Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:12, контрольная работа
Тема 1. Культура и цивилизация
2. Концепция культуры Н. Бердяева
3. Характеристика восточной деспотии как типа
государственности
4. Доктрина «Москва – третий Рим» в русской
культуре
1. Культура и цивилизация 3
2. Концепция культуры Н. Бердяева 8
3. Характеристика восточной деспотии как типа государственности 11
4. Доктрина «Москва – третий Рим» в русской культуре 15
5. Терминологический словарь 19
6. Список используемой литературы
Контркультура – идейное течение и общественное движение «мятежных» социальных групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун, получившее развитие в 60-70 гг. XX в. Идеология контркультуры носила преимущественную полемическую заостренность против «массового общества», «потребительского общества» и выражалась в критике мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха.
Культура – особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения.
Культура духовная –является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
Культурно-исторический тип – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.
Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.
Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя. Все это создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. [7].
Ментальность – общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований,, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества.
Миф (от греч. mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках возникшее в первобытном обществе.
Модернизм (от франц. moderbn – новейший, современный) – общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.
Натурализм – художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре в последней трети XIX в. В 70-80-е годы XIX в. натурализм поднимал очень важные темы: детально показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активируя внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.
Реализм – творческий процесс и метод, характерный для художественной культуры Европейских стран, согласно которому, задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.
Ренессанс – архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший элементы Греко-римской архитектуры. Эпоха расцвета, подъема в развитии науки и искусства какой-либо страны.
Рококо (от франц. rocaille – раковина) – «узор из камней и раковин» - западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Архитектура рококо – это городской дом, небольшой особняк в зелени садов. Интерьеры строений рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Живопись рококо тесно связана с интерьером дома. В росписях плафонов, стен преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, идеализированный портрет – изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами; достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой,, предпочтением блеклых, серебристо – голубых, золотистых и розовых оттенков.
Романтизм – широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже XVIII – XIX вв., просуществовавшее до 40-х годов XIX в., а затем не раз возрождавшееся в разнообразных неоромантических формах.
Романтизм – это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматического неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым.
Сентиментализм – художественное течение 2-й половины XVIII в., провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.
В произведениях сентиментализма превалируют исповедальные мотивы, поэтому его излюбленными жанрами стали роман, дневники, путевые заметки, элегия и др.
Символизм – европейский интегральный стиль культуры конца XIX – нач. XX в., связавший воедино философию, религию, искусство, а также формы творческой деятельности, которые воспринимались прежде всего как культурная деятельность.
Символисты утверждали, что только идеи представляют ту высшую реальность, которую и должно запечатлеть искусство. Определяющим для живописи символизма стало постижение символического значения силы цвета, умение создавать определенное настроение посредством контрастов, гармоний или легких цветовых вариаций.
Синкретизм – нерасчлененность, смещение, чаще всего органическое слияние разнородных элементов в единое явление. Слитность наблюдается во всех сферах общественной жизни, в т.ч. и в художественной культуре, когда музыка, пение, поэзия тесно существуют в неразрывном единстве. Понятие «синкретизм» употребляется также при характеристике определенных стадий формирования того или иного направления в религии или в целом религиозной конфессии.
Субкультура – конкретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой. Каждое сообщество создает свою субкультуру. [8].
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1]. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. С. 208-222
[2]. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. С. 164.
[3]. Радугин А.А. Культурология. М., 2005. С. 31-33.
[4]. Лекции, распечатка
[5]. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 49-50.
[6]. Панарин А.С. Философия истории. М., 2001. С. 264-269.
[7] Радугин А.А. Энциклопедический словарь по культурологии. М., «Центр»,1997.
[8]. Левит С.Я. «Культурология. XXвек. Словарь» - Университетская книга. СПб., 1997
21