Контрольное задание по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Почему монастыри в средневековой культуре считались центрами культуры?
Значение экологической культуры в современном обществе.

Работа содержит 1 файл

кр по к.docx

— 37.88 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 
 

Институт________________________________________________

                                           (название института)

Кафедра _________________________________________________

                                           (название кафедры) 

                     

  КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине _____________________________________________

вариант (тема)   _____________________________________________ 
 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности________________________

специализации________________________

____ курса ________ группы____________

№ студенческого  билета

(зачетной книжки) _______________     ________________       ____________________________

                                                                           (подпись)                            (инициалы, фамилия) 

Проверил преподаватель

__________________________              __________________       _____________________________

     (ученая  степень, звание)                             (подпись)                            (инициалы, фамилия)

 

Москва  – 2010

 

  1. Почему  монастыри в средневековой  культуре считались  центрами культуры?

    Культура  Средневековья - это культура, совершающая  переход от родоплеменной организации  общества, или "варварской" культуры - к культуре цивилизации. Культура Средневековья - это культура, в своей  основе, феодализма, его развития и  расцвета, а также создания, на заключительной стадии, предпосылок для новой  формации - капитализма.

    Монастырь  - религиозная община монахов или  монахинь, имеющая единый устав. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, им принадлежащих.

    Во  времени Средневекоаья церкви принадлежала монополия в области образования  и культуры.

    В монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, кумир  средних веков Аристотель. Школы  первоначально имелись только при  монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Монополия католической церкви в  области культуры приводила к  тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все  науки были подчинены теологии и  пропитаны ею.

    Православные  монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной  истории Руси, России. В нашей  стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира –  обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной  истории монастыри оказывали  заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную  жизнь людей.

    Созидание культуры всегда тесно связано с  ее сбережением, сохранением. Эту двуединую  задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились  уникальные произведения национального  искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.

    На  монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства  ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.

    В темные века Средневековья остатки культуры и единства европейской цивилизации сохранила церковь. Она сохранила централизацию, хотя донесения или приказ между, скажем, Римом и Ирландией могли двигаться по полгода. Немногочисленные хроники, из которых мы знаем об этом времени, все написаны в монастырях.

    До  появления книгопечатания именно в  монастырских кельях переписывались книги  богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие  «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли  иноческое послушание.

    Одновременно  монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти: создавали  и заново редактировали летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей и стилю  их изложения, писали их люди, лишь формально  «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения в монашество, а  фактически находившиеся в самой  гуще политических событий, полные «морских»  забот и волнений.

    Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили  фамильные реликвии обедневшие потомки  удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской  властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто  использовали влиятельные монастыри  в политических целях. Причинами  вклада в сокровищницу монастыря  могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и  просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей  иногда хоронили знатных людей, при  погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли  личные вещи покойного, икону, снятую с  гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди  вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.

    Монастырские  собрания пользовались известностью в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.

    Огромную  роль в жизни общества того времени  играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые  центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.  
 
 

 

  1. Значение  экологической культуры в современном  обществе.

    Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках Культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить  все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов  двадцатого столетия, когда перед  человечеством впервые так остро  встала проблема уничтожения всего  живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться  новая наука – экология и как  следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

    Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи  с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

    Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и  оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь  необходимо сразу прояснить, что  имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и  обратную связь, а только отношение  его самого к миру, к живой природе.

    К большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др.

    По  своей природе культура изменчива  и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который  позволяет идентифицировать каждого  члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который  в каждой конкретной сфере создаёт  свой личный и уникальный социокультурный  код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая  культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью  каждой нации.

    Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Конец XX - начало XXI века характеризуется  мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной  среды. Поистине наша планета никогда  ранее не подвергалась таким физическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже веков. Человек никогда  ранее не оказывался так уязвим перед  мощью, которую создал сам. Произошло  обострение отношений человека с  природной средой, причем главным  фактором этого обострения явилась  преобразовательная деятельность самого человека. Последствия этой преобразовательной деятельности резко и ощутимо  проявляются в последние годы, отрицательно воздействуют не только на природу, но и на самого человека, заставляя ученых серьезно исследовать  возможности обретения гармонии с природой. В конце XX -начале XXI века российские и зарубежные исследователи  всерьез заговорили об экологическом  неблагополучии, об обострении экологической  проблемы.

    Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о  живых организмах, их взаимосвязи  и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

    Таким образом, с конца шестидесятых годов  человечество столкнулось с проблемой  “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся мной процесс  истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым  сообществом стал вопрос выживания  и сохранения человека как вида.

    Природа – это “экосистема высшего  порядка”, которая уравновешивает все виды существ, ею созданных и  поддерживает порядок и баланс на планете Земля, постоянное количество химических элементов и минеральных  ресурсов. Для этого задействованы  такие механизмы как “круговорот  веществ в природе”, постоянный химический состав того, из чего состоит  мир. Наша биосфера не допускает увеличения того или иного вида, чтобы он стал доминантным и господствовал  над другими видами. Если же такое  происходит, то она применяет свои рычаги воздействия, как, например, снижение рождаемости, эпидемии, помехи, болезни, голод (неурожаи, уменьшения числа потенциальной  добычи) и т.д. Поэтому можно сказать, что биосфера основана на жестком и логичном порядке, который и обеспечивает её жизнь. Если нарушается равновесие, то она может погибнуть.

    Человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убить льва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать свою силу и ловкость. С течением времени люди стали изничтожать другие виды животных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этим подчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, но только для того, чтобы потом употребить в пищу.

Информация о работе Контрольное задание по "Культурологии"