Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:16, реферат
Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой
формации была мифология, то рабовладельческая формация, возникшая
на почве разделения умственного и физического труда, в
идеологической области уже не могла удовлетвориться мифами и
должна была заменить их рациональными построениями. Все эти
категории.
виде.
д) И наконец, в-пятых, будучи целесообразным творчеством
жизни, античная диалектика при всей своей духовной пассивности
всегда была в жизненном смысле весьма напряженной динамикой,
всегда эмоционально способствовала активно-творческому созиданию
материальных ценностей жизни.
Таким образом, специфической особенностью античной диалектики
при всей ее (1) пассивно-созерцательной духовности всегда была (2)
зрительная, (3) рассудочно-хлопотливая и (4) текуче-сущностная (5)
динамика созидания
материальных ценностей жизни.
§3. ДУША,
УМ И КОСМОС
1. {Душа и ум}. а) Античные философы поразительно часто
говорят о душе и уме. Так как материя и идея трактовались
пассивно, а действительность находилась в непрерывном движении, то
для нее мало было только одной материи и только одной идеи. А так
как, кроме действительности, ничего не может быть, то ясно, что
действительность должна двигать сама себя. Но то, что движет само
себя, античные философы называли жизнью, или душой; а то, что
движение это совершалось целесообразно, заставляло признавать еще
и сознательную запроектированность этого движения, которую
античные мыслители называли умом. И для античной специфики этих
dbsu категорий тоже
важно учитывать два
б) Во-первых, и душа, и ум трактовались в первую очередь не
как субъективно-человеческие, но как {объективно-космические}.
Ведь поскольку шла
речь о самой действительности, то в античности не было никаких
оснований трактовать ее движущие принципы как только субъективно-
человеческие. Субъективно-человеческие душа и ум трактовались
только в виде отражения их объективных аналогов, и притом
отражения весьма слабого. Во-вторых же, поскольку исходная
интуиция говорила не о личности, но о вещественной телесности,
постольку и душа, и ум трактовались в античности тоже
внеличностно. Душа была принципом самодвижения и движения, но это
не значит, что она была личностью. И космический ум был
целесообразно направляемой идеей космоса, но вовсе не такой
личностью, которая бы действовала сознательно и намеренно, то есть
по своей воле и по своему произвольному желанию и потребности.
Такая душа и такой ум не по своей преднамеренной воле, но уже по
своей вечной природе действуют именно так, а не иначе.
2. {Чувственно-материальный космос}. Перед нами возникает одна
из самых первичных категорий античного мышления - "космос". Здесь
тоже не нужно забывать об исходной, вещественно-телесной интуиции
в античности. Раз вещь и тело есть принцип, то и все, что основано
на этом принципе, тоже должно быть вещью и телом. А основан на
этой вещи и на этом теле не более и не менее как сам космос,
который в пределе и есть не что иное, как максимально обобщенная
вещь, как сумма всех возможных вещей. Но если так, то и весь
космос есть не что иное, как {чувственно-материальный} космос, то
есть космос видимый и слышимый, с землею
посредине, с небесным сводом и звездным небом наверху, обязательно
видимым и слышимым, и подземным миром внизу. В этом тоже
удивительная специфика античной космологии, которая бесконечно
отлична и от духовного понимания неба в средние века, и от
бесконечно пространственного понимания его в Новое время.
Чувственно-материальный космос является для античности самым
настоящим абсолютом, так как ничего другого, кроме космоса, не
существует и ничем другим этот космос не управляется, как только
самим же собою. Его никто и никогда не создавал, так как иначе
пришлось бы признавать какое-то бытие еще до космоса, и притом
бытие деятельное, творческое. Но поскольку, кроме чувственно-
материального космоса, вообще нет ничего, он зависит только от
самого себя, имеет свою причину только в самом же себе и его
движение определяется только им же самим. Чувственно-материальный
космос для античности есть ее последний абсолют. Душа и ум, о
которых мы говорили выше, являются душой именно этого, то есть
чувственно-материального, космоса и умом именно этого же космоса.
Но если так, то
для философии возникает здесь
еще одна проблема.
§4. ПЕРВОЕДИНСТВО
Вещь, как ясно само собой, есть не только нечто неподвижное,
но и нечто становящееся. Но поскольку становление всегда есть та
или иная степень становящегося, а также и любая комбинация этих
степеней, то это значит, что вещи действуют не только
целесообразно, но и хаотически. Поэтому и душа, и ум, хотя бы и понимать их объективно-космически, устрояют
jnqlnq целесообразно, но допускают также и любую
нецелесообразность,
включая любое хаотическое
ясно, что одной целесообразности мало для космической души и для
космического ума.
1. {Единство разумного и неразумного}. Другими словами,
возникает необходимость признавать еще и такое начало, которое
совмещало бы в себе и все целесообразное, и все нецелесообразное.
Это не значит, что нужно выходить за пределы космической души и
космического ума. Но это значит, что в самом же космосе необходимо
было признавать особого рода начало, которое объединяло бы собою и
все целесообразное, что творится душой и умом, и все
нецелесообразное, что не творится душой и умом и тем не менее
обязательно существует в том же самом космосе. Отсюда возникает
поразительная склонность античного мышления признавать еще и такое
начало, которое выше самого мышления и которое вмещает в себя
также и все внемыслительное. Это начало в античности называлось
"единым" или "одним". Оно трактовалось выше души и ума, а в конце
античности даже и выше самого космоса. Но оно только и
существовало в самом же космосе.
2. {Судьба}, а) Это единое интересно для истории философии еще
и в том смысле, что это было не чем иным, как {философской
концепцией судьбы}. Выше мы уже видели, что если признается только
одна ве-
щественность, то как бы мы ни трактовали ее в ее последнем
пределе, она обязательно требует для себя своего объяснения.
Поскольку, однако,
кроме вещественно-телесного
вещественно-телесного рабовладельца и кроме вещественно-телесного
их объединения, ничего другого не существует, то вся эта стихия
вещественности в конце концов остается все же необъясненной. На
стадии космоса эта вещественность дошла и до души, и до ума. Но
душа и ум, взятые в чистом виде, являются принципами вещественной
целесообразности.
А как объяснять всю
царящую в реальной вещественной действительности? Она-то и
остается необъясненной. А так как, повторяем, кроме вещественно-
телесной области, ничего не признается, то это значит, что
последовательное рабовладельческое мышление необходимым образом
приходит здесь к понятию судьбы. Космос имеет душу и ум. Но он ни
за что не отвечает, поскольку таковым он существует вечность.
Признавать что-нибудь отвечающим за все зло - это не значит
признавать за ним только душу и ум. Это значило бы признавать за
ним еще и личность. Но никакой личности античный космос не знает;
его единое, о котором мы сейчас говорим, тоже не личность, а
скорее какая-то стихия. Следовательно, в античности приходилось
отказываться от конечного объяснения зла, то есть признавать для
его объяснения судьбу.
б) Итак,
чувственно-материальный
как абсолют, требует признания для себя такого своего
первоединства, которое является
принципом и всего в нем целесообразного, и всего в нем
нецелесообразного. Судьба и есть внеличностный принцип объяснения
всего целесообразного и всего нецелесообразного, возникающего в
чувственно-материальном космосе в условиях признания его в
качестве последнего абсолюта. Такое совпадение всего
целесообразного и нецелесообразного, всего умственного и
душевного, а также
всего умственно-душевного и
философы называли {единым}, все превосходящим {первоединством} и
решительно все
охватывающим и везде наличным {первоединством}.
§5. ИТОГ
1. {Общая формула итога}. Основная античная проблематика имеет
своим содержанием чувственно-материальный космос как абсолют, то
есть как целесообразно управляемый душой и умом, а если включить и
все космически нецелесообразное, то управляемый и первоединым, то
есть судьбой. Во всей этой античной философской проблематике
исходная рабовладельческая вещественно-телесная интуиция проявляет
себя и во всем крупном, и во всех мелочах. Очень важно отметить,
что античные философы не очень любят рассуждать о судьбе,
поскольку общенародное представление о судьбе фиксирует ее как
нечто чересчур внешнее и надчеловеческое. Античные философы
хотели, чтобы все нецелесообразное и все нечеловеческое
функционировало в одной плоскости со всем целесообразным и со всем
человеческим, почему и судьба трактовалась не как предмет
безотчетной человеческой
веры, но тоже как чисто человеческая концепция, как чисто
космическая сила. А тогда такую вне-личностную и внечеловеческую
силу становилось необходимым трактовать в одной плоскости со всей
человеческой и космической целесообразностью, со всей человеческой
и космической упорядоченностью. А это и значило трактовать такой
принцип, трактовать судьбу как философскую категорию, то есть
трактовать ее как высшее первоединство, или как разумный и
внеразумный принцип одновременно.
Таким образом, взятая в наиболее общем виде, античная