзией и смыслом жизни, а духовный мир «маленького человека» столь же мал, как и его осуществлённая мечта.
Выводы:
Можно сделать вывод о том, что использование А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем описание костюма позволяет им достичь следующих целей:
- раскрыть образ и внутренний мир героя
- добиться реалистичности
- создать свой идиостиль
Таким образом, мы видим, что с течением времени одежда постепенно утратила своё первоначальное предназначение. Сначала с её помощью люди спасались от холода и повреждений, затем она становится выражением достатка. А сейчас зачастую одежда – это средство самовыражения, раскрывающая наш духовный мир и личностные качества. Поэтому внешний вид является благотворной почвой для постижения психологии человека. Но не стоит забывать, что костюм для каждого значит что-то своё: для одних – средство показать себя с внешней стороны, для других с внутренней…
Каждый человек, создавая свой стиль, вкладывает в него частичку души, которая несёт в себе информацию о её обладателе.
Практическая значимость:
Материалы исследования могут найти применение:
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Приложение №2
Боливар - мужская шелковая широкая шляпа, формой несколько напоминавшая трубу, с загнутыми кверху полями, особенно модная в Париже и Петербурге в 20-х годах XIX века, названа в честь Симона Боливара, который носил подобный головной убор. Такая шляпа была принадлежностью либерально настроенной молодежи. По некоторым данным, Пушкин сам носил такую шляпу.
Брегет - элегантные карманные часы с боем мастерской парижского механика А. Л. Бреге. При нажатии на пружинку брегет отзванивал количество часов и минут в данный момент. Таким образом, время можно было узнавать, не открывая крышки, прикрывавшей циферблат. Мода на часы фирмы "Брегет" поддерживалась не только их точностью, но и тем, что Бреге никогда не производил двух одинаковых часов. Каждый образец был уникальным. Поведение Онегина в данном случае не совпадает с нормами дендизма.
Воротник – устаревшее название плаща
Галстук - самый востребованный мужской аксессуар, т.к. это практически единственный способ внести разнообразие в достаточно консервативную и однообразную мужскую одежду. По галстуку можно судить о характере, привычках и образе жизни владельца или получить представление о корпоративных традициях и ценностях.
Название «галстук» в русском языке произошло от немецкого Halstuch, что означает «шейный платок». Однако, свои истоки оно берёт от французского Cravate, что нашло отражение в украинском языке - «краватка». Французское же слово, вероятно, происходит от хорватского. Во время тридцатилетней войны французам понравилось, как хорватские всадники повязывали на шею платки. Рассказывают, что французы показывали на нашейные платки хорватам и спрашивали, «что это такое?». Хорваты думали, что их спрашивают, «кто ты такой?» и отвечали «хорват». Так появилось французское слово Cravate («галстук»). Из французского это слово перекочевало во многие европейские языки.
Сколько способов завязывания галстука вам известно? А сколько вы вообще могли бы себе представить? Исследователи из Кавендишской лаборатории в Кембридже Томас Финк и Юнг Мао изучили 85 вариантов галстучных узлов, десять из которых были признаны ими вполне пригодными для использования — остальные получаются слишком бесформенными и асимметричными. Причем все четыре основные на сегодняшний день галстучных узла: простой, «виндзор», «полувиндзор» и узел Пратта, — естественно, попали в десятку.
Dandy, франт. Ориентация русских щеголей на английский дендизм датируется началом 1810-х гг. Русский денди пушкинской эпохи проповедовал не утонченную вежливость, искусство салонной беседы и светского остроумия, а шокирующую небрежность и дерзость обращения. Слово "денди" появилось в английском языке в 1815 году. В русском языке в начале 1820-х гг. воспринималось как необычный неологизм. Пушкин трижды подчеркнул стилистическую отмеченность слова "денди" в русском языке как модного неологизма, дав его в английской транскрипции, курсивом и снабдив русским переводом, из чего следует, что отнюдь не каждому читателю оно было понятно без пояснений. Термин "дендизм" связан с именем Денди Бруммелла.
Имидж (от англ. Image - облик, образ)
Жабо – пристегивающийся кружевной воротник в виде оборки из ткани или кружев. Мужчины носили его с рубашкой вместо галстука.
Камзол - мужская одежда с длинными узкими рукавами, длинной до колен, позже стали носить камзол без рукавов, а затем его заменили жилетом.
Монокль – оптическое стекло в оправе для одного глаза, вставляемое в глазную впадину.
Панталоны - штаны, сужающиеся ниже колен. Впервые их увидели на герое итальянской народной комедии смешном Панталоне. Но тогда (в конце XVIII века) никто из “приличной” публики не последовал его примеру. Кроме моряков и бедняков да еще французских революционеров, все носили короткие штаны по колено - кюлоты. Дворянский запрет на панталоны отважился нарушить в начале XIX века... фельдмаршал и герцог Веллингтон, герой Европы, который во главе союзных войск нанес поражение Наполеону в битве при Ватерлоо. Как-то раз он явился в панталонах в свой аристократический клуб. Но у входа был остановлен привратником, не пожелавшим пропустить герцога в такой одежде: суровые правила английских клубов не допускают исключений даже для герцогов. И герой Ватерлоо, не солоно хлебавши, вернулся домой. Но панталонам все-таки не изменил, продолжал их носить, несмотря на косые взгляды и осуждение многих соотечественников. Известным людям принято подражать, и вскоре вся Европа натянула панталоны. Не осталась в стороне и Россия. Вот что писал друг Пушкина поэт князь Петр Вяземский: “Совершилась революция в мужском туалете... Введены в употребление и законно утверждены либеральные (то есть для свободных людей.- К.Б.) широкие панталоны... сверх сапог и при башмаках на балах... Приезжий Н.Н. явился в таких невыразимых на бал к М.Н. Корсаковой. Офросимов, заметя его, подбежал к нему и сказал: Что ты за штуку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцевать, а не на мачту лазить, а ты задумал нарядиться матросом”. Настолько дико тогда выглядел человек в панталонах... да еще на балу. Но прошло не так уж много времени, и “веллингтонам” (так в России поначалу переименовали панталоны) уже никто не удивлялся и не возмущался, как описанный Петром Вяземским Офросимов...
Информация о работе Костюм как средство выражения внутреннего мира героя в литературе XIX века