Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:26, контрольная работа
Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Интеллигенция: сущность и социальная природа……………………...5
2. Интеллигенция как социокультурный феномен России…………….11
3.Интеллигенция и революция…………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………......22
Список использованной литературы …………………………………….24
По Н.Бердяеву русская интеллигенция, скорее всего монашеский орден или религиозная секта со своей особой моралью, своим обязательным миросозерцанием. Она объединена идеями социального характера. И связано это с тем, что самодержавный монархический слой способствовал развитию самых радикальных социалистических и анархических идей с их крайним догматизмом. А русские, считал Бердяев склонны к тоталитарным и догматическим идеям. В этом особенность русской религиозной души, что и предопределило идеологический характер русской интеллигенции [3, c.67].
Интеллигенция
и интеллигентность. Интеллигенция
- категория социально-
Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не столько эрудицию или образованность человека, сколько состояние его души, его общий нравственный настрой и духовную красоту, проявляющиеся в доброжелательности и чуткости к людям, в нетерпимости ко всяким отступлениям от высоких этических норм.
Интеллигентность - это особый тип мироощущения человека. Став интеллектуально богаче, человек отнюдь не становится автоматически лучше, нравственнее, интеллигентнее. Интеллектуальная развитость несет человеку много добра, но она же создает возможности для зла, ханжества, предательства. Интеллигентность, причастная к культуре, начинается с высокой требовательности человека к себе и своему духовному миру, его приобщенности к высшим моральным законам.
Интеллигентность отнюдь не связана только с характером профессиональной занятости человека, выполняемой им работой. Она действует и за рамками его служебных обязанностей, включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека.
Принадлежность
к числу людей умственного
труда не делает человека интеллигентным.
Подлинная интеллигентность - это
не "привилегия" и не профессия,
а состояние души. Она присуща
человеку независимо от того, работает
ли он в лаборатории или в мастерской
художника, у станка или в поле.
Человека высокой культуры - а именно
это более всего сочетается с
широким пониманием интеллигентности
- можно часто встретить среди
людей самых различных
Интеллигентность
проявляется в трезвой
Интеллигенция и первая русская революция 1905-1907 годов. В социально-политической области начало XX века было ознаменовано острой политической борьбой и нарастанием социальной напряженности. Социальные и культурные противоречия, которые накапливались в России, раскалывали общество на "верхи" и "низы", имущих и неимущих. Раскол происходил и в рядах интеллигенции. В основе этого раскола - отношение к формам и методам борьбы за справедливое переустройство общества. Одна часть интеллигенции придерживалась либеральных взглядов на эту проблему, видя выход в постепенном реформировании общества, другая склонялась к революционному переустройству страны, не отвергая крайних форм борьбы, таких как насилие [4, c.76].
Посредническая
прослойка русской культуры, воплощавшая
ее либерально-прогрессистскую
Оппозиционность
радикальной интеллигенции по отношению
к самодержавию резко усиливала
ее социальный критицизм, пренебрежение
к автономным формам духовности и
отрицательное отношение к
Весь
русский народ втянулся в борьбу
против самодержавия, кульминационным
пунктом которой явилась
Изменение умонастроений значительной части русской интеллигенции, повернувшейся к духовной сфере и отошедшей от революционной борьбы, нашло свое выражение на страницах сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909).
Первый сборник появился в самый разгар начинавшейся революции. И если в ХIХ веке борьба за политическую свободу и социальную справедливость велась в основном с позицией материализма, позитивизма, нигилизма и марксизма, то авторы сборника, поддерживавшие освободительное движение, выступали с позиций этического идеализма.
В 1909 году появился сборник "Вехи. Статьи о русской интеллигенции". Авторами его были широко известные публицисты, религиозные философы, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним по своим взглядам. Сборник "Вехи" осуждал недостатки русской интеллигенции, мешавшие нормальному развитию общества. В сборнике были помещены статьи Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, историка русской литературы М.О.Гершензона, публициста А.С. Изгоева, профессора политической экономии Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка.
Главным
в этом сборнике был вопрос о роли
русской интеллигенции в
Среди
недостатков интеллигенции
"Вехи"
имели огромный общественный
резонанс. Только в 1909 году сборник
выдержал четыре издания. В
печати появилось более 200 статей,
рецензий, откликов на него. Было
издано несколько сборников,
Усиление и углубление идейно-культурного размежевания интеллигенции, особенно проявившегося после подавления революции 1905-1907 годов, нашло отражение в известном высказывании В.И.Ленина о "двух культурах" в национальной культуре (1913 год). Его следует понимать, прежде всего, как наличие в обществе двух антагонистических идеологий, в которых выражалась глубина социальных противоречий, классового противостояния, присущих данной эпохе [5, c.129].
Таким
образом, в первое десятилетие ХХ
века в общественно-культурной среде
впервые широко обсуждался вопрос о
правомерности деятельности интеллигенции
в годы революции, ее идейного кредо,
разворачивались споры о роли
и судьбах русской
Интеллигенция
и буржуазно-демократическая
В те дни, когда рушилась монархия и формировались новые органы политической власти, выдающиеся представители российской интеллигенции, среди которых были художники А.Бенуа, И.Билибин, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, архитекторы Н.Лансере, И.Фомин, артисты А.Ершов, Ф.Шаляпин, собрались на квартире М.Горького. Обсуждался вопрос о создании министерства искусства, которое взяло бы на себя функции царского министерства двора по охране культурных ценностей. Они считали, что должны сделать все от них зависящее, чтобы спасти достояние народа и помочь народу войти во владение тем, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с Горьким, вскоре подобная комиссия была создана и в Москве под руководством И. Грабаря.
Демократические
реформы Временного правительства
(отмена сословий, религиозных и
национальных ограничений, провозглашение
гражданских свобод, отделение церкви
от государства) открывали дорогу к
демократизации культурной жизни. Пробуждение
масс к активной творческой жизни
отразилось в широком движении художественной
самодеятельности: на фабриках и заводах
создавались театральные
Однако
Временному правительству не удалось
вывести страну из кризиса. Революционные
иллюзии большей части
Октябрьская
революция и интеллигенция. Трудно,
противоречиво и болезненно принимала
основная часть российской интеллигенции
Октябрьскую революцию. Некоторые
из них встретили ее отрицательно,
рассматривали как
В исторической литературе принято выделять три группы в составе российской интеллигенции в зависимости от отношения к советской власти:
Пользуясь этой схемой, необходимо иметь в виду, что она подвижна и условна. Политические настроения интеллигенции зависели как от политической ситуации, так и от обстоятельств частной жизни, которые в те бурные месяцы и годы менялись чрезвычайно быстро. Интеллигенция никогда не была однородна, ее представители входили во все политические партии, принадлежали к разным идейным течениям. Октябрьская революция и гражданская война углубили идейно-политические разногласия интеллигенции.
Ряд
представителей интеллигенции приветствовали
установление советской власти, некоторые
принимали непосредственное участие
в революционных событиях. Сюда можно
отнести тех, кто еще до революции
связал свою судьбу с революционным
движением и большевистской партией.
Само появление большевизма как
идейного течения было связано с
исканиями леворадикальной