Контрольная работа по "Культурология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Интеллигенция: сущность и социальная природа……………………...5
2. Интеллигенция как социокультурный феномен России…………….11
3.Интеллигенция и революция…………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………......22
Список использованной литературы …………………………………….24

Работа содержит 1 файл

сама работа.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

     По  Н.Бердяеву русская интеллигенция, скорее всего монашеский орден или религиозная секта со своей особой моралью, своим обязательным миросозерцанием. Она объединена идеями социального характера. И связано это с тем, что самодержавный монархический слой способствовал развитию самых радикальных социалистических и анархических идей с их крайним догматизмом. А русские, считал Бердяев склонны к тоталитарным и догматическим идеям. В этом особенность русской религиозной души, что и предопределило идеологический характер русской интеллигенции [3, c.67].

     Интеллигенция и интеллигентность. Интеллигенция - категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность - понятие духовно-нравственное, связанное  с социально-личностными качествами и чертами людей. Это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и  цивилизованности человека. Хотя понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" этимологически родственны и происходят от одного корня, но в действительности это не одно и то же. Недостаток интеллигентности у интеллигенции болезненно переживается обществом.

     Говоря  об интеллигентности, следует иметь  в виду не столько эрудицию или  образованность человека, сколько состояние  его души, его общий нравственный настрой и духовную красоту, проявляющиеся  в доброжелательности и чуткости к людям, в нетерпимости ко всяким отступлениям от высоких этических  норм.

     Интеллигентность - это особый тип мироощущения человека. Став интеллектуально богаче, человек  отнюдь не становится автоматически  лучше, нравственнее, интеллигентнее. Интеллектуальная развитость несет  человеку много добра, но она же создает  возможности для зла, ханжества, предательства. Интеллигентность, причастная к культуре, начинается с высокой  требовательности человека к себе и  своему духовному миру, его приобщенности  к высшим моральным законам.

     Интеллигентность  отнюдь не связана только с характером профессиональной занятости человека, выполняемой им работой. Она действует  и за рамками его служебных  обязанностей, включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует  культурно-личностный облик человека.

     Принадлежность  к числу людей умственного  труда не делает человека интеллигентным. Подлинная интеллигентность - это  не "привилегия" и не профессия, а состояние души. Она присуща  человеку независимо от того, работает ли он в лаборатории или в мастерской художника, у станка или в поле. Человека высокой культуры - а именно это более всего сочетается с  широким пониманием интеллигентности - можно часто встретить среди  людей самых различных профессий. Непременная черта интеллигентности - внутренняя свобода человека, сознательно  подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе.

     Интеллигентность  проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в  понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям  и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с  забытыми душевными человеческими  свойствами - милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности  за судьбы людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Интеллигенция и революция
 

     Интеллигенция и первая русская революция 1905-1907 годов. В социально-политической области  начало XX века было ознаменовано острой политической борьбой и нарастанием  социальной напряженности. Социальные и культурные противоречия, которые  накапливались в России, раскалывали  общество на "верхи" и "низы", имущих и неимущих. Раскол происходил и в рядах интеллигенции. В  основе этого раскола - отношение  к формам и методам борьбы за справедливое переустройство общества. Одна часть  интеллигенции придерживалась либеральных  взглядов на эту проблему, видя выход  в постепенном реформировании общества, другая склонялась к революционному переустройству страны, не отвергая крайних форм борьбы, таких как насилие [4, c.76].

     Посредническая  прослойка русской культуры, воплощавшая  ее либерально-прогрессистскую ориентацию, оказалась слишком слабой, чтобы  создать общественную систему взаимодействия и взаимопонимания между всеми  слоями общества. Радикальная критика  клеймила эту часть интеллигенции, резко осуждала позицию умеренности  и постепенности в пользу радикальных  преобразований.

     Оппозиционность радикальной интеллигенции по отношению  к самодержавию резко усиливала  ее социальный критицизм, пренебрежение  к автономным формам духовности и  отрицательное отношение к религии. Усиление такого критицизма и прагматизма, отказ от устойчивых нравственных ориентаций способствовали допущению, а затем  и утверждению желательности  насилия и террора как наиболее эффективного средства радикального переустройства общества. В поисках той социальной опоры, которая поддержит политику социальных преобразований, радикальная  интеллигенция обращалась первоначально  к крестьянству (народничество), затем  к люмпен-пролетариату, накапливавшемуся в России в процессах модернизации, и наконец, к зарождающемуся рабочему классу.

     Весь  русский народ втянулся в борьбу против самодержавия, кульминационным  пунктом которой явилась революция 1905 - 1907 годов. Массовые народные выступления, революция не могли не сказаться  на умонастроениях представителей русской  культуры, русской интеллигенции. Последовавший  после поражения революции период политической реакции ознаменовал  отход большей части русской  интеллигенции от революционных  идей. Разочарование итогами революции  склонило общественность к поискам  идеалов в религиозно-философской  сфере. 

     Изменение умонастроений значительной части  русской интеллигенции, повернувшейся  к духовной сфере и отошедшей  от революционной борьбы, нашло свое выражение на страницах сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909).

     Первый  сборник появился в самый разгар начинавшейся революции. И если в  ХIХ веке борьба за политическую свободу  и социальную справедливость велась в основном с позицией материализма, позитивизма, нигилизма и марксизма, то авторы сборника, поддерживавшие освободительное  движение, выступали с позиций  этического идеализма.

     В 1909 году появился сборник "Вехи. Статьи о русской интеллигенции". Авторами его были широко известные публицисты, религиозные философы, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов  или близкие к ним по своим  взглядам. Сборник "Вехи" осуждал  недостатки русской интеллигенции, мешавшие нормальному развитию общества. В сборнике были помещены статьи Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, историка русской  литературы М.О.Гершензона, публициста А.С. Изгоева, профессора политической экономии Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка.

     Главным в этом сборнике был вопрос о роли русской интеллигенции в революции, отношении либералов к наследию революционных демократов. Авторы видели характерные черты мировоззрения  интеллигенции в ее "противогосударственности" и "безрелигиозности". В этом они  усматривали причину безрезультатности  действий интеллигенции. Поэтому авторы призывали интеллигенцию "пересмотреть свое мировоззрение", "через покаяние" обрести "новое сознание".

     Среди недостатков интеллигенции авторы сборника отмечали идолопоклонство  по отношению к народу, одностороннюю  ориентацию на социализм, атеистический  максимализм, подмену "религии идеальных  ценностей религией земных нужд" (С.Л. Франк). Такая религия, по мнению Франка, порождает лишь разрушение и ненависть, а не дух творчества.

     "Вехи" имели огромный общественный  резонанс. Только в 1909 году сборник  выдержал четыре издания. В  печати появилось более 200 статей, рецензий, откликов на него. Было  издано несколько сборников, направленных  против идей, высказанных авторами  сборника. На заседаниях научных,  религиозных обществ состоялись  десятки публичных диспутов, посвященных  обсуждению этих проблем. Резко  критически отозвался о "Вехах"  В.И.Ленин. Большевики, анализируя  послереволюционные настроения  интеллигенции, отмечали "переоценку  ценностей", более определенную  идейно-политическую дифференциацию  интеллигенции.

     Усиление  и углубление идейно-культурного  размежевания интеллигенции, особенно проявившегося после подавления революции 1905-1907 годов, нашло отражение  в известном высказывании В.И.Ленина о "двух культурах" в национальной культуре (1913 год). Его следует понимать, прежде всего, как наличие в обществе двух антагонистических идеологий, в которых выражалась глубина  социальных противоречий, классового противостояния, присущих данной эпохе [5, c.129].

     Таким образом, в первое десятилетие ХХ века в общественно-культурной среде  впервые широко обсуждался вопрос о  правомерности деятельности интеллигенции  в годы революции, ее идейного кредо, разворачивались споры о роли и судьбах русской интеллигенции, происходил процесс ее идейно-политического  размежевания.

     Интеллигенция и буржуазно-демократическая революция. Свержение монархии в феврале 1917 году вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, которая, по их мнению, должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага.

     В те дни, когда рушилась монархия и  формировались новые органы политической власти, выдающиеся представители российской интеллигенции, среди которых были художники А.Бенуа, И.Билибин, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, архитекторы  Н.Лансере, И.Фомин, артисты А.Ершов, Ф.Шаляпин, собрались на квартире М.Горького. Обсуждался вопрос о создании министерства искусства, которое взяло бы на себя функции царского министерства двора  по охране культурных ценностей. Они  считали, что должны сделать все  от них зависящее, чтобы спасти достояние  народа и помочь народу войти во владение тем, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с Горьким, вскоре подобная комиссия была создана  и в Москве под руководством И. Грабаря.

     Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и  национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства) открывали дорогу к  демократизации культурной жизни. Пробуждение  масс к активной творческой жизни  отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах  создавались театральные студии, изостудии, литературные кружки, музыкальные  студии. В сентябре 1917 года был создан центр, координирующий творческие организации  пролетариата - Пролеткульт (см. Терминологический  словарь).

     Однако  Временному правительству не удалось  вывести страну из кризиса. Революционные  иллюзии большей части интеллигенции  развеялись на протяжении 1917 года. Нарастало  разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него интеллигенцией надежд. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызывало еще более негативное отношение части интеллигенции. Октябрьская революция в Петрограде и последовавший разгон Учредительного собрания были восприняты ею как узурпация власти. И вновь интеллигенция была в очередной раз расколота.

     Октябрьская революция и интеллигенция. Трудно, противоречиво и болезненно принимала  основная часть российской интеллигенции  Октябрьскую революцию. Некоторые  из них встретили ее отрицательно, рассматривали как разрушительную силу, несущую гибель России и ее культуре, другие - всесторонне поддерживали.

     В исторической литературе принято выделять три группы в составе российской интеллигенции в зависимости  от отношения к советской власти:

  • полностью поддержавшие Октябрьскую революцию;
  • колеблющиеся;
  • не принявшие революцию.

     Пользуясь этой схемой, необходимо иметь в  виду, что она подвижна и условна. Политические настроения интеллигенции  зависели как от политической ситуации, так и от обстоятельств частной  жизни, которые в те бурные месяцы и годы менялись чрезвычайно быстро. Интеллигенция никогда не была однородна, ее представители входили во все  политические партии, принадлежали к  разным идейным течениям. Октябрьская  революция и гражданская война  углубили идейно-политические разногласия  интеллигенции.

     Ряд представителей интеллигенции приветствовали установление советской власти, некоторые  принимали непосредственное участие  в революционных событиях. Сюда можно  отнести тех, кто еще до революции  связал свою судьбу с революционным  движением и большевистской партией. Само появление большевизма как  идейного течения было связано с  исканиями леворадикальной части  российской интеллигенции. К концу 1917 года в большевистской партии насчитывалось  около 10% интеллигентов. Помимо профессиональных революционеров по разным причинам советскую власть поддержали К.Тимирязев, В.Маяковский, А.Блок, В.Брюсов, Е.Вахтангов, В.Мейерхольд, А.Таиров.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурология"