Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:16, реферат
Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой
формации была мифология, то рабовладельческая формация, возникшая
на почве разделения умственного и физического труда, в
идеологической области уже не могла удовлетвориться мифами и
должна была заменить их рациональными построениями. Все эти
категории.
проблематика сводилась на {диалектику идеи и материи,
разрабатываемую в виде чувственно-материального космоса, движимого
космической душой, управляемого тоже космическим умом и
создаваемого сверхдушевным
и сверхумственным
Такова чисто философская, то есть теоретическая, основа
античной философии.
2. {Историческое значение специфики этого итога}. Специфика
формулированного нами итога очень важна в том отношении, что
только при ее помощи и можно противопоставлять античность
последующим культурам. Во всех этих культурах очень много
античного, и во многих отношениях античность оказалась каким-то
вечным образцом. Тем не менее, если античная философия является
для нас чем-то определенным, чем-то самостоятельным, чем-то
несводимым ни на какие другие культуры, необходимо во всяком
случае четко формулировать ан-
тичную специфику и отчетливо противопоставлять ее всяким другим,
неантичным методам мышления.
В самом деле, например, средневековая философия тоже признает
и существование
чувственно-материального
неоплатоническую обработку. И тем не менее существует один момент,
который раз и навсегда противопоставляет античную и средневековую
философию, какие бы совпадения здесь ни наблюдались. Именно,
последним и окончательным абсолютом для античной философии
является чувственно-
интуиция всего рабовладения гласила только о телесных вещах и,
самое большее, о возведении всех чувственно-материальных вещей на
предельную ступень
тоже чувственно-материального
другое дело - средневековое мышление, в котором основной интуицией
была не интуиция чувственного тела, а интуиция личности. Поэтому
абсолютом здесь оказался не чувственно-материальный космос, но
личность, которая выше всякого космоса и которая является даже его
rbnpvnl и создателем. И какие бы совпадения мы ни находили между
средневековым монотеизмом и античным пантеизмом, то и другое
никогда и ни в каком смысле не могут отождествляться, откуда и
непроходимая пропасть между античным и средневековым мышлением.
Точно так же очень многое и в Новое время совпадало с
античностью, и
новоевропейские мыслители
античности, и часто учились весьма охотно, даже и с восторгом. И
опять-таки: вся новоевропейская философия тоже
исходит из личности, но только не абсолютной, а относительной,
человеческой. Это была не абсолютная личность средневековья, но
абсолютизированная человеческая личность, для которой чувственно-
материальный космос уже меньше всего имел самостоятельное
значение, а большей частью имел значение предмета научно-
художественных построений.
Наконец,
и в век зарождающегося
является вовсе не интуиция чувственно-материальной вещи, но
интуиция свободно-деятельного
и творчески-трудового
Итак, формулированную
нами специфику античной
нельзя забывать уже по одному тому, что без этого невозможно будет
устанавливать специфику и всех послеантичных культур. Если бы
античная культура не имела своей специфики, то устанавливать эту
специфику для позднейших культур оказалось бы весьма
затруднительно и даже едва ли возможно.
Наконец, предлагаемая нами специфика античной философии вовсе
не есть что-нибудь для нее унизительное. Ведь К. Маркс справедливо
говорит о том, что греки были нормальными детьми и что взрослый
человек всегда будет с любовью вспоминать свое детство, если оно
было нормальным. Поэтому если для ребенка мир сначала
ограничивается одной комнатой, или одним домом, или одной улицей,
то нет ничего
удивительного и
древнего грека мир ограничивался только видимым, слышимым и вообще
чувственно
воспринимаемым небом. И не было ничего противоестественного в том,
что космос вообще трактовался в античности как пространственно
ограниченное физическое тело. Это было вполне естественно, и
установленная нами специфика античной философии была явлением не
только естественным,
но на свой манер даже глубоким и
красивым.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
§1. ОСНОВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ
§2. МАТЕРИЯ
И ИДЕЯ
§3. ДУША, УМ
И КОСМОС
§4. ПЕРВОЕДИНСТВО
§5. ИТОГ
Уральский
Государственный
Горный Университет
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Студент I курса группы ГН-10
Бакин
Александр Викторович
КОСМОС
В АНТИЧНОСТИ
Преподаватель:
Калугина И.В.
Екатеринбург
2010