Контрольное задание по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Почему монастыри в средневековой культуре считались центрами культуры?
Значение экологической культуры в современном обществе.

Работа содержит 1 файл

кр по к.docx

— 37.88 Кб (Скачать)

    Общество  не может осуществлять преобразовательную деятельность, не расширяя сферу взаимодействия с природой. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания  людьми опасности создавшейся экологической  ситуации, без изменения установок  их деятельности. Представления о  прогрессе большинства людей  преимущественно опираются на данные экономических наук, а не на данные науки в целом. Спад производства, рост цен, безработица и другие типичные для крупных промышленных центров  проблемы делают опасные для жизни  человека последствия не столь заметными. Сейчас общепризнано, что истоки и  перспективы решения экологической  проблемы, наряду с особенностями  социально-экономической структуры  общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самоценности природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Угроза экологического апокалипсиса свидетельствует об исчерпаемости возможностей саморегуляции биосферы при условии возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Функцию регулятора должно теперь выполнять общество. Но с экологическим кризисом невозможно справиться с помощью одних лишь технико-экономических средств. Необходима коррекция изменения ориентации развития человечества с целью сохранения в природе экологического равновесия. Решение экологической проблемы невозможно без ее теоретико-методологического обеспечения и развития экологической культуры населения. Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное. Выход из экологически затруднительного положения , предполагает модификации отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе — формировании экологически позитивного отношения к природе. Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения. 

 

    

  1. Культурогенез.

    Культурогенез — процесс появления и становления  культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном  обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

    Один  из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых  культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной  изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения  новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным  событием происхождения культуры в  эпоху первобытной древности  человечества, но есть процесс постоянного  порождения новых культурных форм и  систем. С позиций эволюц. теории осн. причиной К. является необходимость  в адаптации человеч. сооб-в к  меняющимся условиям их существования  путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального  взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существ. роль в процессе К. играет также  индивидуальный творч. поиск в интеллектуальной, техн., худож. и иных сферах. Вопросы  истор. происхождения культуры затрагивались  многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов 19 в. (Спенсер, Л. Морган, Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. В 20 в. проблемами истор. генезиса культуры и ее отд. специализир. областей занимались многие историки, социологи, этнографы, археологи, искусствоведы, религиоведы  и пр., однако общая теория К. стала  предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время. Структурно в К. можно выделить такие  частные процессы, как генезис  культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеч. сооб-в (социальных, этнич., полит., конфессиональных и др.), а также межэтнич. культурных общностей и истор. типов культурных систем, отличающихся спецификой своих  экзистенциальных ориентаций. Генезис  культурных форм можно структурировать  на фазы инициирования новаций ("социальный заказ", творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, "конкурса" их функциональной и технол. эффективности и внедрения отобранных в ходе "конкурса" форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Нек-рые формы, заимствуемые извне или "реактуализируемые" из культур прошлого, сразу включаются в фазу "конкурсного" отбора. Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при к-ром в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сооб-ве (институциональных - с императивной функцией, конвенциональных - с "разрешит." характером, статистических - с неопр. типом регуляции), а нек-рые формы входят новыми элементами в действующую систему образов идентичности воспринимающего их коллектива людей. Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия субъектов), проходит фазы вызревания "социального заказа" на новые виды деятельности, практич. формирования технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, а также выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики, рефлексии эффективности и выработки стандартизированных норм осуществления этой деятельности и обучения ей (становление профессий, специальностей и специализаций), сложения профессиональных констелляций субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) и постепенного объединения родственных по социальным интересам констелляций в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.п.) с развертыванием специфич. профессионально-культурных черт в комплексные социальные субкультуры. Генезис этнокультурных систем, к к-рым в конечном счете могут быть отнесены любые сооб-ва, формируемые по терр. принципу, включает фазы появления факторов, локализующих группы людей на опр. территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия, накопления истор. опыта их совместной жизнедеятельности, аккумуляции этого опыта в ценностных ориентациях, реализации доминирующих ценностей в социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и, наконец, рефлексии черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и преобразования их в системы образов идентичности данных сооб-в. Исследование генезиса межэтнич. культурных конфигураций - хозяйственно-культурных, историко-этногр. или культурно-истор. (цивилизационных) общностей, так же как и истор. типов культур с разными экзистенциальными ориентациями - эко-адаптивными (первобытными), историко-идеол. (раннеклассовыми), экономико-социальными (нововременными) - относится уже к области чисто теор. моделирования, в силу лишь частичной системности самих изучаемых объектов и выделения их порой только по признакам внешнего сходства. Происхождение этого сходства, как правило, связано с процессами диффузии тех или иных культурных форм или автономным происхождением схожих форм в ходе адаптации к похожим природным и истор. условиям существования сооб-в. В целом генезис этих макромасштабных явлений культуры может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо- и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм. Лит.: Флиер А.Я. . М., 1995. А.Я. Флиер

    Культурогенез — один из видов социальной и  истор. динамики культуры, заключающийся  в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной  изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения  новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным  событием происхождения культуры в  эпоху первобытной древности  человечества, но есть процесс постоянного  порождения новых культурных форм и  систем. С позиций эволюц. теории осн. причиной К. является необходимость  в адаптации человеч. сооб-в к  меняющимся условиям их существования  путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального  взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существ. роль в процессе К. играет также  индивидуальный творч. поиск в интеллектуальной, техн., худож. и иных сферах.

    Вопросы истор. происхождения культуры затрагивались  многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов 19 в. (Спенсер, Л. Морган, Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. В 20 в. проблемами истор. генезиса культуры и ее отд. специализир. областей занимались многие историки, социологи, этнографы, археологи, искусствоведы, религиоведы  и пр., однако общая теория К. стала  предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время.

    Структурно  в К. можно выделить такие частные  процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых  культурных систем человеч. сооб-в (социальных, этнич., полит., конфессиональных и др.), а также межэтнич. культурных общностей  и истор. типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации.

    Генезис культурных форм можно структурировать  на фазы инициирования новаций («социальный  заказ», творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, «конкурса» их функциональной и технол. эффективности  и внедрения отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства  и интерпретирования. Нек-рые формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые»  из культур прошлого, сразу включаются в фазу «конкурсного» отбора.

    Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при к-ром  в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сооб-ве (институциональных — с императивной функцией, конвенциональных — с  «разрешит.» характером, статистических — с неопр. типом регуляции), а  нек-рые формы входят новыми элементами в действующую систему образов  идентичности воспри- нимающего их коллектива людей.

    Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия субъектов), проходит фазы вызревания «социального заказа» на новые виды деятельности, практич. формирования технологий, приемов  и навыков этих новых направлений  в процессе разделения труда, а также  выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики, рефлексии эффективности и выработки стандартизированных норм осуществления этой деятельности и обучения ей (становление профессий, специальностей и специализаций), сложения профессиональных констелляций субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) и постепенного объединения родственных по социальным интересам констелляций в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.п.) с развертыванием специфич. профессиональнокультурных черт в комплексные социальные субкультуры.

    Генезис этнокультурных систем, к к-рым в  конечном счете могут быть отнесены любые сооб-ва, формируемые по терр. принципу, включает фазы появления  факторов, локализующих группы людей  на опр. территориях и стимулирующих  повышение уровня их коллективного  взаимодействия, накопления истор. опыта  их совместной жизнедеятельности, аккумуляции  этого опыта в ценностных ориентациях, реализации доминирующих ценностей  в социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и, наконец, рефлексии черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и преобразования их в системы образов идентичности данных сооб-в.

    Исследование  генезиса межэтнич. культурных конфигураций — хозяйственно-культурных, историко-этногр. или культурно-истор. (цивилизационных) общностей, так же как и истор. типов культур с разными экзистенциальными  ориентациями — эко-адаптивными (первобытными), историко-идеол. (раннеклассовыми), экономико-социальными (нововременными) — относится уже  к области чисто теор. моделирования, в силу лишь частичной системности  самих изучаемых объектов и выделения  их порой только по признакам внешнего сходства. Происхождение этого сходства, как правило, связано с процессами диффузии тех или иных культурных форм или автономным происхождением схожих форм в ходе адаптации к  похожим природным и истор. условиям существования сооб-в. В целом  генезис этих макромасштабных явлений  культуры может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо- и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм.

 

    

  1. Леонардо  Да Винчи.

    Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции  — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский  художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis) — идеала итальянского Ренессанса. Он опередил своё время на несколько веков. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи.

    Леонардо  да Винчи родился 15 апреля 1452 года в  селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «Три часа ночи»  т.е в 22:30 (по современному отсчёту  времени). Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился  мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил  отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его  возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился  на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и  Пьеро забрал своего трёхлетнего  сына на воспитание. Разлученный с  матерью Леонардо всю жизнь пытался  воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к  законным наследникам. Многие влиятельные  люди города Винчи приняли участие  в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда  Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат  и имел 12 детей. Отец пытался приобщить  Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

    Леонардо  не имел фамилии в современном  смысле; «да Винчи» означает просто "(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина  Пьеро из Винчи».

    В своих «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти  художника, чтобы тот расписал круглый  деревянный щит. Сер Пьеро отдал  щит своему сыну. Леонардо решил  изобразить голову Медузы, а чтобы  изображение чудовища производило  на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей  и «прочих тварей» «из множества  каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат  превзошёл его ожидания: когда  Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и  отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал  работу Леонардо крестьянину: тот получил  другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.

    Мастерская  Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться  гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался  рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской часто бывали такие  известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо  ди Креди. Впоследствии, даже когда  отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

    В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера  в Гильдии Святого Луки.

    Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел  слева (левый нижний угол)- творение кисти Леонардо.

    В XV веке в воздухе носились идеи о  возрождении античных идеалов. Во Флорентийской  Академии лучшие умы Италии создавали  теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в  стороне от бурной общественной жизни  и редко покидал мастерскую. Ему  было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды  Верроккьо получил заказ на картину  «Крещение Христа» и поручил  Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и  Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо  забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

    В возрасте 24 лет Леонардо и ещё  трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству  по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.

    В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.

    У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно  скрывал эту сторону своей  жизни. Женат он не был, о романах  с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой  он написал свою знаменитую картину  «Дама с горностаем». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), другие считают, что несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными.

Информация о работе Контрольное задание по "Культурологии"