Космос в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой
формации была мифология, то рабовладельческая формация, возникшая
на почве разделения умственного и физического труда, в
идеологической области уже не могла удовлетвориться мифами и
должна была заменить их рациональными построениями. Все эти
категории.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

проблематика сводилась  на {диалектику идеи и материи,

разрабатываемую в виде чувственно-материального космоса, движимого

космической душой, управляемого тоже космическим умом и

создаваемого сверхдушевным  и сверхумственным первоединством}.

    Такова  чисто философская, то есть  теоретическая, основа

античной философии.

    2. {Историческое  значение специфики этого итога}. Специфика

формулированного  нами итога очень важна в том  отношении, что

только при ее помощи и можно противопоставлять  античность

последующим культурам. Во всех этих культурах очень много

античного, и во многих отношениях античность оказалась каким-то

вечным образцом. Тем не менее, если античная философия  является

для нас чем-то определенным, чем-то самостоятельным, чем-то

несводимым ни на какие другие культуры, необходимо во всяком

случае четко  формулировать ан-

тичную специфику  и отчетливо противопоставлять ее всяким другим,

неантичным методам  мышления.

    В самом  деле, например, средневековая философия  тоже признает

и существование  чувственно-материального космоса  и тоже дает его

неоплатоническую  обработку. И тем не менее существует один момент,

который раз и  навсегда противопоставляет античную и средневековую

философию, какие  бы совпадения здесь ни наблюдались. Именно,

последним и окончательным  абсолютом для античной философии

является чувственно-материальный космос, поскольку исходная

интуиция всего  рабовладения гласила только о телесных вещах и,

самое большее, о  возведении всех чувственно-материальных вещей на

предельную ступень  тоже чувственно-материального космоса. Совсем

другое дело - средневековое  мышление, в котором основной интуицией

была не интуиция чувственного тела, а интуиция личности. Поэтому

абсолютом здесь  оказался не чувственно-материальный космос, но

личность, которая  выше всякого космоса и которая  является даже его

rbnpvnl и создателем. И какие бы совпадения мы  ни находили между

средневековым монотеизмом  и античным пантеизмом, то и другое

никогда и ни в  каком смысле не могут отождествляться, откуда и

непроходимая пропасть между античным и средневековым  мышлением.

    Точно  так же очень многое и в  Новое время совпадало с

античностью, и  новоевропейские мыслители всегда многому учились в

античности, и часто  учились весьма охотно, даже и с  восторгом. И

опять-таки: вся  новоевропейская философия тоже

исходит из личности, но только не абсолютной, а относительной,

человеческой. Это была не абсолютная личность средневековья, но

абсолютизированная  человеческая личность, для которой  чувственно-

материальный космос уже меньше всего имел самостоятельное

значение, а большей  частью имел значение предмета научно-

художественных  построений.

    Наконец,  и в век зарождающегося социализма  основной интуицией

является вовсе  не интуиция чувственно-материальной вещи, но

интуиция свободно-деятельного  и творчески-трудового коллектива.

    Итак, формулированную  нами специфику античной философии  никак

нельзя забывать уже по одному тому, что без этого  невозможно будет

устанавливать специфику  и всех послеантичных культур. Если бы

античная культура не имела своей специфики, то устанавливать  эту

специфику для  позднейших культур оказалось бы весьма

затруднительно и даже едва ли возможно.

    Наконец,  предлагаемая нами специфика  античной философии вовсе

не есть что-нибудь для нее унизительное. Ведь К. Маркс  справедливо

говорит о том, что греки были нормальными детьми и что взрослый

человек всегда будет  с любовью вспоминать свое детство, если оно

было нормальным. Поэтому если для ребенка мир  сначала

ограничивается  одной комнатой, или одним домом, или одной улицей,

то нет ничего удивительного и неестественного  в том, что для

древнего грека  мир ограничивался только видимым, слышимым и вообще

чувственно

воспринимаемым  небом. И не было ничего противоестественного в том,

что космос вообще трактовался в античности как  пространственно

ограниченное физическое тело. Это было вполне естественно, и

установленная нами специфика античной философии была явлением не

только естественным, но на свой манер даже глубоким и  красивым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 
 

    §1. ОСНОВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА  АНТИЧНОСТИ. МИФ И ЛОГОС 
 

§2. МАТЕРИЯ  И ИДЕЯ 

§3. ДУША, УМ И КОСМОС 

§4. ПЕРВОЕДИНСТВО 

§5. ИТОГ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уральский Государственный  Горный Университет 
 
 
 

 
 
 

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент I курса группы ГН-10

Бакин Александр Викторович 

КОСМОС  В АНТИЧНОСТИ 

Преподаватель: Калугина И.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010

Информация о работе Космос в античности