Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:23, реферат
Костюм раскрывает нам психологию людей прошлого и настоящего, порой приоткрывает завесу будущего. Одежда может многое рассказать о внутреннем мире человека, позволяет подчеркнуть свою индивидуальность и показать собственное «Я».
«Костюм как средство выражения
внутреннего мира героя
в литературе XIX века»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Костюм раскрывает нам психологию людей прошлого и настоящего, порой приоткрывает завесу будущего. Одежда может многое рассказать о внутреннем мире человека, позволяет подчеркнуть свою индивидуальность и показать собственное «Я».
Есть такое выражение – «
Что мы видим сегодня? Безупречный внешний вид политиков. С одной стороны, это обусловлено тем, что им непременно нужно предстать такими, какими их хотят видеть окружающие. А с другой стороны, немаловажную роль играет костюм, который выделяет сильные стороны личности политика, например: уверенность, компетентность. В помощь политическим деятелям была создана специальная наука, занимающаяся разработкой их имиджа (от английского image – облик).
Но манера одеваться зависит не только от положения в обществе. Одежда отражает состояние души человека, его восприятие действительности. Недаром при встрече с незнакомым человеком мы обращаем внимание на его внешний вид и сразу вспоминаем пословицу: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Уже с первых минут знакомства можно почерпнуть информацию о собеседнике. Например, небрежность в одежде говорит о рассеянности или мечтательности того, кто её носит. А вот строгость и предельная аккуратность говорит о некоторой консервативности обладателя такого костюма. Но обратимся к художественной литературе.
Жизнь и быт дворян первой половины 19 века описаны не только историками, но и писателями. Литература – благодатный материал для рассмотрения личности. Мир литературных героев – прекрасный мир «очарованных странников», где, наблюдая за вымышленными героями, мы учимся постигать себя и лучше понимать других.
Предмет исследования:
выражение внутреннего мира героя художественной литературы 19 века через костюм
Объект исследования:
внутренний мир героя «золотого» века русской литературы
Цели и задачи исследования:
Актуальность исследования
состоит в том, что, изучая внутренний мир героев, мы учимся показывать собственное «Я», подчеркивать свою индивидуальность, обогащаем словарный запас, повышаем речевую культуру, расширяем познание окружающей действительности, что способствует более глубокому проникновению в художественный мир Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина.
Материал исследования:
Методы исследования:
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Как dandy лондонский одет.
В 18 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, на которых равнялось всё дворянство. Под влиянием царского двора с каждым годом росли роскошь и пышность модного платья. Часто гардероб составлял весь капитал придворного щёголя.
До 60-х годов 18 века дворяне жили в столицах – Москве и Петербурге, а в 1762 году, после издания Манифеста о вольности дворянства, стали селиться в провинции, в своих усадьбах. Так дворянская мода распространилась по всей России.
На протяжении 19 века мужскую моду
диктует преимущественно
Всё, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Всё. Что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Понятие дендизма связано с именем законодателя английской моды лорда Бруммеля, диктовавшего нормы поведения и стиль одежды. Бруммелю подражала «золотая молодёжь» всей Европы.
Теперь, чтобы быть модным, нужно не богатство костюма, а элегантность и разнообразие. На неделю денди по самым скромным подсчётам следует иметь 20 рубашек, 24 платка, не говоря уж об обуви.
Как же одевались денди тех лет? Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротничком, жёстким и тугим (его даже в шутку называли «отцеубийца»), на шею повязывали галстук. Это немецкое слово переводится на русский как «шейный платок». Галстук действительно представлял собой платок или шарф, который завязывали бантом или узлом.
На смену камзолу пришёл короткий жилет. Он появился во Франции ещё в 17 веке и получил своё название по имени комического театрального персонажа Жиля, носившего его. В начале 19 века в моду вошли жилеты разнообразных форм и расцветок. Щеголи надевали до пяти жилетов сразу, причём нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего.
Поверх жилета носили фрак. Эта
одежда, по сей день не вышедшая из моды,
появилась в Англии в конце 18 века
и первоначально предназначалас
Жилет, фрак, панталоны – всё это были новые для русского человека предметы мужской одежды. Пушкин хорошо подметил это в «Евгении Онегине»:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
Домашней мужской одеждой был халат (шлафрок). В 18 – первой половине 19 века халат служил «парадным неглиже»: в нём можно было принимать гостей. Эта одежда присутствует и в гардеробе Онегина:
Халат и туфли предлагает
И подаёт ему бельё.
В пушкинское время самым распространённым мужским головным убором был цилиндр. Он появился в Англии в конце 18 века и позже не раз менял цвет, высоту и форму.
В 1820-е годы в моду вошла широкая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара, которому сочувствовала передовая Европа. Фасон шляпы с широкими полями, которую носил Боливар, получил распространение в Европе и считался свидетельством политического либерализма. Боливар носил и Пушкин, и его литературный герой Евгений Онегин:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
Отставные чиновники и военные носили форменные фуражки или картузы.
В начале 19 века в моду вошли «стёкла» - очки, монокли, лорнеты. Ими стали пользоваться даже люди с хорошим зрением. Притворная близорукость стала признаком щегольства. Пушкинский Онегин тоже не изменял моде:
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
Дополнением к мужскому костюму служили часы на цепочке или на шёлковом шнурке, которые крепились к специальному карману на жилете. Богатые люди предпочитали часы с музыкой, игравшие каждый час короткую мелодию. В пушкинские времена пользовались брегетами, названными по имени их конструктора, французского механика Брегета. Такие часы имелись и у Евгения:
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Вместе с модой на одежду менялись и причёски. На смену парикам приходят красиво уложенные короткие завитые волосы. Причёски того времени следовали античным образцам, известным по скульптурным изображениям римских императоров, поэтому нередко носили их имена: «титус», «каракалла». Ценился естественный цвет; волосы расчёсывали на пробор. Евгений Онегин тоже был «острижен по последней моде».
Дворяне по-прежнему не носили бород, чиновникам и студентам это попросту запрещалось, офицерам позволяли отращивать усы. Зато в моду вошли бакенбарды.
Пушкин представляет Онегина светским человеком и рисует его портрет так:
Вот мой Евгений на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринуждённо;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умён и очень мил.
Главный герой романа «Евгений Онегин» чувствовал себя уверенно в обществе. Он искал в себе превосходство над другими; одевался по последней моде, чтобы выделиться. Но немаловажно для него было и общественное мнение:
Быть может дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере…
Однако это отчасти
Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина и наложили отпечаток на его внутренний мир. Из Евгения вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимания на чувства, интересы, страдания других людей, способный с лёгкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Онегин и по взглядам и по требованиям к жизни стоит несравненно выше не только своих деревенских соседей-помещиков, но и представителей петербургского высшего света. С другой стороны, пушкинский герой – человек очень умный, тонкий и наблюдательный.
Манера одеваться соответствует его душевному состоянию. Любовь к красивой и модной одежде оправдывается эгоистичностью и чувством превосходства Евгения Онегина над другими. Богатство и роскошь – средства выражения его индивидуальности.
Хотя можно сделать и другой предположение: несмотря на то, что у Евгения были деньги, положение в обществе, и всё то, чего бы он не пожелал, он не был счастлив. Молодому человеку быстро наскучила светская жизнь:
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Позже он не находит себя и в деревне:
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же.
Умение одеваться и вести себя в обществе – залог успеха в свете. Юноша, умеющий лёгким разговором на любую тему развлечь даму и изящно танцующий, чувствовал себя на балу персоной более значительной, нежели известный государственный деятель или прославленный полководец, не принимающий участия в танцах. Таким «счастливым талантом» и наделён Евгений.
Чтобы соответствовать такому образу, туалету необходимо было уделять немало времени и внимания. Так и пушкинский герой проводит перед зеркалом «три часа по крайней мере». Да и как иначе. В романе английского писателя Э. Бульвер-Литтона «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828) разъясняется, какое значение имеет в жизни светского человека костюм. «Уметь хорошо одеваться – значит быть человеком тончайшего расчёта. Нельзя одеваться одинаково, отправляясь к министру или к любовнице, к скупому дядюшке или к хлыщеватому кузену; именно в манере одеваться самое изысканное – изящная скромность, самое вульгарное – педантичная тщательность. Одевайтесь так, чтобы о вас говорили не «Как хорошо одет!», но «Какой джентльмен!».
За своим безупречным видом Онегин хотел скрыть неуверенность в себе и при помощи наряда доказать свою ценность, привлечь к себе внимание, самоутвердиться за счёт костюма. Он создал видимость своего счастья.
2.2. Все мы вышли из шинели.
Герой повести Н.В.Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин наоборот старался быть как можно менее заметным. Этот человек был настолько замкнут и настолько привык к тому, что каждый его день похож на предыдущий, что малейшее изменение в привычном распорядке дня вызывало у него страх и опасения. Башмачкин – «маленький человек», задавленный жизнью петербургский чиновник, существо незаметное, стоящее на одной из низших ступеней социальной лестницы. Характер такого человека непримечательный, в нем нет каких-то сильных душевных движений, «амбиций». Но, вместе с тем, он очень сложен.
Информация о работе Костюм как средство выражения внутреннего мира героя в литературе XIX века