Контрольная работа по «Профессиональной культуре»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть профессию «экскурсовод», дать описание профессиональной культуре профессии «экскурсовод».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….20

Использованная литература…………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

профкультура.docx

— 44.35 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО  «Российский государственный 

профессионально-педагогический университет»

Институт  социологии и права

Кафедра социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Профессиональная культура» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                    

студент гр. ЗТГ-423С                                                                   Сергеева Е.Ф. 

Проверил:                                                                                     Шайдурова Т.Ю.                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….20

Использованная  литература…………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Всякая  профессия представляет собой род  трудовой деятельности, которая требует  от человека определенных знаний и  трудовых навыков. Приобретаются эти  знания и навыки путем общего или  специального образования и в  ходе повседневной практической деятельности работника.

    До  недавнего времени (конец 60-х годов) работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий  для групп энтузиастов. Обязанности  экскурсовода выполняли специалисты  различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.

    Цель  работы: рассмотреть профессию «экскурсовод», дать описание профессиональной культуре профессии «экскурсовод». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основная  часть 

    Профессиональная  культура профессии ЭКСКУРСОВОД

    Описание  профессии.

    Появление новой профессии связано с  мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций  экскурсий, превращение их из формы  отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях – сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание «экскурсовод» присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. 
 

    Описание  профессиональной группы.

    Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную хорошо поставленную речь.

Трудовые  обязанности экскурсовода

В основные трудовые обязанности экскурсовода входит:

  • собирать и изучать исторические материалы и документы
  • разрабатывать личную технику рассказов и выступлений
  • заниматься организацией встреч и комфортного перемещения группы
  • выбирать благоприятное место расположения тургруппы для проведения экскурсионных бесед
  • читать экскурсионные лекции по культуре и истории
  • проводить инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей
  • заполнять необходимую экскурсионную документацию
  • координировать поведение группы в чрезвычайной ситуации
  • оказывать первую медицинскую помощь
  • организовывать отъезд туристической группы с места экскурсии

   Образование

   Экскурсоводов в России обучают на специальностях "Социально-культурный сервис и туризм"и на специальности «Музееведение». 

    Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.   
 
 

  Таблица 3.1

Этапы становления профессии экскурсовода  

Этапы Наименование процесса Место действия
I Формирование  склонности  
к ведению культурно-массовой работы с людьми
Общеобразовательная школа, клубное учреждение
II Овладение системой знаний по специальности Вуз, курсы, самостоятельная подготовка
III Усвоение основ профессионального мастерства Курсы подготовки экскурсоводов, высшие учебные заведения  туристской специализации
IV Совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков Курсы повышения  квалификации, методические секции экскурсоводов
 

  

    Условия профессионального  труда. 

    Профессия и специальность 

    Одним из главных направлений совершенствования  профессионального мастерства экскурсоводов  является специализация. Прежде всего  необходимо определить содержание и  взаимоотношения двух терминов, которые  нередко путают – «профессия»  и «специальность».

    Профессия – форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – врач, специальность врача – терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. д. Профессия – основной род занятий, термин «специалист» указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист – это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

    Задача  процесса подготовки новых экскурсоводов  – сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту  овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное  учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот  базис, который позволяет ему  успешно осуществлять экскурсионную  деятельность. Учитель-историк, став экскурсоводом, должен лучше всего водить экскурсии  на исторические темы. Неправильно  было бы его обязывать разрабатывать  экскурсию на природоведческую тему. Подготовка такой экскурсии требует  особых знаний специалиста-биолога.

    В экскурсионных учреждениях и  государственных музеях принцип  специализации получил широкое  развитие. На его основе созданы  тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

    Всех  работников, приходящих в экскурсионное  учреждение после окончания курсов или самостоятельной подготовки, можно разделить на несколько  групп. Одни проводят экскурсии по одной-двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять  тематику проводимых экскурсий. Для  другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей  главной темы, которая, как правило, не выходит за рамки полученной специальности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее совершенствованию, повышению  профессионального мастерства. И  третья группа экскурсоводов – это те, которые берутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержанию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как правило, на среднем уровне.

    Престиж профессии – это уважение, которым она пользуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

    Профессиональное  мастерство экскурсовода и престиж  этой профессии – взаимосвязанные  понятия. Однако следует иметь в  виду, что моральный престиж профессии  экскурсовода не переходит автоматически  на личность каждого конкретного  экскурсовода. Сам престиж личности повседневно проверяется и подтверждается практической деятельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным  образом на маршруте – в группе, где происходит демонстрация аудитории  того главного и конкретного, что  является непременной основой профессиональной престижности. 

    Профессиональная  культура профессии.

    Требования  профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

    Каждый  экскурсовод должен обладать знанием  не только своей специальности, но и  знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод  мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной  экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Информация о работе Контрольная работа по «Профессиональной культуре»